Урок литературного чтения. Тема урока "Фестиваль сказочных героев"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных

            сказках;

            воспитание  любви к традициям своего народа, стремление   

            совершать добрые дела;

            расширение представлений о народных и авторских сказках;

            оценка персонажей по их поступкам.        

            приобщить детей к народному творчеству;

формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

 способствовать развитию  мышления и познавательной активности к  

 русским народным сказкам

 развивать воображение, внимание,  сообразительность, речь учащихся;

воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_skazochnyh_geroev.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Фестиваль сказочных героев

ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных

            сказках;

            воспитание  любви к традициям своего народа, стремление    

            совершать добрые дела;

            расширение представлений о народных и авторских сказках;

            оценка персонажей по их поступкам.        

            приобщить детей к народному творчеству;

формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

 способствовать развитию  мышления и познавательной активности к  

 русским народным сказкам

 развивать воображение, внимание,  сообразительность, речь учащихся;

воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

                              ХОД УРОКА.

 

  1. Включение в учебную деятельность

(ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ).

Проверка готовности к уроку:

Веер с буквами,

Квадраты для построения схем слов,

Тетради по чтению

Цветные карандаши.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно

  1. Актуализация знаний.

(Повторение пройденного):

Фонематическая разминка ( работа по ленте букв)

а) Называем гласные

- на какие две группы можно разделить гласные

(обозначающие мягкость согласного и не обозначающие мягкость согласного)

- что ещё может обозначать мягкость согласного? (Ь)

ЗАДАНИЕ

- Перед вами слова прочитаем их хором

- разделим их на слоги

- поставим ударение

- подчеркнём безударную гласную

 «Репка», «Колобок», «Теремок»

 составить схемы данных слов ( проверка на доске)

 б) называем согласные

- какие согласные у нас бывают ( звонкие и глухие, парные и непарные)

ЗАДАНИЕ

Перед вами лежит отрывок из текста.

Прочитаем его.  

Жили старик со старухой.  И  была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.

ЗАДАНИЕ

- Найди первое предложение

- Подчеркни ручкой буквы, обозначающие согласный звук.

Взаимопроверка

 ( поменялись листочками, проверили друг у друга, исправили ошибки).

Поднимите руку, у кого были ошибки?

Кто узнал из какого текста этот отрывок?

  1. Постановка учебной проблемы.

Работа над новым материалом

-Ребята, с начала урока мы с вами  работали со словами: репка, колобок, теремок, курочка Ряба.

- Скажите что обозначают эти слова? ( Это название сказок)

- Ребята, вы любите сказки?

      -А какие сказки вы любите?

     - Когда вы были малышами, ваши мамы и папы рассказывали вам маленькие сказки, которые вы очень полюбили и научились рассказывать их сами.

О чем то скрипит половица,

И деткам  опять не спится,

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

Посмотрите на слайд, скажите герои,  каких сказок здесь изображены? (Слайд №1- сказочные герои)

  1. Открытие нового знания

Сегодня у нас не просто урок, у нас -«Фестиваль сказочных героев»

( Слайд №2)

А как вы понимаете, что такое сказка?

- Вот как даётся объяснение в толковом словаре «Русского языка» В.И.Даля

( Слайд №3)Произведения о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных фантастических сил.

Кто первым на земле стал придумывать и рассказывать сказки? (Люди)

 ( Слайд №4- старец рассказывает сказку)

- А зачем они стали это делать?

Когда - то, давным-давно, сказки только рассказывались вслух. Никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре- самолёте, или оседлавшем конька- горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка.

Сказки бывают: ( Слайд №5- обложки книг)

 Народные и авторские.

Что значит авторские сказки? (  У них есть автор). Кто знает авторские сказки?( Краткий пересказ Масякин Александр «Царь и рубашка»Л.Н. Толстой, «Золотая рыбка»А.С.Пушкин)Чему учит нас эта сказка?

