Урок по обучению грамоте в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема: «Звуки [м], [м’], буквы М, м.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обучению грамоте в 1 классе.
Школа № 559.
Учитель Правдик Галина Юрьевна.
Тема: «Звуки [м], [м’], буквы М, м.»
Цели: формирование коммуникативных и познавательных учебных действий, создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации учебной деятельности, интереса к родному языку и потребности познавать его.
Задачи:
- Образовательные: формирование представления о букве М, совершенствование каллиграфии и читательских умений.
- Развивающие: развитие логических операций, умения мыслить.
- Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других), гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: групповая, работа в парах.
Материально-техническое оснащение: компьютер.
Инновационные технологии: работа с интерактивной доской.
План урока.
- Организованное начало урока.
- Самостоятельное формулирование темы детьми.
- Выделение звуков [м], [м’].
- Знакомство с буквами М, м.
- Печатание букв М, м.
- Выделение звука в словах.
- Составление слияний с новым звуком
- Узнавание звука [м], [м’] в словах.
- Работа с учебником.
- Чтение строчек А.С.Пушкина о Москве.
- Составление рассказа о Красной площади (работа в парах).
- Чтение рассказа «На уроке».
- Работа с пословицами на стр. 84.
- Итог урока.
- Самооценка.
- Организованный конец урока.
Ход урока.
- Организованное начало урока.
- Самостоятельное формулирование темы детьми.
Я прочитаю вам сказку, а вы догадайтесь, как она называется. (Учитель читает книгу «Маша и медведь», отрывок).
Как называется сказка?
Послушайте еще раз название и догадайтесь, какой звук пришел к нам сегодня в гости? (звуки [м], [м’]).
С какими звуками познакомимся на уроке?
Какая тема нашего урока? (Звуки [м], [м’], буквы М, м).
- Выделение звуков [м], [м’].
- На интерактивной доске появляется начало мультфильма «Маша и медведь».
Как зовут эту героиню? (Маша).
- Анализ слова Маша, составление его схемы на доске и в тетрадях.
Произнесите слово. Что слышите? (В слове два слога. Сначала идет слияние ма, в нем два звука. Первый звук [м]).
Произнесите вслух этот звук (артикуляция его).
Расскажите об этом звуке (звук [м] – согласный, потому что воздух выходит с препятствием, непарный, звонкий, твердый), раскрашу его синим.
Второй звук [а], он гласный, потому что воздух выходит без препятствий, раскрашу его красным.
Потом идет слияние ша. В нем два звука.
Первый звук [ш], он согласный, парный, глухой, всегда твердый, раскрашу его синим.
Второй звук [а], он гласный, потому что воздух выходит без препятствий, раскрашу его красным. (Ученик работает на доске: рассказывает, составляет схему, дети работают в тетрадях, если надо – помогают тому, кто у доски).
- Произнесите слово еще раз.
Назовите первый звук [м].
Произнесите его еще раз (артикуляция).
Расскажите о нем еще раз.
Девочке Маше оденем платочек – в цвет того звука, с которого начинается ее имя.
Какого цвета должен быть ее платок? (синего, так как звук [м] согласный, твердый).
На интерактивной доске у Маши появляется синий платок.
- Выделение звука [м’].
К кому пришла Маша в гости в лесу? (к медведю). Посмотрите на него на экране.
Вот к такому косолапому медведю она пришла в избушку.
Произнесите слово медведь.
Что слышите?
Ученик у доски анализирует слово, составляет его схему.
После анализа: произнесите слово еще раз.
Какой первый звук? ([м’]).
Расскажите об этом звуке еще раз. (Согласный, непарный, звонкий, мягкий).
Если звук мягкий, каким цветом он обозначается? (зеленым)
Оденем медведю штанишки в цвет того звука, с которого начинается слово медведь.
Какого цвета должны быть штанишки?
На интерактивной доске штанишки медведя окрашиваются в зеленый цвет.
Как на письме можно показать, что звук мягкий? (после него можно поставить гласную и, е, ь).
- Знакомство с буквами М, м.
На письме звуки [м], [м’] обозначаются буквой эм, М (заглавная).
Где пишется заглавная М?
м – строчная. Где пишется строчная м?
На интерактивной доске появляются заглавная и строчная м.
Найдите на веере м, покажите.
- Печатание букв М, м.
Учитель показывает на доске, дети печатают в тетрадях.
- Выделение звука в словах.
- Сегодня звук [м] именинник. К нему в гости пришли игрушки. Он приглашает только тех, в названии которых есть этот звук (перед детьми корзина с игрушками).
Выберите ту игрушку, в названии которой есть этот звук и скажите, в какой части слова он слышится (дети достают из корзины игрушки и называют, в какой части слова слышится звук, твердый он или мягкий).
Мальвина
медведь
замок
мяч
дом
Незнайка
Кто лишний? Почему?
Незнайка обидится, если его не пригласят в гости. Как назвать его, чтобы в слове был звук [м]? (мальчик)
- Встаньте те дети, в именах которых есть звук [м], [м’].
- Назовите время года, в названии которого есть звук [м]. (зима)
- Составление слияний с новым звуком.
Назовите гласный, а потом какое слияние получится с новым звуком.
На интерактивной доске появляются слияния, ученики хором их читают.
Назовите слияния, где согласный звук читается мягко (ми, ме).
- Узнавание звука [м], [м’] в словах.
