Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа 2100
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Шакобасова Мунира Раисьевна

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_shakob.docx131.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

начальных классов

Протокол №

от «     »________  2016 г.

Руководитель МО

_________________

М. П. Абрамова

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ

 «СОШ с.Тёпловка»

___________

/И.В.Сосновцева/

«___»_____________2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель

МОУ «СОШ с.Тёпловка»

______________

/А.Н.Новосардова/

Приказ № ______

от «____»___________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 3 класса

(составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального  общего образования и

авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Литературное чтение» Образовательная система «Школа 2100».)

             Составитель: учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района

Саратовской области»

Шакобасова Мунира Раисьевна

                                                                                                                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                              педагогического совета

                                                                                                                                                                              протокол № ______

                                                                                                                                                                              от «___» __________2013 г.

2016 – 2017 уч. год

Структура рабочей программы (разделы)

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  4. Содержание учебного предмета.
  5. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.
  6. Тематическое планирование.
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования, Примерными программами, Планируемыми результатами начального общего образования и авторской программой  «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Учебно-тематическое планирование.

  Предмет: «Литературное чтение»

  Класс – 3

  Учитель – Шакобасова М. Р.

  Всего часов – 136

    В неделю – 4

    Недель в год – 34 

    В том числе:

  • проверочных работ – 10
  • внеклассных чтений – ___

Тематический план учебной дисциплины составлен в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2006г,

на основе  авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева,. «Литературное чтение» 3 класс, - М.: Баласс, 2012г.,

соответствует целям и задачам образовательной программы МОУ «СОШ с. Тёпловка».

Рекомендовано Министерством образования и  науки РФ.

   

    Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.  «Литературное чтение» 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

2. Бунеева Е. В. , Р. Н. Бунеев «Тетрадь по литературному чтению» 3 класс – М.: Баласс, 2012.

3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2011.

4. Наглядные пособия.

5. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова   Методические рекомендации для учителя. Литературное чтение2 класс.- М.: Баласс, 2012.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Во 2-м классе мир, который открывают для  себя дети, расширяется.  Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины,  загадки,  песенки,  пословицы и  поговорки) и  авторские сказки, второклассники как бы  выходят в  «единое духовное пространство» и узнают, что мир  велик и многообразен и в то же  время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда  ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и  верность, а  неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для  этого  в учебник специально включены, например,  сказки  разных  народов,  имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

 «Сквозные  герои»  учебника  –  второклассник Саша   и  сказочный  человечек  Афанасий.  Афанасий  –  знаток и любитель книг, они  с Сашей путешествуют в сказки; Саша  задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или  помогает найти ответ, рас- сказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.

  • В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;

2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

2. Выявление первичного восприятия.

3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного.

4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере).

III. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.

2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;

3. Работа с заглавием, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);

5. Итоговое задание (в т.ч. творческое

  • Программа предусматривает, что обучающиеся в ходе первичного самостоятельного чтения текста учатся вести «диалог с автором» (видеть вопросы, которые задает автор читателям; задавать свои вопросы автору; прогнозировать авторский ответ прежде, чем чтение будет продолжено; проверять себя по ходу чтения).
  • Для того, чтобы в равной степени обеспечить развитие умений чтения и слушания, в учебнике авторами программы определены тексты, которые обучающиеся читали сами и которые слушают в чтении учителя (при закрытых и открытых учебниках).
  • «Сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.

В авторскую программу внесены дополнения:

  • до 18 часов увеличено количество уроков внеклассного чтение, за счет резервных часов и уменьшения количества часов, отводимых на изучение элементов содержания программы;

планируются 5 уроков внеклассного чтения с использованием краеведческого материала (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1).      

 

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

        Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  1. Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

     1. Круг  детского чтения.

     2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

     5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

3-й класс –136 ч (4 часа в неделю)

Прощание с летом  ( 4 ч). Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние   путешествия  и  приключения  (19   ч).  Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа   летом   (  9  ч).  Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

«Глухая  пора   листопада...»  (8  или  6  ч).  Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой  и папой  (12  или 9 ч). Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним  музыкой   сердца...»  (9  или  6  ч).  Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влия- нии музыки на душу  человека.

День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

  1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение автор- ского  заглавия в ряду  данных).

Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному приду- мыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанав- ливать связь ключевых слов и главной мысли;

–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из пред- ложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро- вать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.  ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.

Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;

– речь  героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных про- изведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и

небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

  1. Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

  Раздел 1. Прощание с летом  (6 часов)

Характеристика  основных видов деятельности учащихся

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

Дата

Тема урока, тип урока

Элемент содержания

план

факт

  1. четверть  (36 часов)

 1/1

03.09

1.Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» Комбинированный урок

Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация)

 2/2

04.09

2.Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

Комбинированный урок

Формирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

3/3

05.09

3.Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

Комбинированный урок

Выделение ключевых слов в тексте, озаглав. текста, сопост. структуры текста с планом

4/4

09.09

4.«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания. Составление и озаглавл.  частей текста  

5/5

10.09

5.«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Комбинированный урок

Составление и озаглавливание частей текста. Характеристика героев. Чтение по ролям

6/6

11.09

6.Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Выразительное чтение художественного текста с использованием соответствующих интонаций

Раздел 2. Летние  путешествия и приключения (19 часов)

Характеристика основных видов деятельности

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

7/7

12.09

1.Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

Комбинированный урок

Работа с текстом. Словарная работа. Деление на логические части.

8/8

16.09

2.Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести Голицына «Сорок изыскателей»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Составление цитатного плана. Характеристика героев

9/9

17.09

3.Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повети Голицына «Сорок изыскателей»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Словарная работа. Чтение по ролям

10/10

18.09

4.Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Выборочное чтение. Герои повести, портреты и характеры

11/11

19.09

5.Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Выборочное чтение. Герои  повести, портреты и характеры

12/12

23.09

6.Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») Комбинированный урок

Предположение содержания по заглавию, иллюстрации. Работа с текстом.

13/13

24.09

7.Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

 Комбинированный урок

Предположение содержания по заглавию, иллюстрации. Работа с текстом. Знакомство с повестью как жанром. Рассказ о писателе

14/14

25.09

8.Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») 

Комбинированный урок

Предположение содержания по заглавию. Работа с текстом. Составление плана.

15/15

26.09

9.Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

Комбинированный урок

Словарная работа. Работа с текстом. Рассказ о писателе

16/16

30.09

10.Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Выборочное чтение. Герои  повести, портреты и характеры

17/17

01.10

11.Внеклассное чтение по разделам 1–2. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») Комбинированный урок

Выбор книги в библиотеке. Краткий отзыв о прочитанной книге

18/18

02.10

12.Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Рассказ о писателе. Подробный пересказ

19/19

03.10

13.Контрольная работа

Комбинированный урок

20/20

03.10

14.Превращение кота  Ворюги в кота  Милиционера

(К. Паустовский «Кот-ворюга»)

Комбинированный урок

Работа с заглавием и ключевыми словами. Работа с текстом. Название и герои произведения.

21/21

07.09

15.Превращение кота  Ворюги в кота  Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») 

Комбинированный урок

Выборочное чтение. Устное словесное рисование. Автор и рассказчик. Рассказ о писателе.

22/22

08.10

16.Необычная жизнь обычных жильцов старого дома  (К.  Паустовский «Жильцы старого дома») Комбинированный урок

Работа с текстом. Деление текста на части. Характер персонажей.

23/23

09.10

17.Необычная жизнь обычных жильцов старого дома  (К.  Паустовский. «Жильцы старого дома») Комбинированный урок

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении и его героях

24/24

10.10

18.Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 по разделам 1–2. 

Урок контроля

25/25

14.10

19.Обучающее сочинение

Урок развития речи

Тема, ключевые слова. Составление рабочего плана.

Раздел 3. Природа  летом (9 часов)

Характеристика основных видов деятельности

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

26/26

15.10

1.Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За  поворотом» Комбинированный урок

Чтение и анализ стихотворных произведений. Выразительное чтение стихотворений

27/27

16.10

2.Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

Комбинированный урок

Работа с текстом. Определение главной мысли.

28/28

17.10

3.Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент) Комбинированный урок

Осознанное чтение художественного произведения, его анализ

29/29

21.10

4.Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Комбинированный урок

Предположение содержания произведения по имени автора, названию и иллюстрации. Анализ текста. Рассказ о писателе.

30/30

22.10

5.Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Комбинированный урок

Словарная работа. Работа с текстом. Наблюдение за языком автора.

31/31

23.10

6.Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») Комбинированный урок

Работа с текстом: определение жанра произведения (стихотворение в прозе), его главной мысли.

32/32

24.10

7.Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») Комбинированный урок

Работа с текстом: определение жанра произведения (стихотворение в прозе), его главной мысли.

