Программа по литературному чтению 4 класс Л.Ф.Климановой
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Шестакова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования,  Примерной программы по учебным предметам,  Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx77.29 КБ
Файл programma_lit_cht.docx74.26 КБ
Файл titulnyy_list_ktp.docx18.59 КБ
Файл titulnyy_list.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению (68 часов)

п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

РАЗДЕЛ 1. КНИГА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ (6 ЧАСОВ)

1

Знакомство с учебником. Вводный урок по содержанию раздела

1

2.09

Вводный

Текущий

- Рассказывать о книгах Древнего мира и современных книгах;

-Составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни»;

-Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план;

 -Писать сочинение - рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире»;

- Составлять и писать статью для «Энциклопедии книги»;

 - Создавать и представлять «Энциклопедию  книги».

Познавательные умения: раскрывать значение понятий «писчий», «одноимённое», «дикорастущий», «писало», «податливый», «рельефный», «орнамент», «энциклопедия», «плаха деревянной мостовой», «доселе», «письменный источник», «ныне», «феодал»,«духовенство», «лыко», «культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре», «литературные жанры», «биографическая», «отраслевая», «региональная», «тематическая», «узкоотраслевая», «универсальная», «статья», «энциклопедическая статья», «энциклопедия», «Энциклопедия книги» и использовать их в активном словаре;

определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение;

определять объекты, которые являются предметом культуры, и обосновывать своё мнение;

определять порядок составления энциклопедии и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для создания «Энциклопедии книги».

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;

ориентироваться в разных способах выполнения задания;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:  строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять  интерес к изучению темы; желание рассказывать о прочитанной книге;

 творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»;  понимание успешности при изучении темы.

2

Из «Повести временных лет». Летописец Нестор

1

7.09

Комбинированный

Текущий

3

М. Горький «О книгах».  

Рассказ о своей домашней библиотеке

1

9.09

Комбинированный

Текущий

4

Пересказ текста «Удивительная находка»

1

14.09

Комбинированный

Текущий

5

Экскурсия в библиотеку.

Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

1

16.09

Комбинированный

Текущий

6

Обобщающий урок по теме. Проверочная работа

1

21.09

Проверка УУД

Итоговый

РАЗДЕЛ 2. ИСТОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА (13 ЧАСОВ)

7

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов

1

23.09

Комбинированный

Текущий

- Определять жанры УНТ и приводить примеры;

- Расставлять ритмическое ударение в тексте былины;

- Проводить исследование текста мифа, библейской притчи и оформлять результат в виде таблицы;

- Определять порядок проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Познавательные умения:

раскрывать значение понятий «фольклор», «потешка», «поговорка», «небылица», «скороговорка», «пословица», «колыбельная», «загадка», «закличка», «притча», «предание», «завет», «не замышляй», «ближний»,«приставник», «повелитель», «доколе», «нежели», «воздаёт», «злословит», «лукавый», «гонение», «суета», «поучать», «сеятель», «законник», «иудей», «самарянин», «милосердный», «уважаемая книга», «пробуждающий чувства», «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «калики», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «надписочка», «повысечена», «эпитет», «миф», «Ярило», «Троя», «жрец», «чрево», «оборонить»,«лазутчик», «агора», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Слово Божие», «добрая почва», «равнодушные люди», «бесполезные люди», «ленивые люди», «радушные люди», «заботливые люди», «добрые люди», «проявить инициативу», «трудилась душа», «щедрая душа», «душа похорошела» и использовать их в активном словаре; — определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение;  определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение; определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение; определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова в мифе, былине и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для определения порядка проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм, план; проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;  выполнять учебное задание в соответствии с целью;  

соотносить результат выполнения задания с поставленной целью.  

Коммуникативные умения:   формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;  адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;  использовать речевые средства для представления результата деятельности.  

Проявлять интерес  к изучению темы;

к фольклорным жанрам; к древнерусским былинам;

к мифам (славянским, древнегреческим).

Проявлять желание: читать библейские притчи; научиться определять порядок проведения исследования «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

 осознавать собственные достижения при изучении  темы.

8

Библия - главная священная книга  христиан.

Из книги притчей Соломоновых. Смысл притч из Нового Завета

1

28.09

Комбинированный

Текущий

9

Былины. Особенности былинных текстов

1

30.09

Комбинированный

Текущий

10

11

Былина «Исцеление Ильи Муромца», «Ильины три поездочки»

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Сравнение былины со сказочным текстом

2

5.10

7.10

Комбинированный

Текущий.

