Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Платонова Дарья Андреевна

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное Чтение

Класс:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех карта118.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное Чтение

Класс:3 А

Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: Прочитать   и   осмыслить   рассказ   М. Зощенко

Планируемые результаты

        

Предметные

Знать:фамилию (Зощенко), имя (Михаил), автора, название рассказа («Золотые слова»).

Понимать: главную идею рассказа «Золотые слова».

Уметь: читать рассказ выразительно, уметь находить ответы на вопросы в процессе анализа произведения «Золотые лова» и во время обобщающей беседы.

Анализ:художественного текста «Золотые слова»

Синтез:

Оценка: содержания рассказа «Золотые слова» для воспитания качеств личности:

патриотизма, чуткости, трудолюбия, заботливости и бережливости.

Метапредметные

Регулятивные: развивать внимание (ответы на вопросы по содержанию рассказа «Золотые слова»), память, мышление (умение видеть подтекст), речь (грамотные ответы на вопросы); совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст), совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Познавательные:ознакомить детей с творчеством М.Зощенко;

Коммуникативные:участвовать в диалоге с преподавателем; высказывать свою точку зрения в процессе обсуждения рассказа «Золотые слова».

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить  заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Основные понятия: рассказ, Родина

Методы, технологии: беседа

Для учителя:учебник, мультимедийная установка, книги М.Зощенко

Для учащихся:учебник, тетрадь, пенал

Оформление доски:                                                                   14 апреля

Классная работа

http://strategiccannabislegal.com/photo/56b38bda4a047.jpg           http://www.booqs.ru/products_pictures/77149_big.jpg

Оформление тетради:

14 апреля

Классная работа

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

ПрельщАла стала заманчивой, приятной.

УгорЕть  отравиться угаром, потерять соображение.

УгорЕвший – отравился угаром.

РазвЯзно излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

РаскАяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация  необходимых знаний

  1. Организационный момент (1 мин)

- Проверьте, пожалуйста, чтоб у вас на парте лежал учебник, тетрадь и пенал. Закрытые портфели должны висеть на крючках.

  1. Объявление темы и постановка цели урока (7 мин).

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

Что общего у этих слов?

Кто сможет дать объяснения эти словам?

/Уч-ся пытаются лексическое значение слов./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этикет - правила поведения. (доска!)

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом, в котором будет говориться о воспитанности.

На экране появляется портрет писателя.

Знаете ли вы, этого человека?

Что вы о нём знаете?

Тема нашего урока рассказ «Золотые слова» М.М. Зощенко. Сформулируйте цель нашего  урока.

Дети закрывают портфели и вешают их на крючок, проверяют рабочее место.

Дети слушают.

Это однокоренные слова.

Дети отвечают.

Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек.

М.М.Зощенко.

Прочитать и проанализировать произведения М.М. Зощенко «Золотые слова».

2. Мотивация познавательной деятельности

Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «золотой» в прямом значении? Что- в переносном?

Какие слова могут считаться «золотыми»?

Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?

Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные

У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и  он должен ими пользоваться.

Дети вспоминают вежливые слова.

3. Организация познавательной деятельности

  1. Подготовительная работа (13 мин)

Прежде чем приступить к чтению рассказа, давайте познакомимся поближе с автором этого произведения.

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

 Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным  словам, «подлинную и неприкрытую жизнь  живых людей  с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?

/Если учащиеся знают, то говорят, если нет читают информацию на слайде./

Что запомнили из рассказа об авторе?

Какие произведения М.Зощенко вы читали?

На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.

/Учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов./

Писатель создал целые циклы рассказов, адресованных детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

Книжная выставка.

«Калоши и мороженое».

Леля и Минька - главные герои как  все дети любят мороженое. Однажды Леля нашла старую калошу в кустах и вместе с Минькой продала ее тряпичнику. На полученные деньги дети купили мороженое. На следующий день им захотелось еще мороженого, и они стали думать, где достать еще калоши, чтобы их продать. В прихожей было много калош. Дети несколько калош забрали и продали их, но кое-что помешало им купить  мороженое. Как вы думаете, что помешало? Узнаете, когда прочитаете.

