Литературные (авторские) сказки В. Сутеев "Дядя Миша"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цель: создать условия для ознакомления со сказкой В. Сутеева «Дядя Миша».

Задачи: Содействовать формированию понятия «сказка», создать условия для развития умений правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок, тема и жанр), объяснять поступки героев и высказывать свое отношение к ним; способствовать развитию устной речи и творческих способностей. 

Тип  урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: групповая, ПП, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: портрет писателя, детские книги В. Сутеева, учебник-хрестоматия, заместители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_suteev_dyadya_misha.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по литературному чтению, УМК  «Начальная школа XXI века» 1 класс

Тема: Литературные (авторские) сказки  В. Сутеев.  «Дядя Миша»

Цель: создать условия для ознакомления со сказкой В. Сутеева «Дядя Миша».

Задачи: Содействовать формированию понятия «сказка», создать условия для развития умений правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок, тема и жанр), объяснять поступки героев и высказывать свое отношение к ним; способствовать развитию устной речи и творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

Узнают о понятии «сказка».

Научатся слушать, выделять признаки сказки, составлять схематический план и рассказывать по нему, выбирать модель обложки к данной сказке;

Получат возможность научиться инсценировать сказку.

Личностные: соотносят поступки героев с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки (на основе моральных качеств: честности, вины, доброты, правильности, совести, стыда, подлости и др.);

Метапредметные: регулятивные – планируют действия по решению учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – знакомятся с авторской сказкой, выделяют признаки сказки, составляют схематический план; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими, исполняют игровые роли в инсценированных действиях по сказке;

Тип  урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: групповая, ПП, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: портрет писателя, детские книги В. Сутеева, учебник-хрестоматия, заместители.

Этапы урока

Ход урока (деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то
  Просто и мудро
  При встрече здороваться.
  Доброе утро!
  Доброе утро!
  Доброе утро, солнцу и птицам.
  Доброе утро, улыбчивым лицам!
  Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
Акт. ранее изученного

1.Речевая разминка. Скороговорка:

  • Мёд в лесу медведь нашёл,

   Мало мёду, много пчёл.

Повторить 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (коллективная работа).

2.Работа с моделями

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других; Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других по обсуждаемой проблеме. 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

ΙΙΙ. Применение нового знания

ΙV. Итог урока.

Рефлексия

Работа по теме урока.

2.Постановка проблемы.

 Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру?

- Рассказ

 - Сказка

           - Стихотворение

?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

3. Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.  Заголовок произведения “Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

- О чём может быть текст с таким названием?

--После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

- Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев. Знакомы ли вам его произведения?

4. Слушание сказки

IV. Формирование практ. умений и навыков

1.Беседа.

– Понравилось ли вам произведение?

 Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.)

-Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца. Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

- Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

- Когда вам было грустно? ( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)

3. Упражнения в моделировании

-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?( "Медведь".
– "Лиса и Медведь". "Обманутый Медведь". "Зимние запасы.)

-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

Физкультминутка 

4. Работа с текстом

- Кто главный герой в сказке?

-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается сказка?   Покажите на модели.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

- Как это явление называется в литературе, в русском языке

- Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.) Покажите на модели.

- Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

- Как он относился к делу?  "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".

- Кто потом позвал Медведя?(Белочка.) Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? ( "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".)

-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя? Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?( Лиса.)

- Что предложила Лиса Медведю?   Покажите на своих моделях.

– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.) Покажите на модели.

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?")

-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

5. Игра «Молчанка» Я предлагаю вам игру "Молчанка".

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

 Морковку дергал? С Зайцем. Кур таскал? С Лисой. Грибы собирал? С Ежиком.

  Рыбу удил? С Котом. Орехи рвал? С Белочкой.

V. Итог урока

Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? "Дядя Миша".

– Дети! "Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор? Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)  Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прослушанного.

Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного. 

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Познавательные УУД: соотносят разные виды информации.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, выстраивают последовательность необходимых операций.

Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников.


Использованные  источники и литература :

1.Тишурина, О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1 : дидактическое пособие к урокам литературного чтения.[авт.-сост. О.Н. Тишурина]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. - 123с.

2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2011. – 112 с.: ил. ISBN 978-5-94908-903-3

3. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]: методические рекомендации./Л.Б. Фесюкова - М.: "Фолио", 2012

4. Обучение грамоте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.zankov.ru, свободный. Загл. с экрана.

5. Урок обучения грамоте, 1 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.doc4wed.ru, свободный. Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Конспект урока по теме:Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

Данный материал  для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой, содержит конспект урока, анализ урока и презентацию к уроку....

Литературная (авторская ) сказка Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Конспект урока по литературному чтению по УМК «Перспектива» 3 класс....

Урок литературного чтения Сказки. В Сутеев "Дядя МИша"

На уроке создаются условия по формированию понятия "авторская сказка", "признаки сказки",по  развитию умения обьяснять поступки героев и высказывать свое отношение к ним....