12

13

Славянский миф.

Особенности мифа

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь

Е. Мелетинского

2

12.10

14.10

Комбинированный

Текущий

14

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества

1

19.10

Комбинированный

Текущий

15

Сказки о животных.

Тайская народная сказка

«Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии

1

21.10

Комбинированный

Текущий

16

Немецкая народная сказка

«Три бабочки».

Подготовка к спектаклю

1

26.10

Текущий

17

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе

1

28.10

Комбинированный

Текущий

18

Семейное чтение. «Царь и кузнец».

Притча

«Шрамы на сердце».

1

9.11

Комбинированный

Текущий

19

Обобщение по разделу.

Контрольная работа

1

11.11

Комбинированный. Проверка УУД.

Итоговый

РАЗДЕЛ 3. О РОДИНЕ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ (11 ЧАСОВ)

20

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине

1

16.11

Вводный.

Текущий

- Работать с текстом произведения;

- Определять смысл высказывания о Родине и представлять его;

- Выполнять творческий проект «Музыкально-литературный вечер „Моя Родина“», используя план;

- Проводить устный журнал по теме «Славные страницы истории России»;

- Составлять летопись края об основных этапах Великой Отечественной войны;

- Составлять полезный совет, который поможет Человеку обрести  счастье.  

Познавательные умения: раскрывать значение слов «Родина»,«Отечество», «ностальгия»,«Отчизна», «бесценный», «рать», «внемли», «ливонец», «латы», «дружина», «смятение», «единение», «почитаемый», «тачал», «келья», «сшиблись», «воскресли», «россы», «держава», «строптивый» «мещет», «доколе», «Ленинград», «реквием», «патриотизм», выражений; «испокон веку», «Старое. Новое. Вечное», «дух держать единый», «голова кабанья», «верность свята», «змеем лютым в Русь летит», «бранный жар», «фугасные бомбы», использовать их в активном словаре;  определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения;  определять смысл пословицы и обосновывать свой выбор;

 раскрывать смысл поступка героя и обосновывать своё мнение; определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, используя текст произведения; использовать приобретённые знания для составления совета, который поможет человеку обрести счастье.

Регулятивные умения:   выполнять учебное задание, используя алгоритм или план;  проводить самопроверку, самооценку и корректировку при выполнении учебного задания;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;  соотносить результат с поставленной целью.

 Коммуникативные умения:  в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;  адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;  использовать речевые средства для представления результата  деятельности.

Проявлять интерес к изучению темы; желание читать произведения о Родине; эмоционально-ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;

 желание составлять совет, который поможет Человеку обрести счастье; осознание собственных достижений при изучении темы.

21

К.Ушинский «Наше Отечество». В. Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине

1

18.11

Комбинированный

Текущий.

22

Н. Языков «Мой друг!».  А.Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь»

1

23.11

Комбинированный

Текущий

23

   24

Александр Невский. В.Серов «Ледовое побоище»

 

Дмитрий Донской. Куликовская битва

2

25.11

30.11

Комбинированный

Текущий

25

Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».

Великая Отечественная война. Р. Рождественский «Реквием»

1

2.12

Комбинированный

Текущий.

26

27

 28

29

А. Приставкин «Портрет отца».

В. Костецкий «Возвращение».

Е. Благинина «Папе на фронт».

В. Лактионов « Письмо с фронта».

Сравнение произведений художественной литературы и живописи

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей

Самостоятельное чтение.

 С.Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета»

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография - источник получения информации

4

7.12

9.12

14.12

16.12

Комбинированный

Текущий

30

Обобщение по разделу.

Творческий проект на тему

« Нам не нужна война»

1

21.12

Комбинированный. Проверка УУД.

Итоговый

РАЗДЕЛ 4. ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ, ЛЮБЯ ДРУГ ДРУГА  (9 ЧАСОВ)

31

А.К. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа

1

23.12

 Комбинированный.

Текущий

- Работать с текстом произведения;

- Составлять план и кратко пересказывать текст;

- Составлять текст-рассуждение;

- Формулировать совет;

- Проводить исследование поступков героя;

- Писать текст-рассуждение на тему «Настоящий друг».

