Технологическая карта урока по литературному чтению, 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Данный урок ориентирован преимущественно  на усвоение новых знаний,понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   

МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2-м классе.

Тема

 К. И. Чуковский «Федорино горе».    

Цели урока

Обучающие: познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе»; повторить др. произведения автора, учить находить ответы на вопросы из текста произведения.

Развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом, высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией.

Воспитательные: формирование умения слушать других, привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратность.

Планируемый результат

Уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы.

Основное содержание темы, понятия и термины.

К. И. Чуковский. Федорино горе. Слова:  корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Оборудование

Использование мультимедийного проектора. Портрет К. И. Чуковского. Карточка с заданиями. Карточка для самоконтроля.

Организация пространства

Индивидуальная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Формируемые УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативн.

I этап.

Организационное начало урока.

Цель: подготовить детей к работе, создать мотивацию, положительный, эмоциональный настрой

Улыбнись!

Кто улыбается, смеётся,

Тому всё в жизни удаётся.

Какое у тебя настроение? Я рада видеть твои весёлые глаза. Вижу, что ты готова к уроку. Пожелай мысленно себе удачи.

Проверяет готовность к занятию. Настраивается на работу.

Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.

II этап.

Актуализация знаний.

Цель: создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.

Тебе знакомы эти строчки?

 Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!    «Айболит».                    

-Из какого произведения отрывок?

Надо, надо, умываться

по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

стыд и срам! «Мойдодыр».

Из какого произведения отрывок?

«Ох, нелёгкая это работа –

Из болота тащить бегемота». «Телефон»

А эти?

Пошла муха на базар

И купила самовар. «Муха-цокотуха».

Из какого произведения отрывок?

Долго-долго Крокодил

Море синее тушил. «Путаница»

Из какого произведения отрывок?

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперёд. «Тараканище»

 Что  объединяет эти произведения в одну группу?

Чему же будет посвящён наш урок?  

Посмотрите на портрет писателя, что ты можешь сказать об этом человеке.

Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.

Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.

         Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы  ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, чтобы не тратилось время попусту, он сочинял загадки  и сказки для детей.

Отвечает на вопросы викторины.

Произведения К.И. Чуковского.

 

Диалог о творчестве Чуковского.

Выбор действий в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять смысловое чтение

Адекватное взаимодействие в рамках учебного диалога.

III этап

Формулирование темы и цели урока.

Цель: формулировка главной цели урока.

- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня зашифровано на доске.

Прочитай слова 1 столбика. Назови лишнее слово.

радость

горе

веселье

счастье

Прочитай слова 2 столбика и определи лишнее слово.

Оля

Федора

Галя

Аня

Составь словосочетание с этими словами.

- Так какова тема  нашего урока?

- Какие цели урока мы перед собой поставим? Чему будем учиться? Составь план.

Отгадывает произведение «Федорино горе»

Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему и цель.

 - К. И. Чуковский «Федорино горе»

- Познакомимся с его произведением «Федорино горе», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы.

Целеполагание

Умение высказывать свое предположение, формулировать и удерживать учебную задачу.

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы

Самостоятельное формулирование цели

Инициативное сотрудничество.

Умение оформлять свои мысли в устной речи

IV этап.

Прогнозирование.

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность.

Прочитай название. Что из него можно узнать? Какие вопросы можно задать?-

 Предположи, о  чём пойдёт речь в этой сказке?

Участвует в беседе с учителем.

Прогнозирование.

V этап.

Основная часть.

Открытие новых знаний.

Цель: развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

1.Словарная работа. Работа с интерактивной доской.

Прежде чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. На доске ты видишь картинки и названия к ним. Соедини картинку и название.

Почему ты так решила?

Уточнение лексического значения слов.

Слова:  корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, сито, прусаки.

2. Работа с трудными для чтения словами.

Игра «Мямлики и шустрики»

Помчалися, удержаться, тараторит, дребезжит, покрякивают, перескакивают, вывалился,самоварище,фарфоровые,желторотыми,засмеялися,обрадовались,поглядывает,табуреточке,салфеточке.

Работает на интерактивной доске.

Работает с карточкой. Читает по слогам и целым словом.

Анализ объектов

Работа с информацией смысловое

чтение.

Дополнение и расширение имеющихся знаний.

Согласованно выполняют совместную

деятельность.

Физминутка.

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.

Выполняет различные движения под руководством учителя. Активно участвует в физкультминутке.

Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движения учителя.

Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Продолжение работы над темой.  Знакомство с произведением «Федорино горе».

Цель: создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст).

- А теперь открой свой учебник на странице13, давай прочитаем авторскую сказку «Федорино горе». Сначала начну читать я, а затем ты будешь читать по четверостишию. И так, начнем …

 

- Какое впечатление произвела на вас сказка?

- Что особенно понравилось?

- Что показалось смешным?

Ты прослушала произведение «Федорино горе». Права ли ты была в своих предположениях ?

- Какое впечатление произвела на тебя  сказка?

- Что особенно понравилось?

- Что показалось смешным?

Какое горе произошло у Федоры?

– Почему это произошло?

– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? Как ты определила?

– Почему автор оживил посуду?

– Для кого была написана эта сказка?

– Для чего она была написана, как ты думаешь? 

 

Выборочное чтение.

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры.

 Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.(стр. 17)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства.

Как ты думаешь, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

- А теперь давай найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.(стр. 13)

 .- Найди  и прочитай строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как ты думаешь, почему?

- Какой звук повторяется?

Повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Передай звук голосом.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитай, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитай. Почему они покрякивают?

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся?

А теперь прочитай, как убегают блюдца (стр.14)

- Что ты слышишь, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Как жилось посуде у Федоры?  

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре?

- Чем закончилась сказка?

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

- Чему учит писатель?

Высказывает свои впечатления, отвечает на вопросы учителя по содержанию текста.

От Федоры сбежала посуда и другие вещи.

Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась

 На сказку.

 Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят. Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…

Для детей и взрослых 

Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду

Работает с тестом

Чтобы было интереснее потом

Он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды

Они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко

Они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы

плохо

ленивая, неряшливая – заботливая

осуждает, сочувствует, жалеет

Федора исправилась. Посуда вернулась

Простил, уважает, т.к. Федора исправилась

Шутливая, но есть и серьезный смысл

Беседа с учителем о морали произведения

Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку

Осуществление смыслового чтения.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Взаимодействие в рамках сотрудничества.

Умение обмениваться мнениями, вести диалог.

VI. Этап.

Закрепление знаний и способов действий.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

1) Тест- опрос по содержанию.

              -А теперь напишем тест.

    +1. Беглецов, убегающих от Федоры, испугалась коза?

    - 2. А за ними вдоль забора идет бабушка Федора? (Скачет)

    - 3. Воротить посуду побежали собаки? (Коты)

    +4. И ответила посуда:

         - Лучше в поле пропадем.

          А к неряхе- замарахе не воротимся!

    +5. И чашки ушли, и стаканы.

          Остались одни тараканы.

   + 6. Но чудо случилося с ней-

          Стала Федора добрей.

    - 7. Я почищу вас песочком,

          Окачу вас кипяточком,

          И вы будете опять,

          Словно стеклышко сиять. (Cолнышко)

   + 8. Долго, долго целовала

          И ласкала их она,

          Поливала, умывала,

          Полоскала их она.

   + 9. Ну, Федора, так и быть,

          Рады мы тебя простить!

   -10. Я Федорушку прощаю,

         Сладким кофем угощаю. (Чаем)

2) Cамопроверка. (Сверь с образцом) Анализ.

                                 

 1  2  3  4  5  6  7  8   9  10

                                   

 +  -   -  +  +  + -   +  +   -

Работает с тестом.

Обсуждение вопросов, где были допущены ошибки

Использование речи для регуляции своих действий.

Построение рассуждения, обобщение.

Контролирование и оценивание процесса и результата деятельности.

Взаимодействие в рамках сотрудничества.

Умение обмениваться мнениями, вести диалог.

VII этап.

Рефлексия.

Цель: мобилизация участников на самооценку

Учитель мобилизует  на самооценку.

-Какие цели мы ставили в начале урока? Справились? Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на лист самооценки.

Всем спасибо за работу.

Участвует в беседе.

- Познакомиться с К. Чуковским и его произведением «Федорино горе» учиться выразительно читать. Мы справились со всеми заданиями.

Рассматривает лист самооценки, оценивает свою работу.

Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения.

Осуществление рефлексии способов и условий действий.

Участие в диалоге.

VIII этап.

 Домашнее задание

С.13-22 выразительное чтение сказки, нарисовать рисунок.

Наше знакомство со сказкой не закончилось. Мы  продолжим работу над стихотворением "Федорино горе".

Записывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...