Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Содномова Баирма Аюшеевна

Технологическая карта урока литературного чтения рассказа

В. И. Белова  «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»

Учитель начальных классов: СодномоваБаирмаАюшеевна

Программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Современная система обучения в начальной школе, реализуется программой «Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника.

Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.

В связи с реализацией ФГОС при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

Практическая значимость данного урока заключается в том, что было использовано в 3 классе. Урок оценен на высоком уровне, построен методически правильно.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения рассказа

В. И. Белова  «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»

Учитель начальных классов: СодномоваБаирмаАюшеевна

Программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Современная система обучения в начальной школе, реализуется программой «Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника.

Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.

В связи с реализацией ФГОС при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

Практическая значимость данного урока заключается в том, что было использовано в 3 классе. Урок оценен на высоком уровне, построен методически правильно.


Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип урока

Открытие нового знания

Тема урока

Рассказы о всякой живности В.И. Белова.  «Рассказы о всякой живности. Петух. Рома»

Цель урока

Формирование умения увидеть в рассказах-миниатюрах внутренний мир героев.

Задачи урока

- познакомить учащихся с  двумя рассказами – миниатюрами;

-развивать умение анализировать характер и поступки героев;

-формирование навыков ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения, составлять сравнительные характеристики;

-развитие способностей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову;

-воспитать  доброе и бережное отношения к природе, животному миру.

Технологии, методы, приёмы

Объяснительно-иллюстративное обучение, информационно-коммуникативная технология; проблемно-идеологическая технология.

Основные понятия, термины

 «воинственный», «настоящий красавец», «живность», «неприкаянный», «одинокий»,

Словарная работа: струхнуть, дёрновый, гумно, стожар.


Планируемый результат

Предметные умения

- развивать и совершенствовать навыки выразительного и беглого чтения;

- умение видеть художественные образы, представленные автором;

- умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Метапредметные умения

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность, во время урока, исходя из поставленной задачи;

- умение контролировать и оценивать свою работу и работу своих сверстников;

- вносить коррективы в свою работу.

Познавательные:

- уметь устанавливать причинно- следственные связи, уметь обобщать;

- умение сравнивать, анализировать;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение формулировать свое собственное мнение и собственную позицию;

- умение задавать вопросы и выслушивать ответы;

- владеть диалогической и монологической формой речи.

Личностные

- познавательный интерес к изучению материала;

- объективная самооценка;

-привитие навыков культурного общения;

- умение оценивать свою деятельность и деятельность других людей.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

- учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева,

-картинка с петухом, быком

-Рабочая тетрадь « Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева

-интернет-ресурсы: презентация о В.И. Белове, герои произведений.


Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

-осуществлять самоконтроль;

-положительная мотивация к учебной деятельности;

-Деткам всем пора проснуться и

И, конечно, улыбнуться.

Дружно, славно потрудиться

И чему-то научиться.

-Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку?

-Молодцы! Начинаем урок.

-Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2.Подготовка к чтению

3.Первичное чтение

4.Проверка впечатлений

-уметь прогнозировать текст по картинке, автору;

-уметь высказывать свою точку зрения;

-уметь слышать и понимать речь других;

-уметь понимать учебную задачу, искать способы её решения;

-слушать и понимать речь других;

-осуществлять самоконтроль;

-Посмотрите внимательно на картинки. Какая птица на ней изображена?  А ещё, какое животное изображено?

-Верно, а как вы думаете, почему на картинке изображен именно петух? Бык?

-Верно. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с  образом  петуха в рассказе «Петух» и образом быка по кличке Рома.

 Где живут петух и бык? К диким птицам или к домашним отнесем петуха? А быка к диким  животным отнесём или к домашним?

-О ком же первый рассказ?

-А сейчас я вам назову автора рассказа. Этот рассказ написал Василий Иванович Белов.

-Вам уже знаком этот автор? Что вам известно об авторе произведения?

-Василий Иванович Белов – известный русский прозаик. Родился он в 1932 году в небольшой северной деревушке. Став писателем, он поселился в Вологде, но никогда не забывал своей малой родины. В любое время года приезжал в любимые с детства места, где надолго оставался, писал свои замечательные книги о селе, о четвероногих и пернатых обитателях русской деревеньки.

Василий Иванович Белов жил в гармонии с природой. Девизом его отношения к миру могли бы стать слова нашего талантливого писателя Александра Ивановича Куприна: «Надо любить все: зверей, птиц, растения. В этом красота жизни».

-А какие произведения В.Белова вы уже читали?

-Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с  рассказами «Петух»  и « Рома» из  сборника Василия Белова, который  называется «Рассказы о всякой живности».

- Чтение произведения о петухе.

-Понравился ли вам этот рассказ?

Чем он  вам понравился?

- Что вы можете сказать о петухе?

-Настоящий красавец?

- Почему автор говорит о петухе, что он  воинственный?

Работа с непонятными словами: «воинственный», «настоящий красавец»

-Петух. Бык.

-Произведения будут о петухе и быке.

-Да.  Ответы детей.

-Высказывают свои предположения

Презентация о В.И. Белове, и о его произведениях (в приложении).

Чтение подготовленными учащимися.

