Урок по обучению грамоте в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Правдик Галина Юрьевна

Тема: «Звуки [м], [м’], буквы М, м.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обучению грамоте в 1 классе.

Школа № 559.

Учитель Правдик Галина Юрьевна.

Тема: «Звуки [м], [м’], буквы М, м.»

Цели: формирование коммуникативных и познавательных учебных действий, создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации учебной деятельности, интереса к родному языку и потребности познавать его.

Задачи:

  1. Образовательные: формирование представления о букве М, совершенствование каллиграфии и читательских умений.
  2. Развивающие: развитие логических операций, умения мыслить.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других), гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: групповая, работа в парах.

Материально-техническое оснащение: компьютер.

Инновационные технологии: работа с интерактивной доской.

План урока.

  1. Организованное начало урока.
  2. Самостоятельное формулирование темы детьми.
  3. Выделение звуков [м], [м’].
  4. Знакомство с буквами М, м.
  5. Печатание букв М, м.
  6. Выделение звука в словах.
  7. Составление слияний с новым звуком
  8. Узнавание звука [м], [м’] в словах.
  9. Работа с учебником.
  10. Чтение строчек А.С.Пушкина о Москве.
  11. Составление рассказа о Красной площади (работа в парах).
  12. Чтение рассказа «На уроке».
  13. Работа с пословицами на стр. 84.
  14. Итог урока.
  15. Самооценка.
  16. Организованный конец урока.

Ход урока.

  1. Организованное начало урока.
  2. Самостоятельное формулирование темы детьми.

Я прочитаю вам сказку, а вы догадайтесь, как она называется. (Учитель читает книгу «Маша и медведь», отрывок).

Как называется сказка?

Послушайте еще раз название и догадайтесь, какой звук пришел к нам сегодня в гости? (звуки [м], [м’]).

С какими звуками познакомимся на уроке?

Какая тема нашего урока? (Звуки [м], [м’], буквы М, м).

  1. Выделение звуков [м], [м’].
  1. На интерактивной доске появляется начало мультфильма «Маша и медведь».

Как зовут эту героиню? (Маша).

  1. Анализ слова Маша, составление его схемы на доске и в тетрадях.

Произнесите слово. Что слышите? (В слове два слога. Сначала идет слияние ма, в нем два звука. Первый звук [м]).

Произнесите вслух этот звук (артикуляция его).

Расскажите об этом звуке (звук [м] – согласный, потому что воздух выходит с препятствием, непарный, звонкий, твердый), раскрашу его синим.

Второй звук [а], он гласный, потому что воздух выходит без препятствий, раскрашу его красным.

Потом идет слияние ша. В нем два звука.

Первый звук [ш], он согласный, парный, глухой, всегда твердый, раскрашу его синим.

Второй звук [а], он гласный, потому что воздух выходит без препятствий, раскрашу его красным. (Ученик работает на доске: рассказывает, составляет схему, дети работают в тетрадях, если надо – помогают тому, кто у доски).

  1. Произнесите слово еще раз.

Назовите первый звук [м].

Произнесите его еще раз (артикуляция).

Расскажите о нем еще раз.

Девочке Маше оденем платочек – в цвет того звука, с которого начинается ее имя.

Какого цвета должен быть ее платок? (синего, так как звук [м] согласный, твердый).

На интерактивной доске у Маши появляется синий платок.

  1. Выделение звука [м’].

К кому пришла Маша в гости в лесу? (к медведю). Посмотрите на него на экране.

Вот к такому косолапому медведю она пришла в избушку.

Произнесите слово медведь.

Что слышите?

Ученик у доски анализирует слово, составляет его схему.

После анализа: произнесите слово еще раз.

Какой первый звук? ([м’]).

Расскажите об этом звуке еще раз. (Согласный, непарный, звонкий, мягкий).

Если звук мягкий, каким цветом он обозначается? (зеленым)

Оденем медведю штанишки в цвет того звука, с которого начинается слово медведь.

Какого цвета должны быть штанишки?

На интерактивной доске штанишки медведя окрашиваются в зеленый цвет.

Как на письме можно показать, что звук мягкий? (после него можно поставить гласную и, е, ь).

  1. Знакомство с буквами М, м.

На письме звуки [м], [м’] обозначаются буквой эм, М (заглавная).

Где пишется заглавная М?

м – строчная. Где пишется строчная м?

На интерактивной доске появляются заглавная и строчная м.

Найдите на веере м, покажите.

  1. Печатание букв М, м.

Учитель показывает на доске, дети печатают в тетрадях.

  1. Выделение звука в словах.
  1. Сегодня звук [м] именинник. К нему в гости пришли игрушки. Он приглашает только тех, в названии которых есть этот звук (перед детьми корзина с игрушками).

Выберите ту игрушку, в названии которой есть этот звук и скажите, в какой части слова он слышится (дети достают из корзины игрушки и называют, в какой части слова слышится звук, твердый он или мягкий).

Мальвина

медведь

замок

мяч

дом

Незнайка

Кто лишний? Почему?

Незнайка обидится, если его не пригласят в гости. Как назвать его, чтобы в слове был звук [м]? (мальчик)

  1. Встаньте те дети, в именах которых есть звук [м], [м’].
  2. Назовите время года, в названии которого есть звук [м]. (зима)
  1. Составление слияний с новым звуком.

Назовите гласный, а потом какое слияние получится с новым звуком.

На интерактивной доске появляются слияния, ученики хором их читают.

