Технологическая карта урока по литературному чтению, 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний,понятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2-м классе.
Тема | К. И. Чуковский «Федорино горе». |
Цели урока | Обучающие: познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе»; повторить др. произведения автора, учить находить ответы на вопросы из текста произведения. Развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом, высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией. Воспитательные: формирование умения слушать других, привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратность. |
Планируемый результат | Уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы. |
Основное содержание темы, понятия и термины. | К. И. Чуковский. Федорино горе. Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки |
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык. |
Оборудование | Использование мультимедийного проектора. Портрет К. И. Чуковского. Карточка с заданиями. Карточка для самоконтроля. |
Организация пространства | Индивидуальная |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативн. | |||
I этап. Организационное начало урока. Цель: подготовить детей к работе, создать мотивацию, положительный, эмоциональный настрой | Улыбнись! Кто улыбается, смеётся, Тому всё в жизни удаётся. Какое у тебя настроение? Я рада видеть твои весёлые глаза. Вижу, что ты готова к уроку. Пожелай мысленно себе удачи. | Проверяет готовность к занятию. Настраивается на работу. | Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей. | ||
II этап. Актуализация знаний. Цель: создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации. | Тебе знакомы эти строчки? Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! «Айболит». -Из какого произведения отрывок? Надо, надо, умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам стыд и срам! «Мойдодыр». Из какого произведения отрывок? «Ох, нелёгкая это работа – Из болота тащить бегемота». «Телефон» А эти? Пошла муха на базар И купила самовар. «Муха-цокотуха». Из какого произведения отрывок? Долго-долго Крокодил Море синее тушил. «Путаница» Из какого произведения отрывок? Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд. «Тараканище» Что объединяет эти произведения в одну группу? Чему же будет посвящён наш урок? Посмотрите на портрет писателя, что ты можешь сказать об этом человеке. Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. До 37 лет он не писал детских сказок и стихов. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, чтобы не тратилось время попусту, он сочинял загадки и сказки для детей. | Отвечает на вопросы викторины. Произведения К.И. Чуковского.
Диалог о творчестве Чуковского. | Выбор действий в соответствии с поставленной задачей | Осуществлять смысловое чтение | Адекватное взаимодействие в рамках учебного диалога. |
III этап Формулирование темы и цели урока. Цель: формулировка главной цели урока. | - Произведение, с которым мы познакомимся сегодня зашифровано на доске. Прочитай слова 1 столбика. Назови лишнее слово. радость горе веселье счастье Прочитай слова 2 столбика и определи лишнее слово. Оля Федора Галя Аня Составь словосочетание с этими словами. - Так какова тема нашего урока? - Какие цели урока мы перед собой поставим? Чему будем учиться? Составь план. | Отгадывает произведение «Федорино горе» Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему и цель. - К. И. Чуковский «Федорино горе» - Познакомимся с его произведением «Федорино горе», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы. | Целеполагание Умение высказывать свое предположение, формулировать и удерживать учебную задачу. Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. | Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы Самостоятельное формулирование цели | Инициативное сотрудничество. Умение оформлять свои мысли в устной речи |
IV этап. Прогнозирование. Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность. | Прочитай название. Что из него можно узнать? Какие вопросы можно задать?- Предположи, о чём пойдёт речь в этой сказке? | Участвует в беседе с учителем. | Прогнозирование. | ||
V этап. Основная часть. Открытие новых знаний. Цель: развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач. | 1.Словарная работа. Работа с интерактивной доской. Прежде чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. На доске ты видишь картинки и названия к ним. Соедини картинку и название. Почему ты так решила? Уточнение лексического значения слов. Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, сито, прусаки. 2. Работа с трудными для чтения словами. Игра «Мямлики и шустрики» Помчалися, удержаться, тараторит, дребезжит, покрякивают, перескакивают, вывалился,самоварище,фарфоровые,желторотыми,засмеялися,обрадовались,поглядывает,табуреточке,салфеточке. | Работает на интерактивной доске. Работает с карточкой. Читает по слогам и целым словом. | Анализ объектов | Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний. | Согласованно выполняют совместную деятельность. |
Физминутка. | Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку. | Выполняет различные движения под руководством учителя. Активно участвует в физкультминутке. | Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движения учителя. | Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих. | |
Продолжение работы над темой. Знакомство с произведением «Федорино горе». Цель: создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст). | - А теперь открой свой учебник на странице13, давай прочитаем авторскую сказку «Федорино горе». Сначала начну читать я, а затем ты будешь читать по четверостишию. И так, начнем …
- Какое впечатление произвела на вас сказка? - Что особенно понравилось? - Что показалось смешным? Ты прослушала произведение «Федорино горе». Права ли ты была в своих предположениях ? - Какое впечатление произвела на тебя сказка? - Что особенно понравилось? - Что показалось смешным? Какое горе произошло у Федоры? – Почему это произошло? – На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? Как ты определила? – Почему автор оживил посуду? – Для кого была написана эта сказка? – Для чего она была написана, как ты думаешь?