«Тридцать лет спустя»

Минька часто болел. А когда дети болеют, родители хотят сделать им приятное, покупают подарки. Леля почти не болела, и она завидовала брату: ведь его забрасывали подарками. Один раз Леля случайно проглотила маленький металлический шарик для игры в настольный бильярд. Родители очень забеспокоились. Но вскоре их волнение сменилось неудовольствием, даже раздражением против Лели. Почему так произошло, вы можете узнать, прочитав рассказ.

Словарно-лексическая работа.

Учитель спрашивает значение слово. Дети стараются объяснить, затем слово и его значение появляется на слайде и учитель уточняет ответы детей.

ПрельщАла стала заманчивой, приятной.

УгорЕть  отравиться угаром, потерять соображение.

УгорЕвший – отравился угаром.

РазвЯзно излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

РаскАяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

Первичное чтение и проверка читательского восприятия (5 мин)

Послушайте внимательно произведение (учебники у детей закрыты) и постарайтесь ответить на вопрос: почему автор назвал свой рассказ «Золотые слова»? Кому удобно закройте глаза и посторайтесь предсавить, как можно ярче , то что я буду читать.

Физкультминутка

Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.

Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».

  1. Постановка учебной задачи (1 мин)


Давайте ещё раз внимательно прочитаем рассказ и подумаем, можно ли рассказ «Золотые слова» назвать юмористическим? Почему?

  1. Повторное чтение по частям и анализ (15 мин)

Текст разбит на смысловые части, каждая часть предполагает дальнейшее размышлении.

1 часть.(1 часть заканчивается  предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

От чего имени ведётся рассказ?

Почему дети любили ужинать со взрослыми?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

Что самое главное в этой части?

Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

2 часть (2 часть заканчивается  предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

Почему это произошло?

Что самое главное в этой части?

Чтение рассказа до конца.

Почему дети не сказали папиному начальнику, что в его чай попало масло?

Как папа  Ляли и Миньку их назвал?

Почему папа назвал их поведение глупым?

Найдите и прочитайте, какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?

Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком?

Как автор выражает свое отношение к событиям и героям? Найдите и прочитайте в тексте.

Что самое главное в этой части?

Обобщающая беседа. (7 мин.)

  1. Беседа о смысле выражения «золотые слова».

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

От какого слова образовано слово юмористический?

Что такое юмор?

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Что такое юмористический рассказ?

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

Какие моменты вам показались смешными ?

Помогает ли понять основную мысль произведения название рассказа?

В чем она заключается?

В каком значении использует автор слово «золотой»?

Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

.

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Юмор

Это то, что вызывает у нас смех.

Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152стр.)

Юмористический рассказ – это рассказ, в котором присутствует оптимистическое настроение.

Да

Смешно то, как мальчик додумался разогреть масло над чашкой горячего чая. Если мы представим картину падения масло в чай, представим выражение лиц детей: удивленное- испуганное  лицо Миньки и смеющееся лицо Лёли.

Автор слово «золотой» используется в переносном значении , так как слово не бывают золотыми.

9. Итоги урока. (3 мин.)


Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Давайте вспомним тему нашего урока.

Какая была цель нашего урока?

 Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

10. Рефлексия (1 мин.)

Ребята, если вы довольны тем, как работали на уроке, и вам было все понятно, то вы поднимаете красную звездочку. Если вы не все поняли, то жёлтую звёздочку. А если совсем ничего не поняли, то синею.

Если дети поднимают синею звездочку, то учитель спрашивает:

Почему ты выбрал эту звездочку? Что было не понятно?  

Дополнительные задания.( если останется время)

  1. На доске дается план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание (Приложение № 1).
  2. Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе (Приложение № 2).

11.        Организационный момент (1 мин)

Всем спасибо за урок. Приготовьтесь к следующему уроку.

М.М. Зощенко «Золотые слова».

Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я  знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом

Дополнительный материал:

Диагностика достижения планируемых результатов: дети правильно отвечают на вопросы по осознанию смысла произведения «Золотые слова», рассказ понравился детям и вызвал желание ближе познакомиться с творчеством М.М. Зощенко

Дополнительные творческие задания:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...