Познавательные умения: раскрывать значение слов «вожатый», «затеял», «мочало» «аккордеон», «консерватория», «замшелой», «эскадра», «дивизион», «красноармеец», «кавалерия», «комиссар», «атаман», «верстак», «башлык», «купец», «прерии», выражений «трусливый мальчик», «иметь смекалку», «держать ухо востро», «юмористическое произведение», «текст рассуждение» и использовать их в активном словаре; определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; определять особенности текста-рассуждения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для создания текста-рассуждения на тему «Настоящий друг».

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять

интерес к изучению темы;

желание читать произведения А.Толстого, И.Сурикова

А.Гайдара, М.Зощенко;

творческое отношение к составлению текста-рассуждения на тему «Настоящий друг»;

 понимание успешности при изучении темы.  

32

И.Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов

1

11.01

Комбинированный.

Текущий

33

А.Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа. Создание текста по аналогии

1

13.01

Комбинированный.

Текущий.

34

М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа

1

18.01

Комбинированный.

Текущий

35

36

И.Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей

Н.Носов  «Дневник  Коли Синицына». Создание собственного дневника

2

20.01

25.01

27.01

Комбинированный.

Текущий

37

Мы идём в библиотеку.  Книги о сверстниках, о школе.

Н.Носов «Метро». В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа

1

1.02

Комбинированный.

Текущий

38

Наш театр. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование

1

3.02

Комбинированный.

Текущий

39

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

8.02

Комбинированный. Проверка УУД.

Итоговый

РАЗДЕЛ 5. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА  (8 ЧАСОВ)

40

41

Собиратели  народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Шарль Перро «Мальчик – с – пальчик».  Особенности зарубежного сюжета

2

10.02

15.02

17.02

Комбинированный.

Текущий

- Работать с текстом сказки:

проводить исследование текста сказки;

составлять описание литературного героя;

- Писать сценарий и инсценировать сказку; - Писать сказку о предмете;

- Оформлять отзыв о прочитанной сказке.  

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «высокомерная», «псарь» «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено», «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «собиратели сказок», «жить в своё удовольствие», «подённая работа», «сорные травы» и использовать их в активном словаре;

определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.    

Проявлять

интерес к изучению темы;

желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ганса Кристиана Андерсена;

эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

понимание успешности при изучении темы.

42

43

Шарль Перро «Спящая красавица»

Сказки Г- Х. Андерсена.

Г- Х. Андерсен  «Дикие лебеди», «Чайник». Создание сказки по аналогии

2

24.02

29.02

Комбинированный.

Текущий

44

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей

1

2.03

Комбинированный.

Текущий

45

46

И. Токмакова «Сказочка о счастье». С.Аксаков «Аленький цветочек»

Ш.Перро «Красавица и Чудовище». Э. Хогарт «Марфин печёт пирог».  Инсценирование

2

9.03

14.03

Комбинированный.

Текущий

47

Составление каталога. Проверочная работа

1

16.03

Комбинированный. Проверка УУД.

Итоговый

РАЗДЕЛ 6. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ  (19 ЧАС)

48

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»

1

 21.03

Комбинированный

Текущий

-Работать с текстом сказки:

проводить исследование текста сказки;

составлять описание литературного героя;

- Писать сценарий и инсценировать сказку;

- Писать сказку о предмете;

- Оформлять отзыв о прочитанной сказке;  

- Работать с текстом стихотворения:

проводить исследование текста стихотворения; составлять описание литературного героя;

- Работать с текстом басни:

проводить исследование текста басни;

составлять описание литературного героя;

- Писать сценарий и инсценировать басню;

- Оформлять отзыв о прочитанной басне.  

 

Познавательные умения: 

конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение; работать с текстом произведения; составлять план и кратко пересказывать текст; составлять текст-рассуждение; формулировать совет; проводить исследование поступков героя; писать текст «Что значат для меня сказки Пушкина».  

 Регулятивные умения: 

 выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью

Коммуникативные умения: 

формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.    

Проявлять

интерес к изучению темы;

желание читать литературные сказки   А.С. Пушкина, стихи Тютчева, Лермонтова, Некрасова;

эмоционально-ценностное отношение к героям произведений;

творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной произведении;

понимание успешности при изучении темы.  

49

50

51

Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина»

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Сравнение с народной сказкой

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Герои сказки

3

23.03

4.04

6.04

Комбинированный

Текущий

52

53

54

А.С.Пушкин «Осень», «Гонимы вешними лучами…»,

Е. Волков «Октябрь»

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», А.Куиджи «Ранняя весна»

И.Козлов «Вечерний звон».