33/33

28.10

8.Урок-практикум по  развитию читательских  умений. В.  Бианки  «Неслышимка» (работа в тетради)

Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений.

34/34

29.10

9.Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 2 по разделу 3. 

Урок контроля

Жанр прочитанных произведений, их содержание

 Раздел 4. Уроки и переменки (12 часов) по программе  13

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

35/35

30.10

1.Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Экскурсия в школьную библиотеку

 Комбинированный урок

Самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам

36/36

31.10

2.Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Комбинированный урок

Характеристика героев произведения. Язык писателя.

2 четверть  (28 часов)

37/1

3.Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)

Тренинг по развитию читательских умений

38/2

4.Легко ли быть  Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

Комбинированный урок

Осознанное чтение текста художественного произведения. Составление  хар-к героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения

39/3

5.Легко ли быть  Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») Комбинированный урок

Осознанное чтение текста художественного произведения. Составление хар-к героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения

40/4

6.Путь  в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Комбинированный урок

Выразительное чтение стихотворения Анализ текста. Определение темы и главной мысли. Озаглавливание частей

41/5

7. Путь  в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Комбинированный урок

Выразительное чтение стихотворения Анализ текста. Определение темы и главной мысли. Озаглавливание частей

42/6

7.Испытания  для   Виктора  Перестукина.  (Главы 5–12  из  повести  Л.   Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Комбинированный урок

Анализ текста. Словарная работа. Выразительное чтение по ролям

43/7

Испытания  для   Виктора  Перестукина.  (Главы 5–12  из  повести  Л.  Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Комбинированный урок

Составление плана. Самостоятельное чтение глав

44/8

8.Испытания  для   Виктора  Перестукина.  (Главы 5–12  из  повести  Л.  Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Комбинированный урок

Составление плана. Самостоятельное чтение глав

45/9

9.Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

Комбинированный урок

Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть

46/10

10..Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста Комбинированный урок

Выразительное чтение произведения.

47/11

11.Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 3 по разделу 4 

Урок контроля

48/12

12.Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

Урок -экскурсия в городской детской библиотеке

Урок внеклассного чтения

Различение элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (8 часов)

Характеристика основных видов деятельности(на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

49/13

1.Введение в  раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А.  Пушкина  «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...») Комбинированный урок

Анализ произведений, выразительное чтение. Сравнение, олицетворение, эпитет – художественные средства выразительности

50/14

2.Такая разная осень... (Стихотворения А.  Пушкина  «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...») Комбинированный урок

Анализ произведений, выразительное чтение. Сравнение, олицетворение, эпитет – художественные средства выразительности

51/15

3.Что заслуживает описания?

(К. Паустовский «Мой дом») Комбинированный урок

Самостоятельная работа с текстом: заглавие, имя автора, ключевые слова. Озаглавливание частей  текста, составление плана. Авторская лексика

52/16

4.Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») Комбинированный урок

Работа с текстом: выявление первичного восприятия, настроение стихотворения.  

53/17

5.Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)

Комбинированный урок

Жанр произведения, самостоятельное чтение и анализ произведения. Беседа об авторе. Художественные средства выразительности

54/18

6.Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»)

Комбинированный урок

Жанр произведения, самост.чтение и анализ произв-я. Беседа об авторе. Худож. средства выразительности

55/19

7.Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 4 по разделу 5

Урок контроля

Различение жанров художественной литературы

56/20

8.Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

Урок внеклассного чтения

Различение элементов книг, журналов.

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (18 часов)

Характеристика основных видов деятельности(на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

57/21

1.Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» Комбинированный урок

Введение в раздел. Предположение по иллюстрации. Знакомство с содержанием раздела. Чтение произведение и первичное восприятие. Выраз.чт.стихотворения.

58/22

2.«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») Комбинированный урок

Жанр произведения, его признаки. Чтение и анализ произведения. Чтение по ролям. Определение главной мысли

59/23

3.Какие ещё бывают сказки? 

(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей  делил»)

Комбинированный урок

Жанр произведения, его признаки. Чтение и анализ произведения. Чтение по ролям. Определение главной мысли сказки. Словарная работа.

60/24

4.Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей  делил»)

Комбинированный урок

Комментированное чтение. Сравнение главных героев сказки. Главная мысль сказки. Чтение сказки по ролям, озаглавливание произведения.

