Современные пед. технологии
статья по чтению на тему

Сат Сайзана Даш-ооловна

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многоварианты даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

1. Технология разноуровнего обучения.

2.    Технология коллективного взаимообучения.

3.    Технология сотрудничества.

4.    Технология модульного обучения.

Обеспечивает условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.

Инновационные технологии.

 

1. Технология перспективно - опережающего обучения.

Её основным концептуальным положением можно назвать личностный подход, нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

 

Другой особенностью этой технологии является комментирующее управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю,

записываю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, ученик становится в положение учителя, управляющего классом.

 

2. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

3. Технологии проблемного обучения.

(исследовательский метод).

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения;     они     испытывают     чувство     глубокого     удовлетворения,

уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

Технологии развивающего обучения.

Л.В. Занков и Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова

Это технологии развития творческих качеств личности.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Её основными принципами являются:

-  обучение нужно вести на высоком уровне трудности;

-  в обучение должны играть ведущую роль теоретические знания;

-   продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми

темпами;

-  школьники должны сами осознавать ход умственных действий;

-  добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы;

-   преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого

ученика.

Методическая цель любого урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Технология Эльконина - Давыдова.

В ней акцент делается на формирование теоретического мышления школьников.

Они учатся и привыкают понимать происходящее вещей и явлений материального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать своё видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.

Методика обучения строится на проблематизации.

 

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. При развивающем обучении качество и объём выполненной учеником работы оценивают не с точки зрения учителя о посильности, доступности знания ученику, а сточки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать его персональное развитие, совершенство учебной деятельности.

 

Современные технологии на уроках чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения      

Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной». «Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».             

          В современной школе огромное количество педагогических технологий. Работая по учебникам литературного чтения, опираемся на технологию продуктивного чтения, основанную на природосообразной технологии  формирования типа правильной читательской деятельности. Цель технологии продуктивного чтения: научить самостоятельно понимать текст. Средство - приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности, учит детей:

- во-первых, медленному чтению художественного текста, т.е. ребенок продумывает в ходе чтения смысл каждого слова,  учится задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, учится соразмышлять и сопереживать, а также делать элементарный анализ прочитанного;

-во-вторых, читать не для взрослых, а для самого себя, т.е. ребёнок должен понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложили авторы;

 -в-третьих,  уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

-до начала чтения

-в процессе чтения

-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. Антиципация – т. е предугадывание

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

 

Основные принципы школьного анализа художественного произведения:

1)научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:           

 -Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится?

          Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности. Также на уроке идет выполнение творческих заданий (работа с тетрадью по чтению)

Работа тоже идет в три этапа:

1) до чтения. Например, прочитайте ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь?

2) в ходе чтения. Например, выпиши из текста, как писатель называет птичку (обрати внимание, что название меняется). Найди в толковом словаре значение слов.

3) после чтения. Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными? Обведи.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_po_tehnologiyam.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многоварианты даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

1. Технология разноуровнего обучения.

2.    Технология коллективного взаимообучения.

3.    Технология сотрудничества.

4.    Технология модульного обучения.

Обеспечивает условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.

Инновационные технологии.

1. Технология перспективно - опережающего обучения.

Её основным концептуальным положением можно назвать личностный подход, нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Другой особенностью этой технологии является комментирующее управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю,

записываю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, ученик становится в положение учителя, управляющего классом.

2. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

3. Технологии проблемного обучения.

(исследовательский метод).

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения;     они     испытывают     чувство     глубокого     удовлетворения,

уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

Технологии развивающего обучения.

Л.В. Занков и Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова

Это технологии развития творческих качеств личности.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Её основными принципами являются:

-  обучение нужно вести на высоком уровне трудности;

-  в обучение должны играть ведущую роль теоретические знания;

-   продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми

темпами;

-  школьники должны сами осознавать ход умственных действий;

-  добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы;

-   преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого

ученика.

Методическая цель любого урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Технология Эльконина - Давыдова.

В ней акцент делается на формирование теоретического мышления школьников.

Они учатся и привыкают понимать происходящее вещей и явлений материального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать своё видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.

Методика обучения строится на проблематизации.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. При развивающем обучении качество и объём выполненной учеником работы оценивают не с точки зрения учителя о посильности, доступности знания ученику, а сточки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать его персональное развитие, совершенство учебной деятельности.

Современные технологии на уроках чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения       

Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной». «Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».              

          В современной школе огромное количество педагогических технологий. Работая по учебникам литературного чтения, опираемся на технологию продуктивного чтения, основанную на природосообразной технологии  формирования типа правильной читательской деятельности. Цель технологии продуктивного чтения: научить самостоятельно понимать текст. Средство - приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности, учит детей:

- во-первых, медленному чтению художественного текста, т.е. ребенок продумывает в ходе чтения смысл каждого слова,  учится задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, учится соразмышлять и сопереживать, а также делать элементарный анализ прочитанного;

-во-вторых, читать не для взрослых, а для самого себя, т.е. ребёнок должен понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложили авторы;

 -в-третьих,  уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

-до начала чтения

-в процессе чтения

-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. Антиципация – т. е предугадывание

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Основные принципы школьного анализа художественного произведения:

1)научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:        

 -Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится?

          Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности. Также на уроке идет выполнение творческих заданий (работа с тетрадью по чтению)

Работа тоже идет в три этапа:

1) до чтения. Например, прочитайте ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь?

2) в ходе чтения. Например, выпиши из текста, как писатель называет птичку (обрати внимание, что название меняется). Найди в толковом словаре значение слов.

3) после чтения. Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными? Обведи.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...