Сергей Михалков
план-конспект по чтению по теме

Смелова Екатерина Анатольевна

Конспект занятия с детьми подготовительного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по чтению в подготовительной группе

компенсирующего вида

Тема: «Путешествие по стихам С.В. Михалкова»

Цель:  -  уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова;

- учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов, понимать их нравственный смысл;

- учить детей выразительному чтению стихов наизусть, развивая поэтический слух;

- замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение;

-  активизировать употребление прилагательных;

 -воспитывать доброту, смелость, заботливое отношение к животным.

Оборудование:

портрет С.В. Михалкова; подборка книг для тематической выставки «С.В. Михалкову 95 лет»;

детские рисунки для выставки «Мы любим стихи С.В. Михалкова»; письмо С.В. Михалкова детям;

атрибуты для инсценировки стихотворения «Бараны» (шапочка, корзина, щенок);

картинки для объяснения слов (жбан, корзинка для котят, щенок – игрушка);

книга «Путешествие по стихам С.В. Михалкова; государственный гимн Российской Федерации;

Словарная работа:  Фома-неверующий;  упрямый, как баран;  сбилась с ног; жбан; каланча.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Дети входят под музыку «Мы едем-едем-едем…»

Пальчиковая гимнастика (кулачки сжать – разжать; пальчики здороваются)

 «Рыбки плавали-ныряли»

В чистой светленькой воде,

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

Сказать скороговорку: «Белые бараны били в барабаны» (тихо громко, медленно, быстро).

Знакомство с творчеством С.В. Михалкова:

2. У замечательного писателя Сергея  Владимировича Михалкова 13 марта день рождения и мы сегодня поговорим о его творчестве. Он автор многочисленных стихов, басен для детей, пьес, автор текста Государственного гимна Советского Союза. Родился он в Москве, детство провёл на Северном Кавказе – в Пятигорске. Закончил литературный институт в Москве, во время ВО войны был военным корреспондентом. Писать стихи начал в 9 лет, а печатать их стали в 15 лет. Первые детские книги «Огород», «Дядя Стёпа» были опубликованы в 1936 году. Его первым читателям уже более 70 лет, а детские произведения Михалкова всё продолжают перечитывать. У него в шкафу около 40 млн. книг! Михалкова по праву называют самым титулованным российским советским писателем. Он – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Его имя присвоено одной из малых планет Солнечной системы. Кстати, эпитафия на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - это тоже Сергей Михалков.

 Ребята, перед вами книга стихов С. Михалкова. Многих из героев этих стихов вы знаете. Открываем первую страницу.

- Назовите самого любимого вашего героя. Кто он? (Дядя Стёпа)

- За что вы его любите? (он добрый, весёлый, смелый, честный, сильный, большой друг детей)

- А где и как у поэта сказано о его доброте?

- смелости?

-Кто помнит наизусть?

Прочитать отрывки, наиболее выразительные эпизоды:

Как спас из реки тонущего школьника Васю Бородина. А когда его хотят как-то наградить: «Попросите что угодно», - дяде Стёпе говорят. Он спокойно и решительно отвечает: «Мне не нужно ничего, я задаром спас его».

Как выпустил голубей из горящего дома;

Остановил поезд;

Починил светофор;

Снял со льдины старушку.

Всё то доброе и хорошее, что делает дядя Стёпа. Он делает так легко и непринуждённо, что чувствуешь, что поступать по иному просто невозможно. И поэтому “Все любили дядю Стёпу, уважали дядю Стёпу, был он самым лучшим другом всех ребят со всех дворов”.

Перелистываем страницу.

- Кто ещё из героев стихов С. Михалкова вам нравится? (девочка из стихотворения «Мой щенок»; она заботливая, любит щенка, беспокоится о нём).

- А как об этом сказано в стихотворении? – Послушаем/ Чтение стихотворения

Обратите внимание, ребята, поэт ни слова не говорит о девочке сам. Правда? А вот мы знаем, что она добрая, любит животных.