61/25

5.Мир  волшебной сказки.  (Дж.Р.Р.Толкин «Еще не выстыл сонный дом» арабская сказка «Синдбад-Мореход») Комбинированный урок

Виды сказок. Озаглавливание частей сказок. Пересказ сказки.

62/26

6.Мир  волшебной сказки.  (арабская сказка «Синдбад-Мореход») Комбинированный урок

Анализ сказки, характеристика главного героя, выразительное чтение.

63/27

7.За что награждают в сказках? (Ш. Перро  «Ослиная шкура»).

Урок контроля

Великие сказочники - сообщение

Проверка техники чтения

64/28

8. Контрольная  работа за I полугодие

Контроль знаний учащихся  за 1 полугодие

3четверть  (40 часов)

65/1

9.Может ли  оловянный солдатик быть  стойким? (Г.  Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») Комбинированный урок

Комментированное чтение и диалог с автором, последовательное озаглавливание частей. История создания сказки.

66/2

10.Может ли  оловянный солдатик быть  стойким? (Г.  Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») Комбинированный урок

Комментированное чтение и диалог с автором, последовательное озаглавливание частей. История создания сказки.

67/3

11.Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») Комбинированный урок

Сообщение об авторе сказочной повести. Комментированное чтение и анализ глав. Озаглавливание частей, завершение цитатного плана.

68/4

12.Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») Комбинированный урок

Сообщение об авторе сказочной повести. Озаглавливание частей, завершение цитатного плана.

69/5

13.Сказка для  театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

Комбинированный урок

Сказка для театра: действующие лица. Выр. чтение сказки по ролям. Сост. плана из пословиц

70/6

14.Сказка для  театра. Урок-праздник по  произведениям Маршака

(С. Маршак «Сказка про козла»)

Комбинированный урок

Чтение и анализ произведения.  Выр.чтение сказки по ролям. Сост. плана из пословиц

71/7

15.Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».

 Урок обобщения

Выразительное чтение стихотворения. Обобщение по разделу

72/8

16.Обобщение по разделу.  Проверочная работа № 5 по разделу 6

 Урок контроля

73/9

17.Внеклассное чтение по разделу 6

Подготовка к сочинению – работа в тетради

74/10

18.Обучающее сочинение «Сочиняем современную сказку»

Урок развития речи

 Раздел 7. «Поёт зима,  аукает...» ( 12часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

 75/11

1.Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») Комбинированный урок

Сравнение, олицетвор., эпитет в худ-ом произведении. Форм-ие умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором

76/12

2.«Подарки»  зимы.  (Стихотворения К.   Бальмонта  «Снежинка»,  И.   Бродского «Вечером») Комбинированный урок

Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворений, применяя соответствующую интонацию, тон, темп.

77/13

3 .В ожидании новогоднего чуда. (стихотворения Ю. Мориц  «Настоящий секрет»,А. Барто «В защиту Деда Мороза» Комбинированный урок

Выр. чт. и заучивание наиз. стихотворений, применяя соответств интонацию, тон, темп.

 78/14

4 .В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц  «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда  Мороза») Комбинированный урок

Выразительное чтение и заучивание наизусть

стихотворений, применяя соответствующую интонацию, тон, темп.

79/15

5.Урок-практикум по развитию читательских умений. В.  Драгунский. «Кот  в сапогах»

Комбинированный урок

Обучение работе над образом литературного героя.

80/16

6.Зимние впечатления. (Стихотворения Б.  Пастернака «Снег   идёт»,  А.  Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний, город дивный»)

Комбинированный урок

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором

81/17

7.Зимние впечатления. (Стихотворения Б.  Пастернака «Снег   идёт»,  А.  Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

Комбинированный урок

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором

82/18

8.Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Комбинированный урок

Работа с текстом. Самостоятельное разделение текста на части, их озаглавливание.

83/19

9.Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Комбинированный урок

Работа с текстом. Самостоятельное разделение текста на части, их озаглавливание.

84/20

10.Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6  по разделу 7

Урок контроля

85/21

11.Обучающее сочинение «Картины зимнего леса»

Урок развития речи

Формир-ие умения писать на тему: обсуждение темы, формулир главной мысли, сост. плана

86/22

12.Внеклассное чтение по разделу 7

Выборочный пересказ текста

Раздел 8. Животные в нашем доме (9 часов)

Характеристика основных видов деятельности(на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

87/23

1.Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») Комбинированный урок

Работа над стихотворением: прогнозирование названия раздела, выразительное чтение.

