Формирование УУД школьников на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению на тему

Сат Сайзана Даш-ооловна

«Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках литературного чтения»

 

           В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения мы знаем что, учащиеся должны владеть системой универсальных учебных действий.

Термин УУД в широком значении означает «умение учиться», т.е. способность детей к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

-В чём же универсальность этих учебных действий?

     А в том, что они носят предметный и метапредметный характер, который можно применять к любой школьной дисциплине, и потом уже к любой жизненной ситуации, как того требует наше быстроразвивающееся общество.

         Мы должны научить детей  не только читать и отвечать на заданные  вопросы, но и логически размышлять, извлекать из текста нужную информацию, сравнивать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

        Поэтому цели и задачи универсальных учебных действий это:

-общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся;

-формирование умения учиться;

-формирование способности саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Рассмотрим механизмы формирования УУД на примере учебного курса «Литературное чтение»

          Наши учителя начальных национальных классов  работаем по учебникам авторов: Ольги Ойдуповны Иргит и Софьи Доптун-ооловны Корген –оол во 2 классе с 2014 года и в 3 классе с 2014, а в 4 классе работаем по учебнику авторов: Галины Михайловны Селиверстовой и Фаины Тас-ооловны Манзановой (в 2-х частях) с 2012 года.

            Эти учебники рекомендованы Министерством образования и науки Республики Тыва и предназначены для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения.

     Учебники литературного чтения созданы в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Вопросы и задания учебника формируют универсальные учебные действия, развивают у детей  способность к творческому мышлению. Задания, направленные на формирование универсальных учебных действий обозначены условными знаками в виде звёздочки в кружочке, тремя смайликами в кружочке, в виде человечка с поднятым пальчиком, и в виде раскрытой книги.

            Учёные делят УУД на 4 большие группы:

-личностные;

-регулятивные;

-познавательные;

-коммуникативные.

       Рассмотрим каждую из групп универсальных учебных действий.

Личностные УУД включают жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, действия нравственно-эстетического оценивания, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД формируют:

*умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

*мотивацию к обучению и целенаправленной и познавательной деятельности;

*умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

          Уже на первых страницах учебника 2 класса раздел представлен цитатой А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!», который нацеливает на положительную мотивацию к чтению. Чтобы дети нашли ответ на вопрос «Для чего нужно хорошо научиться читать?»

     А мы знаем, что с каждым годом уменьшается количество читающих детей и очень трудно заинтересовать детей  чтением книг, причём непросто чтением, а осознанным и внимательным. Причин такого спада очень много.

      Каждый текст, который включён в круг чтения младшего школьника, направлен на формирование у него системы духовно-нравственных ценностей. В этих текстах рассматриваются такие категории нравственных ценностей как: дружба, любовь, счастье, честность, доброта, человечность, великодушие, сердечность, верность, отвага, героизм, патриотизм и другие.

   В следующем разделе много текстов о любви к Родине.

Личностные УУД:

   *формируют у детей чувство гражданского патриотизма, гордости за свою Родину, за свою российскую семью;

  *формируют умение понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать им;

 *формируют способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку.

Это умение задавать вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, выбирать тактики, контролировать свою деятельность.

Регулятивные УУД  формируют:

*умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

*умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

*умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

*умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

       Уже с первых страниц учебника к каждому тексту подобраны такие задания, которые направлены на:

  * формирование умения принимать, сохранять, решать учебную задачу;

  * кроме того, мы включаем такие задания, которые учат детей    делить текст на части;

 *также заложены алгоритмы учебных действий по анализу художественных произведений через составление плана пересказа  текста;

 *дети учатся высказывать и пояснять свою точку зрения.

Познавательные УУД формируют:

 * умение извлекать информацию из схем;

* умение представлять информацию в виде схем;

* умение выявлять сущность, особенности объектов;

* умение на основе анализа делать выводы;

* умение обобщать и классифицировать по признакам;

* умение ориентироваться на развороте учебника.

Познавательные УУД подразделяются на 2 группы:

 К общеучебным УУД относятся:

 *самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи;

 *поиск и выделение необходимой информации;

 *выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи;

 *постановка и формулирование проблемы;

 *самостоятельное создание алгоритма деятельности;

 *умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

                        К логическим УУД относятся такие мыслительные операции, как: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство, выводы, установление аналогий.

В рамках формирования коммуникативных УУД у детей должны быть сформированы:

*умение слушать и понимать других;

*умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

*умение оформлять свои мысли в устной форме;

*умение работать в паре и в группе.

