Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яковлева Наталья Ивановна

Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».

Урок способствует  обогащению духовного мира личности, восприятию    нравственных ценностей, принятых в обществе, формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме, формированию позитивного опыта взаимодействия с окружающими людьми, в частности, с одноклассниками.

Внутрипердметный модуль «Риторика» позволяет расширять познавательные возможности в области литературного чтения, углублять коммуникативные комптенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

«Литературное чтение и внутрипредметный

модуль «Риторика»

3 класс

Тема урока  

 «М. Зощенко «Через тридцать лет».

Учимся составлять диалоги»

 

Яковлева Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

2013-2014 учебный год


Тема «М. Зощенко «Через тридцать лет»

Учимся составлять диалоги»

Цель:

  1. Сформировать представление о добрых взаимоотношениях и поступках людей.
  2. Ввести план составления отзыва на художественное произведение.
  3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

  Планируемые результаты:

  1. Личностные  - формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми люди сталкиваются в жизненных ситуациях.
  2. Предметные -  учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; учить работать с книгой (узнавать произведение по обложке, находить нужное произведение в книге).
  3. Метапредметные - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение четко определять области знаемого и незнаемого; способности обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

УУД:

  1. Личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса. Осмысление понятий «честность», «благородный поступок»; «любовь» или «жалость», пословицы «Жизнь дана на добрые дела».  Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст.
  2. Познавательные - развитие умения работать с информацией, обучение  сравнению, анализу, наблюдению; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение главной мысли в тексте, последовательности событий, отбор ключевых слов для создания собственного текста.  Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
  3. Регулятивные –  освоение способов контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала, выполнять задания в соответствии с целью.
  4. Коммуникативные – умение работать в группе: договариваться с партнерами, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, приходить к общему решению, строить понятные для партнера высказывания.

Используемые методы:

  • словесные (объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные (показ презентации);
  • практические (выполнение работы на карточках, заданий в Творческой тетради);
  • активные (работа в парах, группах).

Ресурсы и оборудование: 

  • Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1;
  • Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. Рабочая тетрадь по развитию речи. Волшебная сила слов. 3 класс;
  • Т. Ю. Коти. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс;
  • Бойкина М. В. Уроки чтения. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
  • Мультимедийный проектор. Презентация;
  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Школьная образовательная сеть – Дневник.ру.
  • Интернет-ресурсы

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные  - формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми люди сталкиваются в жизненных ситуациях.
  2. Предметные -  учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст (диалог) на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; учить работать с книгой (узнавать произведение по обложке, находить нужное произведение в книге).
  3. Метапредметные - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение четко определять области знаемого и незнаемого; способности обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный этап

Приветствие учителя

Проверка подготовки учащихся к уроку

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Регулятивные: организация учебного пространства

  1. Проверка домашнего задания

- дома вы прочитали рассказ М. Зощенко «Через тридцать лет»

- перед вами сборники книг М. Зощенко. Определите, есть ли в сборнике произведение М. Зощенко «Через тридцать лет»?

- рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают?

Вопросы по содержанию текста:

- кто главный герой?

- от чьего имени идет повествование?

- какие чувства вызывает у вас героиня рассказа? - нравится ли она вам?  Почему?

Учащиеся рассматривают сборники, находят рассказ, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы

Познавательные: ориентация в книге

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к герою художественного произведения

  1. Основная часть

- мы продолжаем изучать произведения из раздела «Жизнь дана на добрые дела».

Объявление  темы урока:

- сегодня мы будем говорить о рассказе

М. Зощенко «Через тридцать лет» (слайд № 1)

- подумайте и предположите, чему вы сможете научиться сегодня на уроке?

- да, мы будем учиться работать с текстом, узнаем о писателе, научимся писать отзыв, будем работать в группе,  выполняя   интересные задания

Знакомство с автором. Презентация (слайды № 2 - №10)

Учащиеся высказывают предположения

Кратко биографию рассказывает подготовленный ученик с опорой на слайды

Регулятивные: умение определить свое «знание-незнание», планировать свою деятельность на уроке

Работа по содержанию текста:

- можно ли утверждать, что Леля действительно заболела? Обоснуйте мнение.

- прочитайте по ролям отрывок, в котором   Леля изображала больную, используя соответствующую интонацию.

- как вы думаете, почему она это сделала?

- можно ли утверждать, что родители, наказав девочку,  поступили с ней справедливо?  

- обоснуйте свое мнение.

-почему рассказ появился через столько лет?

- почему автору так важно было рассказать о событии, которое произошло  давно?

- определите те слова, которые стоит запомнить на всю жизнь («…надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие»)

- назовите тему произведения

Учащиеся отвечают на вопросы, подтверждают словами из текста

Учащиеся распределяют роли, читают отрывок

Личностные:  умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса. Проявление эмоционально-ценностного отношения к герою художественного произведения

Коммуникативные: умение работать в группе: договариваться с партнерами, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли

Познавательные: поиск необходимой информации в книге. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:   освоение способов контроля, коррекции  действий при работе в группе

Восстановление  плана рассказа М. Зощенко  (слайд № 11):

  1. Родители ушли
  2. Леля притворилась больной
  3. Наказание

Учащиеся называют варианты пропущенных пунктов плана

Познавательные: умение составлять план текста

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Работа с пословицами

- из предложенных пословиц (слайд № 12) выберите ту, которая отражает главную мысль рассказа М. Зощенко. Объясните.

Все пройдет, одна правда останется.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Шила в мешке не утаишь.

Все тайное становится явным.