3

13.04

18.04

20.04

Комбинированный

Текущий

55

И. Левитан «Вечерний звон». Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон»

1

25.04

Комбинированный

Текущий

56

57

58

    59

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»,  «Гёте», «Тифлис»,  

«Дары Терека», «Утес»

 

М.Ю. Лермонтов « Песнь про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова»

 

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

4

27.04

Комбинированный

Текущий

60

Л. Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»), «Ивины».

 Герои рассказа

1

Комбинированный

Текущий.

61

И.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. «Когда закат прощальными лучами…»

1

Комбинированный

Текущий

62

И. Бунин «Гаснет  вечер, даль синеет…», «Ещё холоден и сыр…»

Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»

1

Комбинированный

Текущий

63

Проект «Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии»

1

Комбинированный

Текущий.

64

65

Л.Н. Толстой

«Был русский князь Олег»

Л.Н. Толстой. Басни

 Л.Н. Толстой «Петя Ростов» . Пересказ.

Наш театр.

И.А. Крылов «Ворона и лисица».  Инсценирование

3

Комбинированный

 Текущий

66

Обобщение по разделу. Контрольная работа

1

Комбинированный. Проверка УУД.

Итоговый

РАЗДЕЛ 7. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ЧАСА)

67

Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг»

1

 Проверка УУД

Текущий

Познавательные умения: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:  .

формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять

интерес к изучению  курса литературного чтения;

желание читать;

эмоционально-ценностное отношение к героям произведений;

творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной произведении;

понимание успешности при изучении темы.  

68

Урок – игра «Литературные тайны»

1

Проверка УУД

Итоговый



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Примерной программы по учебным предметам,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования и предназначена для обучающихся 4 класса.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей основного общего образования:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания.  А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

  Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

    Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение курса «Литературное чтение»  в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  68 часов. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо». Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в  4 классе являются:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • полноценное восприятие художественной литературы;
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в  4 классе являются:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в  4 классе являются:

Обучающийся научится:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

- самостоятельно находить ключевые слова;

- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

- формулировать основную мысль текста;

- составлять простой и сложный план текста;

- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

- аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и  определять свои эмоции;

- понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;

- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям

других;

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;

- видеть языковые средства, использованные автором.

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

-относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVH в., XVHI в., XIX в., ХХ в., ХХI в.);

-соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

  Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность.

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Тематическое планирование по литературному чтению (68 ч)

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Книга в мировой культуре  

6 ч.

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности.

2. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

3. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

4. История книги. Подготовка сообщений на тему.

5. Удивительная находка. Пересказ текста.

6.Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

2

Истоки литературного творчества

13 ч.

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Сочинение на тему.

2. Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых ( из Ветхого Завета).

3.Притча о сеятеле (из Нового Завета).Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета).Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине.    В.Васнецов Гусляры.

4. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки.

5.Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В.Васнецова «Богатырский скок».

6. Славянский миф. Особенности мифа.

7.Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

8. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

9. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

10.Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

11. Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Семейное чтение.  Шрамы на сердце.

12. Наш театр.  Подготовка сценария к сказке о лисе.

13. Обобщение по разделу. Контрольная  работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл   понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества, выявлять особенности каждого вида.  Объяснять смысл пословиц. Сравнивать  пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по подтемам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной культуре. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности    притч.  Объяснять  нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Составлять сказку  по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Размышлять  над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

3.

О Родине, о подвигах, о славе

11 ч.

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

2. К. Ушинский.  Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение  текстов о Родине.

3. Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей... А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

4. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

5. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

6. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

8. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение . Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.

9. Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Историческая литература для детей.

10. Самостоятельное чтение.  С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

11. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения информации. Обобщение по разделу.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Рассуждать о том, что такое поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя ». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать тексты вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, о изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни.  Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.   Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведение для заучивания наизусть.

4.

Жить по совести, любя друг друга  

9 ч.

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть.  А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.  А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои  рассказа.

2. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

3. А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.  А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

4.М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

5.И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение содержания текста с пословицей.

6. Н.Носов. Дневник Коли Синицына.

7. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели – детям» Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста. Семейное чтение. В. Драгунский. ...Бы. Смысл рассказа.

8. Наш театр.  Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

9. Обобщение по разделу.  Контрольная работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том какие качества мы ценим в людях. Характеризовать  героев рассказа, называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять  текст по аналогии с данным.   Рассуждать о том, какие качества  прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу.     Определять тему и название  выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста.  Обсуждать в  группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.     Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли.   Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

5.

Литературная сказка  

8 ч.

