"Сказка о часах" Л. С. Петрушевская
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Асламова Анна Вячеславовна

Урок литературного чтения в 3 классе (УМК "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_chasah.doc46 КБ
Office presentation icon skazka_o_chasah.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан с использованием технологии продуктивного чтения.

Тема урока: Л. С. Петрушевская «Сказка о часах».

Тип урока: Получение новых знаний: знакомство с биографией Л. С. Петрушевской, ее произведением.

Цели: Образовательные: познакомить с биографией Л. С. Петрушевской, произведением, обучать анализу произведения, учить видеть жанровые особенности, характеризовать персонажей.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, любовь к близким через анализ художественного текста, осознавать необходимость воспитания в себе уважения к родителям, старшим.

Развивающие: развивать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки, интеллектуальные функции.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: создать условия для сопоставления образов произведения с личным опытом и наблюдениями за окружающей действительностью, развивать внимательное отношение к людям, сопереживание, умение заботиться.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

- Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения, слушать и понимать речь других; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, развивать лексический запас.

- Познавательные УУД: умение образно мыслить, обобщать и анализировать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебники литературного чтения по УМК «Гармония», презентация.


  1. Организационный момент.

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку 
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

  1. Самомотивация к деятельности.

-Будем внимательно слушать сказку, и она поделится с нами своей добротой. Давайте отправимся вместе в мир прекрасного и интересного.

  1. Актуализация знаний.

-У вас на парте лежит лист, на котором написаны предложения. Прочитайте. Определите жанр. Вычитайте фактуальную и подтекстовую информацию.

Куда мать, туда и дитя.
Сердце матери отходчиво.
Материнская молитва со дна моря достанет.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет такого дружка, как родная матушка.

(Учащиеся работают в парах.)

-Расскажите, как вы поняли эти предложения? (Это пословицы. Речь идет о том, что мать и ее ребенок тесно связаны с самого раннего возраста. Мать – самый близкий человек для каждого. Мать стремится защитить своего ребенка, помочь ему справиться с жизненными трудностями. Она готова сделать все, чтобы защитить своего ребенка.)

-Всегда ли дети отвечают на материнскую заботу, замечают ее?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об отношениях матери и ребенка, о том, как мать помогает детям.)

4. Изучение нового материала. Работа с текстом до чтения.

-Посмотрите на картинки и догадайтесь, кто и что будет героями сегодняшней истории? (Дети высказывают предложения.) (Слайд 2)

-Да, это будут мама, дочка. И в истории будет участвовать эта таинственная коробочка.

-Сказку написала Людмила Стефановна Петрушевская. Она является нашей современницей.

(Слайды 3-5)

-Петрушевская родилась 26 мая 1938 г. в Москве. Она прожила тяжелое военное детство. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 г. – редактором на Центральной студии телевидения. Сейчас Л. Петрушевская живет и работает в Москве, пишет произведения как для взрослых, так и для детей.

-Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Как вы думаете, герои наши современники или жили давно? Как вы догадались? (Они современники, т.к. изображены современные вещи, одежда.)

-Что держит девочка в руке? (Часы.)

-Как она относится к часам? (Она любуется, дорожит часами.)

-Волшебные это часы или обычные? (Скорее всего волшебные, потому что это сказка.)

-Как вы думаете, связаны ли слова «жизнь», «время», «часы»? (Жизнь идет, идет время, идут часы, они отсчитывают время жизни.)

5. Изучение нового материала. Работа с текстом во время чтения.

-Будем читать сказку и наблюдать за взаимоотношениями героев. (Учащиеся читают вслух, ведется диалог с автором.)

-Что было в коробочке?  (Часы.)

-Нужно ли девочке заводить часы, как вы думаете? (Есть вещи, о которых взрослые знают больше детей. Наверное, мама знала, почему нельзя заводить часы.)

-Охарактеризуйте девочку, какая она? (Своенравная, упрямая, эгоистичная, капризная, думает только о то, во что одета.)

-Что сказала старушка девочке? (Высказывают предположения.)

6. Физкультурная минутка.

