Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой. Лев и собачка.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Козлова Ирина Викторовна

Системно-деятельностное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lev_i_sobachka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (УРОКОВ)

Предмет: Литературное чтение

Место урока в программе: Раздел : Великие русские писатели. Урок №

Тема урока

Для журнала: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. (Быль). Особенности сюжета.

                              Для учащихся: Может ли нравиться печальное?

Кол-во учебных часов

Планируемый результат

Предметные умения

УУД (метапредметные умения: П, К, Р, Л)

Формирование умения

 - различать жанры произведений и знакомство с жанром «Быль»,

 - характеризовать событие и персонаж

 - исследовать внутренний мир героя

 - делить текст на микротемы

 - ставить вопросы к тексту

 - создавать развёрнутый ответ на вопрос в соответствии с выделенными критериями

 - определять сюжетные линии рассказа

 - выразительно читать рассказ.

- познавательные задачи:
учиться  анализировать текст, находить элементы сюжета
выделять главное, делать выводы,
составлять характеристику героя,
умение характеризовать событие

пояснять непонятные по значению слова

соотносить настроение текста с другими видами искусств

 - коммуникативные: 
умение вести диалог,
давать полный ответ на вопрос

 - регулятивные: 
самоконтроль,

планирование деятельности

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно.
удержание темы на протяжении всего урока (учитель вопросами направляет детей)

прогнозировать область применения полученных знаний из текста произведения

 - личностные:
 умение сопереживать героям,
давать оценку их действиям

формировать качества компетентного читателя

Основные понятия

Открытые ранее: сказка, рассказ, басня, сюжет и сюжетная линия, главный герой.

Новые: быль

Организация образовательного пространства (по этапам УД)

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, ИЗО, музыка

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Учебник Л. Климанова «Литературное чтение, 3 кл». Аудиозапись. Слайды с изображением льва. Музыкальное произведение (минорное) Тема «Умирающий лебедь» Чайковского

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на произведении Л. Толстого «Лев и собачка»

Прослушивание отрывка музыкального произведения. На доске написан вопрос: «Может ли нравиться печальное?» В каких видах искусства мы можем встретиться с этим настроением?

(живопись, стихи, повести , кино..)

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебно-практической задачи

Последовательность изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о понятии «сюжет» и определить то, что пока неизвестно.

Приведите примеры прочитанных вами произведений, в которых встречается печальное настроение?

Подумайте, какой персонаж будет сегодня на уроке играть главную роль?

косматая грива

вальяжная походка

зубастая пасть

артист цирка

хищник

злобный

Фронтальная работа  

Делают вывод, что это ЛЕВ.                                                              

2. Исследование нового знания, открытие нового способа, поиск решения задачи

Цель: формировать умение анализировать текст; формировать умение характеризовать льва; формировать умение контроля над  своими действиями.

1.Учитель ставит аудиозапись.

 - Возможен ли данный сюжет в жизни?

 - Какие чувства вызвало у вас произведение? Кому понравилось и почему?

 

 2. Работа с заголовком.

- К какому жанру может быть отнесён данный текст?

Прослушивают аудиозапись.

Ответы на вопрос.

Делают  вывод, почему это быль?

III этап. Применение открытого способа, нового знания о предмете исследования

Урочная деятельность: отработка способа действия на разных заданиях

Цель: формировать умение работать в группе по выполнению задания на основе открытого способа; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

  1. Первичное самостоятельное чтение текста.
  2. Словарная работа: зверинец, ощетинился, метался барин, подле, тотчас.
  3. Работа над сюжетом. Выделите микротемы, связанные со львом.
  4.  Вывешиваются 2 изображения льва (свиревый, добрый) .
  5. Характеристика льва по микротемам с опорой на текст.

  1. Как и почему меняется облик льва?

  1. Синтагматическое чтение предложенных учителем отрывков по группам из обеих микротем.

Читают текст, подчёркивают непонятные слова.

Работа в группах.

Соотнесение микротем с картинками.

Поиск доказательств в тексте. Дети записывают на листе ватмана и вывешивают на доску.

Дети делают вывод: лев меняется от дикого зверя до животного с человеческими чувствами.

Дети выбирают критерии контроля, размечают текст. Чтение 2-4 детей вслух с критериальным анализом.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся.

 

 - Какой фразеологизм подходит к данному произведению? Лебединая верность, крокодиловы слёзы 

 - Почему?

 - Чему хотел научить нас автор?

 - Как вы думаете, почему мы начали наш урок с постановки данного вопроса «Может ли нравиться печальное?»

Д.З. По выбору.

1) Мини-сочинение. «Моё отношение к данному сюжету»

2) Изменить сюжет на радостный.

Групповая работа.Дети выбирают фразеологизм и дают объяснение.

Работа выполнена группой в составе: Белякова М.В., Козлова И.В., Салькова Г.А., Уварова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию...

конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»». 2 класс

конспект урока содержит два урока.Работа со скороговоркой:на уроке дети знакомятся с рассказом Л.Н.Толстого "Правда всего дороже" и "Котенок"затем анализируется рассказ,  проводится словарная раб...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Лев и Собачка""

Анализ произведения Льва Николаевича Толстого "Лев и Собачка"...

Конспект урока по литературному чтению. Л.Н.Толстого «Лев и собачка». 3 класс УМК «Школа России».

В данной разработке можно найти полезный материал для урока по чтению по теме "Лев и Собачка"....