Выборочное чтение. - Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.(стр. 17) - Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как ты думаешь, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? - А теперь давай найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.(стр. 13) .- Найди и прочитай строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как ты думаешь, почему? - Какой звук повторяется? Повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Передай звук голосом. - Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитай, как это предано в тексте. - Как бегут утюги, прочитай. Почему они покрякивают? - Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? А теперь прочитай, как убегают блюдца (стр.14) - Что ты слышишь, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ? Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их. - Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи? - Как жилось посуде у Федоры? - А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? - Жалко ли вам Федору? - Как автор относится к Федоре? - Чем закончилась сказка? - Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” - Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? - Чему учит писатель? | Высказывает свои впечатления, отвечает на вопросы учителя по содержанию текста. От Федоры сбежала посуда и другие вещи. Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась На сказку. Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят. Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее… Для детей и взрослых Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду Работает с тестом Чтобы было интереснее потом Он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды Они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко Они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы плохо ленивая, неряшливая – заботливая осуждает, сочувствует, жалеет Федора исправилась. Посуда вернулась Простил, уважает, т.к. Федора исправилась Шутливая, но есть и серьезный смысл Беседа с учителем о морали произведения Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку | Осуществление смыслового чтения. Построение речевого высказывания в устной форме. | Взаимодействие в рамках сотрудничества. Умение обмениваться мнениями, вести диалог. | |
VI. Этап. Закрепление знаний и способов действий. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы. | 1) Тест- опрос по содержанию. -А теперь напишем тест. +1. Беглецов, убегающих от Федоры, испугалась коза? - 2. А за ними вдоль забора идет бабушка Федора? (Скачет) - 3. Воротить посуду побежали собаки? (Коты) +4. И ответила посуда: - Лучше в поле пропадем. А к неряхе- замарахе не воротимся! +5. И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы. + 6. Но чудо случилося с ней- Стала Федора добрей. - 7. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно стеклышко сиять. (Cолнышко) + 8. Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. + 9. Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить! -10. Я Федорушку прощаю, Сладким кофем угощаю. (Чаем) 2) Cамопроверка. (Сверь с образцом) Анализ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - - + + + - + + - | Работает с тестом. Обсуждение вопросов, где были допущены ошибки | Использование речи для регуляции своих действий. | Построение рассуждения, обобщение. Контролирование и оценивание процесса и результата деятельности. | Взаимодействие в рамках сотрудничества. Умение обмениваться мнениями, вести диалог. |
VII этап. Рефлексия. Цель: мобилизация участников на самооценку | Учитель мобилизует на самооценку. -Какие цели мы ставили в начале урока? Справились? Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на лист самооценки. Всем спасибо за работу. | Участвует в беседе. - Познакомиться с К. Чуковским и его произведением «Федорино горе» учиться выразительно читать. Мы справились со всеми заданиями. Рассматривает лист самооценки, оценивает свою работу. | Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. | Осуществление рефлексии способов и условий действий. | Участие в диалоге. |
VIII этап. Домашнее задание | С.13-22 выразительное чтение сказки, нарисовать рисунок. Наше знакомство со сказкой не закончилось. Мы продолжим работу над стихотворением "Федорино горе". | Записывает. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...