Громко тикают часы (Ходьба стоя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

В школу нам пора идти, (Ходьба стоя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)

7. Продолжение изучения нового материала.

Дети читают самостоятельно.

-Что загадала девочка старушке? (Отвечают по тексту.)

-Почему мать не показывала часы девочке? (Эти часы отмеряли время жизни того, кто их завел.)

-Кто завел часы? Почему? (Мама девочки, потому что боялась, что дочь заведет часы.)

-Что важного сказала мама дочке?

8.  Развитие связной речи.

-Давайте попробуем предположить, что случилось с героями через много лет? (Дети рассказывают.)

9. Продолжение работы с текстом.

Читает учитель.

-Как вела себя дочь, став взрослой? (Жила в богатстве, оставив мать в бедности.)

-Почему мать избежала смерти? (Дочь завела часы.)

-Как проявился в этом характер дочери? (Она стала Ласковой, заботливой, беспокойной, трудолюбивой, осознала смысл слов матери «Я живу только для тебя», потому что сама стала матерью. Сказала, что научилась не спать, потому что боялась проспать жизнь.)

10. Обобщение пройденного материала.

-Кем была старушка? (Управляла временем суток, выпускала ночь. Это символ жизни.)

-Что имела в виду старушка, сказав: «Ну что же, пока что мир остался жив»? (Часы не считали время жизни мира. Если в мире будет любовь и добро, жизнь будет продолжаться.) (Слайд 6)

-Кто был главным героем сказки? (Часы. Время идет непрерывно, надо успеть совершить добрые дела.)

-Почему эта история является сказкой? (Происходят сказочные события, есть сказочные герои, предметы.)

11. Домашнее задание.

Подготовьте пересказ сказки по частям.

12. Саморефлексия.

-Какие чувства остались у вас после прочтения текста?

-Что вам больше всего понравилось?

-Чему хотела научить этой сказкой Петрушевская? (Надо любить своих близких, быть внимательными к ним. Помнить, что родители желают добра своим детям. Спешить совершать добрые дела, потому что жизнь держится на любви.)

-Давайте передадим миру частичку доброты. Поделитесь теплом и радостью со своими одноклассниками. (Учащиеся поворачиваются друг к другу и делятся улыбками.)

13. Итог урока.

-Добро в этой сказке победило Зло. Надеюсь, что в ваших семьях будет царить покой и счастье, а вы приложите для этого все усилия. Спасибо за урок.


Приложение.

Пословицы для работы в парах.

Куда мать, туда и дитя.
Сердце матери отходчиво.
Материнская молитва со дна моря достанет.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет такого дружка, как родная матушка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель ГБОУ лицея №470 Асламова Анна Вячеславовна

Слайд 2

Догадайтесь, кто будет героями сказки?

Слайд 3

-родилась 26 мая 1938 г. в Москве -прожила тяжелое военное детство -после войны вернулась в Москву -окончила факультет журналистики Московского университета.

Слайд 4

Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 г. – редактором на Центральной студии телевидения.

Слайд 5

Сейчас Л. Петрушевская живет и работает в Москве, пишет произведения как для взрослых, так и для детей.

Слайд 6

Ты жива, и это главное.

Слайд 7

Если в мире будет царствовать любовь и добро, то жизнь не остановится. Мир будет жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Людмила Петрушевская Лингвистические сказочки

Знаете, кто такие Пуськи бятые? Как гуляла Калуша с Калушатами, и почему они подудонились? Прочитайте лингвистические сказки Людмилы Петрушевской....

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"

"Твори добро на всей Земле"  презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...

Урок литературного чтения во 2 классе "Л.Петрушевская «Все непонятливые»."

Урок литературного чтения во 2 классе  "Л.Петрушевская «Все непонятливые»."...

Проект урока литературного чтения в 3 классе "Сказка о часах" Л.Петрушевской

Тема: "Понимание авторского замысла и идей,характеристика персонажей в сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах". Основной задачей урока является раскрытие авторского замысла на примере главных героев пр...

Петрушевская "Сказка о часах".

Урок по литературному чтению....