88/24

2.У каждого – своё место  в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») Комбинированный урок

Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по предложению. Фактуальная и подтекстовая информация. Пересказ текста

89/25

3.Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Комбинированный урок

Работа с текстом до чтения и после. Устный рассказ текста

90/26

4.Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон» Г. Сапгира «Морская собака») Комбинированный урок

Выборочное чтение: умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики

91/27

5.Каждый ли клёст может стать  капитаном?           (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») Комбинированный урок

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей

92/28

6.Каждый ли клёст может стать  капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») Комбинированный урок

Обучение краткому пересказу.

93/28

7.Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони») Комбинированный урок

Работа с текстом. Выразительное чтение стихотворения. Чтение наизусть

94/30

8.Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7 по разделу 8 

Урок контроля

Знание авторов и героев произведений раздела

95/31

9.Обучающее сочинение «Мой маленький друг»

Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли

  Раздел 9. Мы с мамой и папой (12часов)

Характеристика основных видов деятельности(на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться,

96/32

1. Стихотворения Э. Успенского «Всё  в порядке», «Если был  бы я девчонкой» Комбинированный урок

Знание авторов и героев произведений раздела. Выразительное чтение стихотворений наизусть

97/33

2.Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

Комбинированный урок

Работа с текстом, ведение диалога с автором

98/34

3.Подарки –  это  серьёзное дело.  (Ю.  Коринец. Глава «Подарки под  подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой»,

«Перед сном») Комбинированный урок

Чтение и работа с авторским текстом. Выявление первичного восприятия.

99/35

4.Во что нельзя «играть». (И. Дик  «Красные яблоки»)

Комбинированный урок

Составление устных описаний-миниатюр.

100/36

5.Во что нельзя «играть». (И. Дик  «Красные яблоки»)

Комбинированный урок

Диалог с автором, комментированное чтение

101/37

6.Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Комбинированный урок

Диалог с автором, комментированное чтение

102/38

7.Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Комбинированный урок

Составление цитатного плана. Обучение работе над образом литературного героя.

103/39

8.Хорошо, когда рядом – папа!

(С. Маршак «Хороший день») Комбинированный урок

Выразительное чтение, диалог с автором.

104/40

9.Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда  становится явным») Комбинированный урок

Самостоятельное деление на части и  их озаглавливание

4 четверть  (32 часа)

105/1

10. Внеклассное чтение по  разделам 8  и  9  

Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли

106/2

11.Обобщение по разделу. Проверочная работа № 8 по разделу 9 

Урок контроля 

Проверка техники чтения

107/

3

12. Обучающее сочинение «Моя семья»

Чтение и обсуждение рассказов о животных

 Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» (9 часов)

Характеристика основных видов деятельности  (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

108/

4

1.Как рождается музыка (О.Мандельштам «Рояль», К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») Комбинированный урок

Чтение и диалог с автором. Обучение подробному пересказу.

109/

5

2.Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») Комбинированный урок

Близкий пересказ отрывков-описаний

110/

6

3.Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») Комбинированный урок

Обучение выразительному чтению. Ведение диалога с автором.

111/7

4.Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») Комбинированный урок

Анализ текста. Диалог с автором. Пересказ близко к тексту.

112/ 8

5.Волшебная сила бессмертной музыки (И.Тургенев «Певцы»)

Комбинированный урок

Чтение и анализ произведения. Выразительное чтение. Сравнение  двух исполнителей  народных песен. Выявление первичного восприятия.

113/ 9

6.Обучающее сочинение «Что я представил себе, когда слушал музыку…» Комбинированный урок

Письменная творческая работа.

114/ 10

7.Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») Комбинированный урок

Чтение и работа с текстом. Основная мысль, тема произведения.

115/ 11

8.Какими бывают встречи с писателями?

(В. Драгунский «Независимый Горбушка») Комбинированный урок

Чтение и работа с текстом. Основная мысль, тема произведения.

116/12

9.Обобщение по разделу. Проверочная работа № 9 по разделу 10

Урок контроля

Раздел 11. День смеха (4 часа)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

117/13

1.Введение в раздел. Стихотворения Г.  Сапгира «Смеянцы»,  «Людоед и принцесса, или  Всё наоборот» Комбинированный урок

Язык художественного произведения. Выразительное чтение стихотворений

118/14

2.Легко ли смеяться над собой?