Назовите слияния, где согласный звук читается мягко (ми, ме).

  1. Узнавание звука [м], [м’] в словах.

Поиграем в пограничников.  Я буду называть слово, если в нем есть новый звук, то вы слово пропускаете через границу (поднятые руки), если нового звука нет – то граница закрыта (руки перекрещиваются).

Метро, город, Москва, мир, Петербург, мосты, магазин, столица.

  1. Работа с учебником (стр. 85).

1.С какой буквой сегодня познакомились? (эм)

Как называется звук? ([м], [м’]).

К нам пришел Незнайка и зашифровал слова. Догадайтесь по схеме и рисунку, какое слово он зашифровал? 1).(дом: в начале слова слышу слияние до, в нем два звука, первый звук [д] – согласный, парный, звонкий, твердый; второй звук [о] – гласный. Потом слышу отдельный звук [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый).

                                        2). (семь, работа ведется аналогично).

2.Расскажите о звуке [м], [м’], используя схему учебника на странице 83.

3.Чтение слов в столбиках.

Найдите и прочитайте в первом столбике второе слово, во втором столбике первое слово и т.д.

Последним читается слово Москва.

Почему слово напечатано с большой буквы? (названия городов пишутся с большой буквы).

Что такое Москва? (это столица нашей Родины, России).

       Москва … как много в этом звуке

       Для сердца русского слилось;

       Как много в нем отозвалось!

Так написал А.С.Пушкин о Москве. Этому городу более 850 лет.

С давних пор говорил русский народ о своей древней столице:

«Москва не город, а целый мир».

Начиналась она с Кремля, вокруг него разрастался город. А теперь Москва – главный город страны, России, далеко протянулись улицы от стен древнего Кремля, нужно проехать более 20 км, чтобы достичь городской границы.

4.Работа по картинке на стр. 84.

  1.  Рассмотрите картинку.

Куда мы попали? (это Москва, Красная площадь).

Что изображено слева на картинке? (Кремль, кремлевская стена).

  1.  Посмотрите на интерактивную доску (появляется Красная площадь: Кремлевская стена, Спасская башня с часами, диктор рассказывает об этих достопримечательностях).
  2.  Какое место Москвы вы увидели? (ответы детей с дополнениями учителя)
  1. Чтение строчек А.С.Пушкина о Москве, стр. 84, предложений о столице.
  1. Прочитайте про себя (дети читают три раза, техника – «птичий лепет» - шепчут вслух),
  2. Чтение сильными учениками.
  3. Анализ произведения.

О каком городе А.С.Пушкин написал эти строчки?

Как поэт относится к этому городу?

Прочитайте строки, которые это доказывают.

  1. Чтение предложений о Москве.

Прочитайте предложения про себя три раза.

Вопрос перед чтением: сколько предложений прочитали?

Почему так думаете? Докажите это.

Чтение предложений учащимися вслух.

После чтения первого предложения:

Что значит Москва велика? (этот город много значит для русского народа, большой значимый город).

Перед чтением второго предложения: найдите слово красивее, поставьте ударение в слове на второй слог. На какой гласный она упадет? (все дети ставят ударение в учебнике на гласный и). Перечитайте слово несколько раз с правильным ударением.

Прочитай слово вслух.

Затем дети читают все предложение про себя, затем вслух.

  1. Составление рассказа о Красной площади (работа в парах).

Внизу стр. 85 на полях найдите значок.

Что он обозначает? (работа в парах).

Прочитайте задание про себя. Вслух (ученик читает).

Представьте, что вы экскурсовод и должны рассказать о Москве. Составьте рассказ об этом городе, используя картинку. (Дети работают в парах, рассказывая друг другу о Москве).

Послушаем, что у вас получилось. Повторите свой рассказ. (рассказы детей)

Дома расскажите о Москве родителям, можно использовать картинку учебника.

  1. Чтение рассказа «На уроке», стр. 85.
  1. Найдите рассказ на стр. 85.

Как он называется?

Прочитайте его про себя (три раза, «птичий лепет»),

  1.  чтение рассказа вслух,
  2. работа после чтения:

Кто писал слова на доске?

Прочитайте, какие слова читал Рома?

Прочитайте, что написали дети?

  1. повторное чтение рассказа вслух.
  1. Работа с пословицами на стр. 84.

Прочитайте все пословицы про себя.

А) Найдите и прочитайте пословицу, которая подтверждает, что необходимо учиться, чтобы что-то можно было прочитать, написать (Мало хотеть, надо уметь).

Объясните, как понимаете ее смысл (Получится только тогда, когда чему-то научишься).

Б) Прочитайте вторую пословицу (ученик читает). Как понимаете ее смысл?

Перечитайте еще раз первую. Что общего у этих пословиц? (для счастья, хорошей жизни – необходимо жить в мире).

В) Найдите в пословицах слова со звуком, с которым познакомились на уроке. Прочитайте их (мир, мало, уметь).

Г) Расскажите о том звуке, с которым познакомились на уроке (звук [м] – согласный, потому что воздух выходит с препятствием, непарный, звонкий, твердый или мягкий [м’]).

  1. Итог урока.

С каким звуком познакомились?

Как называется буква?

Расскажите об этом звуке.

  1. Самооценка.

Если ты доволен, как работал на уроке, нарисуй в тетради на полях человечка с улыбкой, если нет – без улыбки.

  1. Организованный конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

урок по обучению грамоте 1 класс

урок по теме:" Мягкий знак"...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема....

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...