5.Первичное чтение

-слушать и понимать речь других;

-осуществлять самоконтроль;

Сейчас мы с вами проверим, насколько вы проницательны. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Рома»,  а вы внимательно его послушайте и сделайте вывод, почему автор говорит нам о быке, что он неприкаянный и одинокий?

Учитель  вслух, выразительно читает текст.

Внимательно слушают учителя.

6.Проверка впечатлений

-уметь высказывать своё мнение;

-уметь слушать и понимать речь других;

-уметь учитывать различные мнения и стремиться к координации;

-Понравился ли вам этот рассказ?

-Чем он  вам понравился?

Грустное или смешное это произведение? Почему?

(Чувство родины оказалось даже свойственно быку.)  

-А вы видели подобные ситуации?

-Хорошо, молодцы!

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.

7.Физкультминутка

- умение применять правила охраны своего здоровья;

-А теперь, ребята, давайте с вами немного отдохнем.

-Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка, головою три кивка

На четыре -  руки шире

На пять – руками помахать

На шесть – за парты тихо сесть.

8.Подготовка к повторному чтению

-осуществлять поиск необходимой информации;

-уметь правильно и точно выражать свои мысли;

(Работа с непонятными словами: «неприкаянный»,  «одинокий»)

- Ребята, а как вы понимаете слово живность? Что это такое?

-Неприкаянный?

- Одинокий?

Словарная работа:

- струхнуть, дёрновый, гумно, стожар

Отвечают на вопросы учителя, работают со словарем.

Чтение слов  из сносок.

9.Повторное чтение текста

-умение бегло и выразительно читать;

Чтение рассказа  детьми перекрестной цепочкой.

10.Анализ текста

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-внимательность

-умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-осуществлять поиск необходимой информации в тексте;

-моделировать;

-умение работать в группах;

-уметь применять новые знания на практике;

-Что таилось в этой большой голове?

-Ребята, а как вы понимаете выражение: «В печальных круглых, отливающих синевой глазах сквозило что-то нездешнее и тоскливое»?

- Ребята, а как вы понимаете выражение «но иногда глаза Ромы наливались кровью»

В. И. Белов размышляет о понимании и глубине отношений между природой, стремится и читателя вызвать на эти размышления.

Как ревел бык? Найдите это в тексте и прочитайте.

Каким изобразил белов быка?

-Тонна- это сколько?

-Куда уходил бык?

-Ребята, что хотел сказать нам автор этим рассказом, как вы думаете?

-А чему нас может научить этот рассказ?

-Ребята, какие вы молодцы.  А давайте, сейчас мы с вами будем создавать «живую картину».

- Роме плохо от того, что его никто не хочет понять. Чувство сожаления и сострадания вызывает этот случай, бережно рассказанный автором.

- Вроде бы ревел двигатель пролетающего реактивного самолета. Нет, на самолет не похоже. Машины тоже так не рычат, даже когда буксуют.

-В нём была добрая тонна весу.

- На центральную усадьбу.

-Что во всем обычном есть необычное.

-Быть внимательными и любить природу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ

1. Возраст и внешний вид героя

2. Черты характера героя

3.Как изменяется герой по ходу содержания произведения

4.0тношение автора и учащегося к герою произведения 

11. Постановка «живой картины». Прояви творчество.

-  принимать творческую задачу и искать способы её решения;

- показывать свои творческие способности;

- Работа  в группах.

 Задание каждой группе: прочитать текст, догадаться о каких героях пишут авторы, и показать пантомиму.

-А теперь покажем эту «живую картинку» перед классом.

-Сейчас мы перед доской встанут участники каждой группы и покажут движения.

Показывают картину. Происходит обсуждение исполнительского мастерства учащихся.

-Ребята, какие вы все молодцы!

-На карточках задание: покажи пантомиму на корову, собаку, кошку.

Работа в группах

- Как изобразить? Как выглядит? Какие есть  повадки у животного?

 - Кто изобразит?

12.Итог урока. Рефлексия.

-уметь формулировать выводы;

-самооценка и контроль своей деятельности;

-оценивать качество и уровень усвоения полученных знаний;

- Итак, ребята, с рассказами  какого писателя мы сегодня работали на уроке?

- О чем эти  рассказы?

- Как вы думаете, почему автор решил изобразить их и выразить свои впечатления о жизни в деревне через описание животных?

- Чему может научить рассказ «Петух»?

-Чему может научить этот рассказ Рома?

-Молодцы ребята! Верно.

 Вы сегодня хорошо поработали.  

Карточки у каждого ребенка. Прошу выполнить упражнение.

 «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Василий Ивановича Белова.

-О петухе и о быке Роме.

-Потому что это домашние животные, и они живут в деревне, с их помощью лучше показать жизнь в деревне со всеми ее переживаниями.

- Не быть горделивым, не зазнаваться.

-Быть добрыми, послушными, заботливыми, любить природу и Родной дом.

 Рефлексия-

Дети пишут буквы.

13.Домашнее задание

-слушать и понимать речь других;

  -Вашим домашним заданием будет написать сочинение «Мой любимый питомец».

-Для  слабоуспевающих детей:  задание – в рабочих тетрадях с. 25  №10(Прояви творчество)

Список литературы:

- Учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева,

- Картинка с петухом, быком

-Рабочая тетрадь « Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева

- Интернет-ресурсы: презентация о В.И. Белове, и о его героях произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...