(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Комбинированный урок

Чтение и составление плана. Высказывание своего отношения к прочитанному

119/15

3.Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Комбинированный урок

Пересказ с использованием плана и опорных слов

120/16

4.Весёлые стихи. Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю.  Мориц  «Малиновая кошка» Обучающее сочинение «О смешном случае» Комбинированный урок

Чтение и анализ стихотворений. Двустишие. Сочинение двустиший.

Раздел 12. «О весна,  без конца и без краю...» (8-1=7  часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

121/17

1.Введение в раздел. Как приходит весна  (Стихотворения А.  Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...») Комбинированный урок

Чтение и анализ стихотворений. Заучивание наизусть стихотворений.

122/18

2.Введение в раздел. Как приходит весна  (Стихотворения А.  Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...») Комбинированный урок

Чтение и анализ стихотворений. Заучивание наизусть стихотворений с использованием тона, темпа, логического ударения.

123/19

3.Озорные  стихи  о  весне. (Стихотворения  В.  Маяковского  «Тучкины  штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши   Чёрного «Зелёные стихи»)

Комбинированный урок

Настроение, чувства автора стихотворения. Групповая работа - подготовить вопросы по ходу чтения. Выразительное чтение произведений

124/20

4.Проверка уровня  развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Настроение, чувства автора стихотворения. Групповая работа - подготовить вопросы по ходу чтения. Выр. чтение произведений Форм-ие умения писать на заданную тему.

125/21

5.Картины весны.             (Б. Окуджава «Весна») Обучающее сочинение «Пробуждение природы» Комбинированный урок

126/22

6.Обобщение по разделам 11–12.

Проверочная работа № 10 по разделам 11–12 

Урок контроля

127/23

7.Внеклассное чтение по разделам 11–12.

Урок-экскурсия на пришкольный участок

 Раздел 13. День Победы (5часов)

Характеристика основных видов деятельности   (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

128/24

1.Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

Комбинированный урок

Презентация «Что мы знаем о войне». Выразительное чтение стихотворения

129/25

2.Трудная тема  – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») Комбинированный урок

Чтение и работа с текстом. Диалог с автором.

130/

26

3.Трудная тема  – война.

В. Драгунский «Арбузный переулок» Комбинированный урок

Чтение и работа с текстом. Диалог с автором.

131/27

4.Стихи о  войне. (В.  Высоцкий «Он  не  вернулся из  боя»,

Б. Окуджава «Король»,

А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») Комбинированный урок

Работа над выразительностью стихотворений, над эмоциональным откликом детей.

132/28

5.Внеклассное чтение по разделу 13.  

 

Самостоятельный выбор книг на заданную тему

Раздел 14.  Родная  земля (5 -1=4часа)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Воспринимать, прогнозировать, читать, делить, определять, находить, высказывать, аргументировать, составлять, различать, характеризовать, описать, соотносить, формулировать, слушать и слышать, сравнивать, отвечать,  корректировать, вычитывать, извлекать,  использовать, пользоваться, договариваться, выбирать

133/29

1.Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» Комбинированный урок

Язык художественного произведения. Внимательное беглое, сознательное чтение

134/30

2.Что  такое Родина? (В.  Бахревский, Г.  Цыферов. Фрагмент из  книги «Ты, Россия моя», М.Цветаева «Домики старой Москвы») Комбинированный урок

Выставка творческих работ учащихся «Мой уголок Земли». Чтение и эмоциональный отклик на произведение

135/31

3.Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» Комбинированный урок

Чтение произведения и анализ текста.

136

/

32

4.Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

Контрольный урок

Итого:

136

Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке:  ( УО - устный опрос, КЗ, СЗ - решение количественных, качественных, ситуационных  задач, ЛР, ПР - лабораторная, практическая работа, Т- тест, КСР -контрольная, самостоятельная работа, КАТ -комплексный анализ текста, Ч- выразительное чтение художественных произведений наизусть, ТР - творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект, web-квест, презентация и т. д.), З -  зачет, Э – экзамен и др.).

Типы уроков: ОНЗ – урок «открытия» нового знания, Р – урок рефлексии, ОК – урок обучающего контроля знаний, К – итоговый контроль знаний.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

  • Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2011 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 2 класс». - М.: «Баласс», 2011.

Методические пособия для учителя:

«Уроки литературного чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир»». Методические рекомендации для учителя. / Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. - М.: «Баласс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...

Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе

Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...