Хитрые грибы
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Технологическая карта урока "Хитрые грибы", литературное чение, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hitrye_griby.docx69.97 КБ

Предварительный просмотр:

Аввакумова Р.М.,

учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

г.-к. Геленджик

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы»

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК:

 УМК « Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Цели урока:

 Познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

- уметь высказывать своё отношение к событиям и героям;

- уметь выражать эмоции.

- учить проводить самооценку  деятельности.

 Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение задавать вопросы к тексту;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Предметные:

- научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание.

Оборудование:

 Интерактивная доска, учебник.

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

2.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

- актуализировать имеющиеся знания;

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Проверка домашнего задания

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из  раздела «Люблю природу русскую. Осень». Но сначала мы послушаем тех, кто сам попробовал сочинить стихотворение об осени.

Речевая разминка

-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

- Какие мы должны вставить слова? (Слайд 1.)

         Жёлтое солнце на землю глядит.

         Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .

         Жёлтые груши на ветках ….   .

        Жёлтые листья с деревьев … .

- Прочитайте  медленно (хором).

-  Прочитайте тихо.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте быстро.

- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

-О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения?

- Чем ещё хороша осень?

- Отгадайте загадку и отгадка  будет темой сегодняшнего урока.

Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт.

- Как вы считаете, чему мы будем учиться на уроке?

(Слайд 2.)

- Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы?

 –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.) (Слайд 3.)

1. Задание на пробное действие.

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  «хитрыми»?

Первичное восприятие текста

2. Рефлексия выполненного задания.

 - Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  «хитрыми»?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Эмоциональный настрой на урок.

Ученики читают свои стихи.

Дополнить такими словами, чтобы получилась рифма.

- Следит, висят, летят.

Учащиеся читают медленно, тихо, громко, быстро.

Чтение наизусть.

- Листопад.

- Созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов.

- Гриб. Тема урока – «Грибы»

- Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы

Ответы учащихся.

Предположения детей.

Прослушивание аудиозаписи.

Рассуждения учащихся.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

   

Личностные УУД:

 -  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

- уметь высказывать своё отношение к событиям и героям;

- уметь выражать эмоции.

- учить проводить самооценку  деятельности.

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев.

-Подберите синоним к этому слову.

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. 

(Слайд 4.)

Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы с большой корзиной? 

Работа над выразительным чтением стихотворения

-Найдите в тексте восклицательное предложение

и прочитате его с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

-Прочитайте выразительно все стихотворение.

-Лукошко, кочка.

Выборочное чтение.

Ответы учащихся.

-Где-то.

Выразительное чтение.

Гимнастика для глаз.

Цель проведения - профилактика нарушения зрения.

(Слайд 5.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

-Обратите внимание на текст, с которым нам предстоит сегодня познакомиться (стр. 78). Что вы сможете сказать про него, еще не прочитав текст?

- Что общего у двух произведений?

- Молодцы. Что может сообщить нам ученый в тексте.

Это текст из энциклопедии, его написал ученый.

- Тема «Грибы».

Предположения детей.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

- реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Первичное восприятие текста

- Я прочитаю вам текст, а ваша задача – внимательно следить и делать пометки карандашом на полях. Когда я читаю часть текста, содержание которого вы уже предположили, ставьте на полях знак «+», а если нет, то знак «-».

Учащиеся делают пометки.

Предметные УУД:

- научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание.

Физминутка

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Музыкальная (Рефлексия)

(Слайд 6.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель:

- применение новых знаний в типовых заданиях

Выборочное чтение.

- О чем вы не предположили?

- Перед вами лежат листочки с таблицей, которую мы заполним, используя прочитанный текст. Таблица состоит из трех колонок: «Знал», «Узнал», «Хочу узнать». Что вы знал о грибах до прочтения этой статьи?

- Что нового вы узнали о грибах из этой статьи?

Учащиеся записывают свои ответы в первую колонку.

Заполняется вторая колонка.

Заполняется третья колонка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

- Что еще нового вы хотели бы узнать о грибах?

- Где вы можете найти нужную информацию?

- Кто знает, что такое энциклопедия?

(Слайд 7.)

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются универсальными. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира?

- Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов.

Ответы подготовленных детей:

-В энциклопедии. – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

Учащиеся находят интересующую информацию в энциклопедии.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: 

- включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

(У учащихся карточка, разрезанная на несколько частей, ученики складывают карточку, читают загадку, картинку располагают в нужную группу)

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

- Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?

 - На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

  1. Серые шляпки.

            Рябые ножки.

            Под березою растут.

            Как их зовут?

  1.   А этот красавец на белой ножке,

             Он в красной шляпке,

             На шляпке горошки.

-  А почему мухомор получил такое название?

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?

3.   После дождика подружки

      Поселились на опушке.

      Шляпы разноцветные

     Самые заметные.

   

-   Почему их так назвали?

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

  1. На пеньке сидят братишки.

      Все - в веснушках шалунишки. 
     Эти дружные ребята называются ... 

      5. Средь молодых сосенок

         В блестящей темной шапочке

         Растет грибок...

-   Почему его так назвали?

6. В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна!

7. В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс

8 Ходят в рыженьких беретах,

осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... 

9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... 

10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... 

- Назовите  съдобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

Ответы учащихся.

- Подберезовик.

- Мухомор.

 - Настоем этого гриба раньше морили мух.

 - Нет, он служит лекарством для животных.

- Сыроежки.

- Они любят сырые места, сухости не переносят.

-Опята.

- Масленок.

- В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.

- Поганка.

- Боровик. 

- Лисички.

- Подосиновик.

- Волнушки.

Ответы учащихся.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

-Где вы можете применить полученные знания?

Урок окончен. Спасибо за работу

(Слайд 8.)

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Д.Берестов "Хитрые грибы"

Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...

"Хитрые грибы" к уроку литературного чтения во 2 классе

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "В. Берестов. Хитрые грибы" во 2 классе....

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».

Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....