Учащиеся читают на слайде пословицы, объясняют свой выбор

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

 Познавательные: подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать свое суждение

Личностные:

Работа  в «Творческой тетради»

- сегодня мы будем учиться писать отзыв о прочитанном произведении (слайд № 13).

- прочитайте диалог Ани и Вани.

- что же такое отзыв?

Отзыв – мнение, суждение о прочитанном произведении, содержащее оценку поступков героев и происходящих событий.

- прочитайте отзыв ученика (на карточках – приложение 1).

- опираясь на слайд (слайд №14), определите,  есть ли в нем все, что необходимо? Отметьте значком  

Открывают «Творческую тетрадь» на с.13

Два ученика читают диалог

Каждый ученик работает (читает, отмечает) с карточкой «Отзыв ученика» (приложение 1).

Учащиеся отвечают, аргументируют, зачитывая отрывки из отзыва

Коммуникативные: умение выслушивать другое мнение

Познавательные: умение работать с текстовой информацией

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, контролировать и корректировать  правильность выполнения задания

  1. Внутрипредметный модуль «Риторика»

Тетрадь «Волшебная сила слов»

Групповая работа (слайд № 15)

- объединитесь в группы

- рассмотрите рисунки

- как вы думаете, подходят ли они к теме нашего урока? Объясните.

-  составьте к рисункам диалоги, организуйте инсценировки.

- приготовьтесь быть внимательными зрителями.

- просмотр инсценировок.

- чему вы учитесь, выполняя это задание?

Учащиеся на с. 15 рассматривают рисунки и говорят о том, что на них изображены добрые поступки детей.

Составляют диалоги, распределяют роли.

Выступают с короткими инсценировками.

Говорят о том, что учатся дружно работать, развивать речь

Коммуникативные: умение работать в группе: договариваться с партнерами, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли

Личностные: развитие умения взаимодействия с разными людьми в различных жизненных ситуациях

Регулятивные: умение оценить выступления своей группы и других групп в соответствии с целью задания

  1. Итог

-что важное  вы взяли для себя после изучения рассказа М. Зощенко «Через тридцать лет»?

- что запомнилось на уроке?

- чему еще вы бы хотели научиться?

Учащиеся высказывают свое мнение

Личностные: осмысление понятий «честность», «благородный поступок»; «любовь»,  «жалость»

  1. Рефлексия

- для того чтобы проверить свои знания, выполним следующие задания

1) соберите рассыпавшиеся пословицы

(слайд № 16).  Какова их тема?

- проверьте (слайд № 17)

2) соотнеси названия произведений и фамилии  авторов (слайд № 18)

- проверьте (слайд № 19)

Учащиеся читают части пословиц, названий произведений, фамилии авторов, обсуждают, называют составленные варианты, проверяют.

Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Познавательные: умение составлять пословицы, объясняя их смысл

Регулятивные: проверка знаний изученных произведений (названия, авторы)

  1. Домашнее задание

- пересказать рассказ

- написать отзыв в Творческой тетради, с.13

Дополнительное задание:

- в Дневнике.ру  открыть файл  «Правила добрых взаимоотношений»,  выполнить задание, переслать по электронной почте

- до новых встреч на уроках литературного чтения! (слайд № 20)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники (слайд № 19). Дома выбирают то задание, которое хотят и могут выполнить.

Личностные: проявление желания выполнить домашнее задание

Познавательные: использовать приобретенные знания

Регулятивные:  самостоятельный контроль записи домашнего задания

Приложение 1

  1. Отзыв ученика

Недавно я прочитал рассказ М. Зощенко «Самое главное». Рассказ мне очень понравился. Он заставил меня задуматься: надо ли быть сильным или достаточно иметь храбрость; что является самым важным в жизни? Главным героем рассказа является наш сверстник Андрюша Рыженький. Сначала он был трусливый мальчик. Мама этого мальчика очень расстраивалась, что у нее такой сын. Но потом мы наблюдаем, как меняется характер мальчика. Проявил Андрюша храбрость, но ничего из этого не получилось. Проявил ум, но не смог помочь мальчику. Но оказалось в жизни этого недостаточно! Для того чтобы проявились все лучшие качества человека, надо всему учиться! Надо многое знать! И тогда ты сможешь быть сильным, умным, смелым. А таких людей всегда любят и уважают.

  1. «Правила добрых взаимоотношений»

Заполните пропуски, используя слова для справок.

Кто … людям, у того и свои … сбываются.

Делай … людям бескорыстно, и это принесет …. .

Меньше … о добре, а больше … его.

Доброе … сто´ит больше, чем миллион добрых … .

Твори … для других не меньше, чем для себя.

Доверяйте людям, и они … вам тем же.

Кто скоро …, тот … обретает.

Слова для справок (некоторые слова используются дважды): помогает, желания, добро, радость, говори, делай, дело, слов, ответят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""

Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход....

Урок литературного чтения в 1 классе.Тема урока: ЧЕМУ УЧАТ ГЛУПЫЕ ИСТОРИИ? (Стихотворение Б. Заходера «Два и три» и рассказ М. Зощенко «Глупая история».)

 Цель урока:  формирование сознательного, правильного чтенияЗадачи:  познакомить с рассказом М. Зощенко  «Глупая история»                формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию   ...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России» 1 классТема урока: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».

Цель урока: познакомить с юмористическими произведениями.Планируемые результаты:Предметные:-умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умениевыразительно читать целыми словами.Личностны...

Урок литературного чтения в 1 классе по рассказу М.Зощенко "Глупая история"

        Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовате...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»

Технологическая карта урокаПредмет: Литературное ЧтениеКласс:3...