Поиграем в пограничников. Я буду называть слово, если в нем есть новый звук, то вы слово пропускаете через границу (поднятые руки), если нового звука нет – то граница закрыта (руки перекрещиваются).
Метро, город, Москва, мир, Петербург, мосты, магазин, столица.
- Работа с учебником (стр. 85).
1.С какой буквой сегодня познакомились? (эм)
Как называется звук? ([м], [м’]).
К нам пришел Незнайка и зашифровал слова. Догадайтесь по схеме и рисунку, какое слово он зашифровал? 1).(дом: в начале слова слышу слияние до, в нем два звука, первый звук [д] – согласный, парный, звонкий, твердый; второй звук [о] – гласный. Потом слышу отдельный звук [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый).
2). (семь, работа ведется аналогично).
2.Расскажите о звуке [м], [м’], используя схему учебника на странице 83.
3.Чтение слов в столбиках.
Найдите и прочитайте в первом столбике второе слово, во втором столбике первое слово и т.д.
Последним читается слово Москва.
Почему слово напечатано с большой буквы? (названия городов пишутся с большой буквы).
Что такое Москва? (это столица нашей Родины, России).
Москва … как много в этом звуке
Для сердца русского слилось;
Как много в нем отозвалось!
Так написал А.С.Пушкин о Москве. Этому городу более 850 лет.
С давних пор говорил русский народ о своей древней столице:
«Москва не город, а целый мир».
Начиналась она с Кремля, вокруг него разрастался город. А теперь Москва – главный город страны, России, далеко протянулись улицы от стен древнего Кремля, нужно проехать более 20 км, чтобы достичь городской границы.
4.Работа по картинке на стр. 84.
- Рассмотрите картинку.
Куда мы попали? (это Москва, Красная площадь).
Что изображено слева на картинке? (Кремль, кремлевская стена).
- Посмотрите на интерактивную доску (появляется Красная площадь: Кремлевская стена, Спасская башня с часами, диктор рассказывает об этих достопримечательностях).
- Какое место Москвы вы увидели? (ответы детей с дополнениями учителя)
- Чтение строчек А.С.Пушкина о Москве, стр. 84, предложений о столице.
- Прочитайте про себя (дети читают три раза, техника – «птичий лепет» - шепчут вслух),
- Чтение сильными учениками.
- Анализ произведения.
О каком городе А.С.Пушкин написал эти строчки?
Как поэт относится к этому городу?
Прочитайте строки, которые это доказывают.
- Чтение предложений о Москве.
Прочитайте предложения про себя три раза.
Вопрос перед чтением: сколько предложений прочитали?
Почему так думаете? Докажите это.
Чтение предложений учащимися вслух.
После чтения первого предложения:
Что значит Москва велика? (этот город много значит для русского народа, большой значимый город).
Перед чтением второго предложения: найдите слово красивее, поставьте ударение в слове на второй слог. На какой гласный она упадет? (все дети ставят ударение в учебнике на гласный и). Перечитайте слово несколько раз с правильным ударением.
Прочитай слово вслух.
Затем дети читают все предложение про себя, затем вслух.
- Составление рассказа о Красной площади (работа в парах).
Внизу стр. 85 на полях найдите значок.
Что он обозначает? (работа в парах).
Прочитайте задание про себя. Вслух (ученик читает).
Представьте, что вы экскурсовод и должны рассказать о Москве. Составьте рассказ об этом городе, используя картинку. (Дети работают в парах, рассказывая друг другу о Москве).
Послушаем, что у вас получилось. Повторите свой рассказ. (рассказы детей)
Дома расскажите о Москве родителям, можно использовать картинку учебника.
- Чтение рассказа «На уроке», стр. 85.
- Найдите рассказ на стр. 85.
Как он называется?
Прочитайте его про себя (три раза, «птичий лепет»),
- чтение рассказа вслух,
- работа после чтения:
Кто писал слова на доске?
Прочитайте, какие слова читал Рома?
Прочитайте, что написали дети?
- повторное чтение рассказа вслух.
- Работа с пословицами на стр. 84.
Прочитайте все пословицы про себя.
А) Найдите и прочитайте пословицу, которая подтверждает, что необходимо учиться, чтобы что-то можно было прочитать, написать (Мало хотеть, надо уметь).
Объясните, как понимаете ее смысл (Получится только тогда, когда чему-то научишься).
Б) Прочитайте вторую пословицу (ученик читает). Как понимаете ее смысл?
Перечитайте еще раз первую. Что общего у этих пословиц? (для счастья, хорошей жизни – необходимо жить в мире).
В) Найдите в пословицах слова со звуком, с которым познакомились на уроке. Прочитайте их (мир, мало, уметь).
Г) Расскажите о том звуке, с которым познакомились на уроке (звук [м] – согласный, потому что воздух выходит с препятствием, непарный, звонкий, твердый или мягкий [м’]).
- Итог урока.
С каким звуком познакомились?
Как называется буква?
Расскажите об этом звуке.
- Самооценка.
Если ты доволен, как работал на уроке, нарисуй в тетради на полях человечка с улыбкой, если нет – без улыбки.
- Организованный конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучению грамоте 1 класс
Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала. Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...
урок по обучению грамоте 1 класс
урок по теме:" Мягкий знак"...
конспект урока по обучению грамоте 1 класс
конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...
конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']
Урок- путешествие позволяет первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального подъема....
План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...
Урок по обучению грамоте 1 класс на тему: "Звук [ч\'] и буква Ч"
Открытый урок по чтению в 1 классе....
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....