Главные вкладки

    Хитрые грибы
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Аввакумова Раиса Михайловна

    Технологическая карта урока "Хитрые грибы", литературное чение, 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hitrye_griby.docx69.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аввакумова Р.М.,

    учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

    г.-к. Геленджик

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы»

    Тип урока:

     Открытие новых знаний

    Авторы УМК:

     УМК « Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

    Цели урока:

     Познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

    Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

    Личностные:

    -  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

    - уметь высказывать своё отношение к событиям и героям;

    - уметь выражать эмоции.

    - учить проводить самооценку  деятельности.

     Метапредметные:

    - уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    - уметь извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

    - умение ориентироваться в учебнике;

    - умение задавать вопросы к тексту;

    - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

    Предметные:

    - научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

     - отрабатывать навыки выразительного чтения;

     - расширить знания о  грибах;

    - научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой;

    - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

    -  развивать память, речь, внимание.

    Оборудование:

     Интерактивная доска, учебник.

    Образовательные ресурсы:

     Презентация, раздаточный материал

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УД

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

    2.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    Цель:

    - актуализировать имеющиеся знания;

    -зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

    - Внимание! Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок!
    Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
    Книжки, ручки и тетрадки?
    Есть у нас девиз такой:
    Всё, что надо под рукой!

    Проверка домашнего задания

    - Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из  раздела «Люблю природу русскую. Осень». Но сначала мы послушаем тех, кто сам попробовал сочинить стихотворение об осени.

    Речевая разминка

    -Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

    - Какие мы должны вставить слова? (Слайд 1.)

             Жёлтое солнце на землю глядит.

             Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .

             Жёлтые груши на ветках ….   .

            Жёлтые листья с деревьев … .

    - Прочитайте  медленно (хором).

    -  Прочитайте тихо.

    - Прочитайте громко.

    - Прочитайте быстро.

    - Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

    -О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения?

    - Чем ещё хороша осень?

    - Отгадайте загадку и отгадка  будет темой сегодняшнего урока.

    Весь Антошка -
    Шляпка да ножка.
    Дождь пойдёт -
    Он подрастёт.

    - Как вы считаете, чему мы будем учиться на уроке?

    (Слайд 2.)

    - Кто из вас любит собирать грибы?

    -  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы?

     –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

    - Вам знакомо имя этого автора?

    ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.) (Слайд 3.)

    1. Задание на пробное действие.

    -Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

    -Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  «хитрыми»?

    Первичное восприятие текста

    2. Рефлексия выполненного задания.

     - Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  «хитрыми»?

    -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

    Эмоциональный настрой на урок.

    Ученики читают свои стихи.

    Дополнить такими словами, чтобы получилась рифма.

    - Следит, висят, летят.

    Учащиеся читают медленно, тихо, громко, быстро.

    Чтение наизусть.

    - Листопад.

    - Созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов.

    - Гриб. Тема урока – «Грибы»

    - Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы

    Ответы учащихся.

    Предположения детей.

    Прослушивание аудиозаписи.

    Рассуждения учащихся.

    Познавательные УУД:

    - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

    - умение ориентироваться в учебнике;

    - умение находить вопросы в тексте;

    - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

       

    Личностные УУД:

     -  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

    - уметь высказывать своё отношение к событиям и героям;

    - уметь выражать эмоции.

    - учить проводить самооценку  деятельности.

    Регулятивные УУД:

    - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

     - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

     - формулировать учебные задачи;

      -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

     

    Коммуникативные УУД:

    - формируем умение слушать и понимать других;

    - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    - умение работать в паре.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Цель:

    - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

    -Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно.

    Словарная работа

    Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев.

    -Подберите синоним к этому слову.

    Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. 

    (Слайд 4.)

    Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением

    -Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

    -Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

    -Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.

    -Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы с большой корзиной? 

    Работа над выразительным чтением стихотворения

    -Найдите в тексте восклицательное предложение

    и прочитате его с правильной интонацией.

    -Прочтите вопросительное предложение.

    -Какое слово надо выделить голосом?

    -Прочтите выразительно это предложение.

    -Прочитайте выразительно все стихотворение.

    -Лукошко, кочка.

    Выборочное чтение.

    Ответы учащихся.

    -Где-то.

    Выразительное чтение.

    Гимнастика для глаз.

    Цель проведения - профилактика нарушения зрения.

    (Слайд 5.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Цель:

    - построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

    -Обратите внимание на текст, с которым нам предстоит сегодня познакомиться (стр. 78). Что вы сможете сказать про него, еще не прочитав текст?

    - Что общего у двух произведений?