- Как вы думаете, почему? Вам она нравится?

А сам щенок, посмотрите, какой забавный! Сразу видно, озорник, непоседа, игрун, глупый (спросить у детей, какой щенок).

- А какое ещё есть у С. Михалкова стихотворение про другого щенка? («Трезор»).

- Похожи они (эти два щенка) друг на друга? Чем?

Перелистываем страницу.

- Догадались, о ком стихотворение? (о котятах; их всего пять)

- Какие они все? (забавные, озорные, хорошенькие)

Чтение стихотворения (с корзинкой).

Физминутка «Маленькая лягушка»

Я маленькая добрая лягушка,        (присесть и  прыгать)

И я по всем дорожкам попрыгушка.

Я летом замечательно пою,        (поквакать, попрыгать)

Зато зимою очень спать люблю        (засыпают).

Когда весна приходит, просыпаюсь,        (потянуться)

Потом по сторонам я озираюсь,        (вращение головой)

Потом вдруг муху на лету хватаю,        (ловят руками)

Потом я пучеглазиком мигаю,        (поморгать глазами)

И временами далеко скачу,        (энергично попрыгать по кругу)

Зато потом сижу я и молчу.        (садятся на стулья)

Ребята, скажите, а на кого в стихах С. Михалкова вы не хотели бы быть похожим? Над кем вы смеялись, когда читали стихи? (перелистываем страницу)

Чтение стихотворения «Прививка»

- Почему он смешной? (хвастался, хвастался, а как до дела дошло, задрожали коленки).

Но, может быть, он хвастался, чтобы взбодрить себя, преодолеть свою слабость? Ведь вы, наверное, знаете, как трудно в первый раз.

Перелистываем страницу.

- А вот кто действительно смешон и странен, так это один ужасный упрямец.

- Кто знает, о ком речь? (о Фоме)

Чтение отрывка стихотворения.

- Видите, автор с весёлой иронией показывает, в какое неловкое положение ставит себя этот мальчик.

Объяснение фразеологизма «неверующий Фома»

- А в каком ещё стихотворении С. Михалков высмеивает глупое упрямство?

(Перелистываем страницу)

Не знаете? Вот послушайте.

Инсценировка стихотворения «Два барана»

- Почему «утром рано утонули два барана»?

Объяснение фразы «упрямый, как баран».

Перелистываем ещё одну страницу.

«А что это у вас?» Инсценирование

Путешествие наше подошло к концу. Понравилось вам?

- Что вы узнали о Сергее Михалкове?

- Какие стихи вы вспомнили?

- Чему учат стихи С. Михалкова? (быть добрыми, смелыми, находчивыми, решительными, вежливыми, заботливыми, помогать друг другу, не быть лентяями, хвастунишками, лгунишками).

Мы ещё будем знакомиться с другими стихотворениями Сергея Михалкова, его баснями, сказками, а сейчас давайте закончим наше занятие песней на стихи С. Михалкова «Мы едем-едем-едем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергей Михалков "Говорят, под Новый Год..."

Презентация к уроку Обучения грамоте. Стихотворение Сергея Михалкова "Говорят, под Новый Год..." Стихотворение разбито на четверостишья, можно использовать для чтения и заучивания....

Сергей Михалков

Данная презентация поможет учителю начальных классов организовать  на уроке литературного чтения в 4 классе беседу о жизни и творчестве писателя....

Сергей Михалков

Данный материал рекомендован к использованию как в урочное, так и внеурочное время....

Сергей Михалков «Мой секрет» (с использованием приёмов технологии развития критического мышления)

Технология развития критического мышления представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, который на сегодня является основным приоритетом образования. О...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"...

Презентация " Великие люди России» Сергей Михалков

Эту презентацию можно использовать на уроке литературного чтения...

Конспект урока "Сергей Михалков"

Конспект урока "Сергей Михалков"...