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский. Л. Н. Толстой, А.К. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм.  Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. Братья Гримм.  Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

2. Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки.

3. Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежной сказки.  Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Герои сказки.  Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

4.  Сказки Г.-Х. Андерсена.  Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.  Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена « Дикие лебеди».  Г.-Х. Андерсен.  Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Г.-Х. Андерсен.  Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Г.-Х. Андерсен.  Чайник. Смысл сказки.  Создание сказки по аналогии.

5. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

6. Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье. Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки.  С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и чудовище. Сравнение сказок.

7. Наш театр. Э.Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

8. Обобщение по разделу.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название  выставки книг.  Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе ,   давать ей оценку.  Выявлять особенности литературной сказки.   Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей.  Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки.  Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.  

6.

Великие русские писатели  

19 ч.

1.Великие русские писатели.  А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка  сообщения на основе статьи.

2.Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

3.А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.

4. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенность литературной сказки.

5. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В.Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

6. А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы.

7.А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны.

8.Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы .И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

9.Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».

10. М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Лермонтове.

11. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.  М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.

12.М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. сравнение произведений живописи и литературы. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

13.М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов.

14.Л.Н. Толстой.  Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. Л.Н. Толстой. Ивины.  Герои рассказа.

15. И. Никитин.  Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы. И. Никитин.  Гаснет день, даль синеет...  Подготовка вопросов к стихотворению.

16. И. Бунин. Ещё холодно и сыро...  Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

17. Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

18. Самостоятельное чтение. Л. Толстой.  Был русский князь Олег.

19. Л. Н. Толстой. Басни. Семейное чтение. Л.Н. Толстой.  Петя Ростов. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

20. Наш театр. И. А.  Крылов. Ворона и лисица.  Инсценирование.

21. Обобщение по разделу.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А. С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся  произведения. Читать  вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую  для подготовки сообщения по теме.  Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.  Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить в тексте средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ  по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать текст подробно и кратко. Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.    Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7.

Литература как искусство слова

2 ч.

1.Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг»

2.Урок – игра «Литературные тайны»

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

Л.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, Бойкина.  Литературное чтение. 4 класс.  В 2 ч. Ч. 1. .   - М: «Просвещение», 2013.

 Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, М.Ф.Бойкина.  Литературное чтение. 4 класс.  В 2 ч. Ч. 2. - М: «Просвещение», 2013.  

Печатные пособия:

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения  (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).  

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.  

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с обязательным минимумом).  

Технические средства обучения:

 Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.  

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.  

Мультимедийный проектор ( по возможности).

 Компьютер ( по возможности).  

Экспозиционный экран ( по возможности).  

Сканер ( по возможности).  

Принтер лазерный ( по возможности).

Материалы  для учителей:

 «Тренировка быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие слова». DVD диск

Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. К УМК Л. Ф. Климановой ( "Перспектива" ). ФГОС»

Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д. Аксёнова, -М., Аванта, 2011.

Бойкина М. В. Диагностические работы по литературному чтению. —  СПб., 2011 г

  Интернет ресурсы:  

http://www.school.edu.ru www.prosv.ru/umk/perspektiva

Российский общеобразовательный портал Технологические карты по литературному  чтению http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации http://school- collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.solnet.ee 

Портал для детей и взрослых. Материал дидактический для учителя начальных классов http://www.prazdnik.by 

Портал для детей и взрослых. http://www.it-n.ru/ 

Сайт творческих учителей. Разные сообщества. http://mail.redu.ru 

Исследовательская работа школьников http://festival.1september.ru 

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://kid. nashcat.ru Все для детей.

Детский портал, детские сайты. http://edu.rin.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

                                           

Календарно-тематическое планирование

по   литературному чтению

в  4 Б  классе

на 2016 /2017 учебный год

Количество часов:  68

Учебник:  Литературное чтение

Автор учебника: Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская

Учитель: О.А Шестакова

Тамбов

2016



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Рассмотрена и согласована                                                      Утверждена приказом по школе

на заседании  методического                                                   от  01.09.2016   № 305                                              

объединения   26.08.2016                                                         Директор _________ В.Б.Петров                                  

протокол № 1  

Принята на заседании  педагогического                                                                                                                                  

 совета 26.08.2016  протокол № 1                                      

                                           

Рабочая программа

по   литературному чтению

в 4 Б классе

на 2016 /2017 учебный год

Количество часов:  68

Учебник: Литературное чтение

Автор учебника:  Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина

Учитель: О. А.Шестакова

Тамбов

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...