    - Молодцы. Что может сообщить нам ученый в тексте.

    Это текст из энциклопедии, его написал ученый.

    - Тема «Грибы».

    Предположения детей.

    5. Реализация построенного проекта

    Цель:

    - реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

    Первичное восприятие текста

    - Я прочитаю вам текст, а ваша задача – внимательно следить и делать пометки карандашом на полях. Когда я читаю часть текста, содержание которого вы уже предположили, ставьте на полях знак «+», а если нет, то знак «-».

    Учащиеся делают пометки.

    Предметные УУД:

    - научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

     - отрабатывать навыки выразительного чтения;

     - расширить знания о  грибах;

    - научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой;

    - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

    -  развивать память, речь, внимание.

    Физминутка

    Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    Музыкальная (Рефлексия)

    (Слайд 6.)

    6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

    Цель:

    - применение новых знаний в типовых заданиях

    Выборочное чтение.

    - О чем вы не предположили?

    - Перед вами лежат листочки с таблицей, которую мы заполним, используя прочитанный текст. Таблица состоит из трех колонок: «Знал», «Узнал», «Хочу узнать». Что вы знал о грибах до прочтения этой статьи?

    - Что нового вы узнали о грибах из этой статьи?

    Учащиеся записывают свои ответы в первую колонку.

    Заполняется вторая колонка.

    Заполняется третья колонка.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель:

    - организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

    - Что еще нового вы хотели бы узнать о грибах?

    - Где вы можете найти нужную информацию?

    - Кто знает, что такое энциклопедия?

    (Слайд 7.)

    - Какие бывают энциклопедии?

    Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются универсальными. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

    Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

    (Учитель показывает названные издания).

    - В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

    - Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира?

    - Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов.

    Ответы подготовленных детей:

    -В энциклопедии. – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

    Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

    Учащиеся находят интересующую информацию в энциклопедии.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    Цель: 

    - включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

    (У учащихся карточка, разрезанная на несколько частей, ученики складывают карточку, читают загадку, картинку располагают в нужную группу)

    -  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

    - Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?

     - На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

    1. Серые шляпки.

                Рябые ножки.

                Под березою растут.

                Как их зовут?

    1.   А этот красавец на белой ножке,

                 Он в красной шляпке,

                 На шляпке горошки.

    -  А почему мухомор получил такое название?

    - А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?

    3.   После дождика подружки

          Поселились на опушке.

          Шляпы разноцветные

         Самые заметные.

       

    -   Почему их так назвали?

    -   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

    1. На пеньке сидят братишки.

          Все - в веснушках шалунишки. 
         Эти дружные ребята называются ... 

          5. Средь молодых сосенок

             В блестящей темной шапочке

             Растет грибок...

    -   Почему его так назвали?

    6. В белой шляпе

    Красивая дама.

    Смотрит свысока-

    Ручки в бока,

    Богата и важна,

    Да никому не нужна!

    7. В белой кепке

    Белый крепыш.

    Плечи расправил,

    Ножки расставил,

    В землю врос:

    Кто б увидал-

    С собой унёс

    8 Ходят в рыженьких беретах,

    осень в лес приносят летом.
    Очень дружные сестрички – золотистые ... 

    9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
    Меня увидишь за версту - зовусь я – ... 

    10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
    В день осенний на опушке как красивы, вы ... 

    - Назовите  съдобные грибы.

    - Назовите несъедобные грибы.

    Ответы учащихся.

    - Подберезовик.

    - Мухомор.

     - Настоем этого гриба раньше морили мух.

     - Нет, он служит лекарством для животных.

    - Сыроежки.

    - Они любят сырые места, сухости не переносят.

    -Опята.

    - Масленок.

    - В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.

    - Поганка.

    - Боровик. 

    - Лисички.

    - Подосиновик.

    - Волнушки.

    Ответы учащихся.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цель:

    - организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

    - Назовите тему урока.

    - Какую цель вы перед собой ставили?

    - Достигли ли мы этих целей?

    -Где вы можете применить полученные знания?

    Урок окончен. Спасибо за работу

    (Слайд 8.)

    Ответы учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В.Д.Берестов "Хитрые грибы"

    Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...

    "Хитрые грибы" к уроку литературного чтения во 2 классе

    Презентация к уроку литературного чтения по теме: "В. Берестов. Хитрые грибы" во 2 классе....

    Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

    Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

    План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"

    Урок литературного чтения во втором классе.Тема урока  "В.Берестов  "Хитрые грибы". Грибы (из эциклопедии)"...

    В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

    Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс...

    Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

    Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

    УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».

    Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...