             Из практики освоения стандартов нового поколения  хочу подчеркнуть очень значимую составляющую нашего учебного курса – понятие о диалоге.

Также дети учатся составлять небольшие рассказы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

 Вывод:  А чтобы достичь планируемых результатов, мы должны совершать следующие действия:

читать, думать, выбирать, проверять, выделять, доказывать, сравнивать, описывать, составлять, выяснять, делить, сопоставлять, вспоминать, рассказывать, рассуждать, пояснять, пользоваться, планировать, создавать алгоритм, делать выводы и т.д.

Итак, мы рассмотрели механизмы формирования УУД средствами учебного курса «Литературное чтение»

Постаралась осветить несколько произведений и несколько примерных заданий.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема моего выступления «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения мы знаем что, учащиеся должны владеть системой УУД.

Термин УУД в широком значении означает «умение учиться», т.е. способность детей к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

-В чём же универсальность этих учебных действий?

     А в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, который можно применять к любой школьной дисциплине, и потом уже к любой жизненной ситуации, как того требует наше быстроразвивающееся общество.

         Мы должны научить детей  не только читать и отвечать на заданные  вопросы, но и логически размышлять, извлекать из текста нужную информацию, сравнивать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

        Поэтому цели и задачи УУД это:

-общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся;

-формирование умения учиться;

-формирование способности саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Рассмотрим механизмы формирования УУД на примере учебного курса «Литературное чтение»

         Наши учителя начальных национальных классов  работаем по учебникам авторов: О.О.Иргит, С.Д.Корген –оол во 2 классе и в 3 классе, а в 4 классе по учебнику авторов: Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой (в 2-х частях)

        Эти учебники рекомендованы Министерством образования и науки Республики Тыва и предназначены для общеобразовательных учреждений с родным ( тувинским) языком обучения.

     Учебники литературного чтения созданы в соответствии с требованиями ФГОС. Вопросы и задания учебника формируют универсальные учебные действия, развивают у детей  способность к творческому мышлению. Задания, направленные на формирование УУД обозначены условными знаками в виде звёздочки в кружочке, тремя смайликами в кружочке, в виде человечка с поднятым пальчиком, в виде раскрытой книги.

            Учёные делят УУД на 4 большие группы:

-личностные;

-регулятивные;

-познавательные;

-коммуникативные.

       Рассмотрим каждую из групп УУД.

Личностные УУД включают жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, действия нравственно-эстетического оценивания, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Уже на первых страницах учебника 2 класса раздел представленный цитатой А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!», который нацеливает на положительную мотивацию к чтению. Чтобы дети нашли ответ на вопрос «Для чего нужно хорошо научиться читать?»

     А мы знаем, что с каждым годом уменьшается количество читающих детей и очень трудно заинтересовать детей  чтением книг, причём не просто чтением, а осознанным и внимательным. Причин такого спада очень много.

      Каждый текст, который включён в круг чтения младшего школьника, направлен на формирование у него системы духовно-нравственных ценностей, т.к. в этих текстах рассматриваются такие категории как: дружба, любовь, счастье, честность, доброта, человечность, великодушие, сердечность, верность, отвага, героизм, патриотизм и другие.

   В следующем разделе много текстов о любви к Родине.

Личностные УУД формируют у детей чувство гражданского патриотизма, гордости за свою Родину, за свою российскую семью.

   

Сопереживание, сочувствие: 2 кл, 3 кл, 4 кл.

Саморазвитие: 2кл, 3 кл., 4 кл.

     

                      Следующая группа Регулятивные УУД.

  Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку. Это умение задавать вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, выбирать тактики, контролировать свою деятельность.

       Уже с первых страниц учебника к каждому тексту подобраны такие задания, которые направлены на формирование умения принимать, сохранять, решать учебную задачу.

   

Кроме того, мы включаем такие задания, которые учат детей делить текст на части.

Также заложены алгоритмы учебных действий по анализу художественных произведений через составление плана пересказа  текста.

          Познавательные УУД подразделяются на 2 группы:

 К общеучебным ууд относятся это --------------------

К логическим ууд относятся такие мыслительные операции, как----

В рамках формирования коммуникативных УУД у детей должны быть сформированы----

Из практики освоения стандартов нового поколения  хочу подчеркнуть очень значимую составляющую нашего учебного курса –понятие о диалоге.

Итог выступления:

Итак рассмотреть механизмы формирования ууд средствами учебного курса «Литературное чтение»

Постаралась осветить несколько произведений и несколько примерных заданий, но  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...

Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.

Статья для учителей начальных классов об упражениях, которые я использую в своей работе по формированию навыка скорочтения....