Русские сказки и сказки других народов

Кто нам расскажет сказку других народов?(Дербеденёва Алёна «Мальчик –звезда- английская сказка)

Старые и современные ( Игнатова Варя «Волшебное слово» В.А.Осеева)

Мультфильм «Цветик семицветик»

У нас есть ещё и волшебные сказки. Что в них происходит.

Работа в группах.

Ребята в волшебных сказках всегда присутствует волшебство и исполняются самые заветные желания. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок из сказки. А затем вы мне должны сказать  какое, на ваш взгляд, самое важное  желание исполнила девочка. ( У каждой группы свой цветок, вы должны его разукрасить и придумать свои желания. Но желания эти должны быть важными для вас, как для этой девочки Жени)

Применение  знания сказок

Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать название этой сказки и её автора. ( Слайд №6- иллюстрации к сказкам с гиперссылками)

  1. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, тянут потянут, вытянуть не могут ( Репка)
  2. Кто кто в Теремочке живёт, кто кто в невысоком живёт? Я мышка- норушка, я лягушка, квакушка. А ты кто? (Теремок)
  3. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке ( Маша и Медведь)
  4. Отворили козлята дверь, волк вбежал и съел козлят ( Волк и семеро козлят)
  5. А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт. ( Лиса и волк)

Прочитайте название сказок по схеме ( не забываёте, что одна черта- это одно слово) ( Слайд №7 Золушка, Мойдодыр, Кот в сапогах.)

Как в схеме показано начало и конец предложения. ( Слайд №8 )

Почему в некоторых схемах несколько слов начинаются с большой буквы? (Красная Шапочка. Три поросёнка. Иван-царевич и серый волк.)

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Три-нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Работа по учебнику с.43

А) определить, кто бы мог здесь жить?

Б) Проведём с вами небольшое исследование, из каких сказок эти герои?

Что  поясняют их вторые имена? Вы согласны, что их так называли?

КОНКУРС: « Сказочный переполох».

Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Ховрошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть.

     

Царевна                              Ховрошечка

Иван Царевич                    Бессмертный

Крошечка                           Лягушка

Финист                               Серый  Волк

Марья                                Моревна

Кощей                                Ясный Сокол

( Слайд №9- иллюстрации сказок)

Посмотрите на слайд какие из этих сказок являются народными, а какие авторские? .

 Каких писателей- сказочников вы знаете? ( Слайд №10- Шарль Перро)

Во Франции 300 лет назад жил писатель Шарль Перро. Что  он написал для взрослых сейчас мало кто уже помнит, но вот для детям всего мира он подарил такие сказка, как «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик». Многие сказки положены на музыку, по ним  сняты кинофильмы, мультфильмы, созданы балеты.

Великий русский писатель А.С. Пушкин так же писал сказки ( Слайд №11 Пушкин)

Расшифруйте название сказок (« Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке)»

« Сказка о золотом петушке» 

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь царя  границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

«Сказку о Золотом петушке», «О царе Салтане» можно увидеть в театре, музыку к ним написал великий русский композитор Римский- Корсаков

( Слайд №10- герои сказок)  Вы видите, что жизнь сказки не только очень длинна, но и что она сама  даёт жизнь новым произведениям искусства. Сказка бессмертна.

- Что объединяет все сказки: и народные, и авторские, и русские, и зарубежные?

Во всех сказках всегда торжествует добро, справедливость. А зло наказывается. В каждой сказке есть мудрая мысль. Сказка учит добру, учит понимать чужую беду.

( Слайд №11)

Недаром А.С.Пушкин сказал «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок».

 

  1. Рефлексия учебной деятельности.

              ИТОГОВАЯ БЕСЕДА.

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете  сказки.

-Понравился урок?

- Кто пишет сказки?

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

- Как называются сказки, которые создали писатели?

-Чему учат сказки?    

-Довольны своей работой?

Включить заключительную песню.

- Если вам было интересно, все понятно, то свой смайлик разукрасьте зелёным цветом.

 - Если  у вас иногда возникали сомнения, вам было неинтересно- красным

 

Дополнительный материал ( если останется время)

КОНКУРС: « Угадай сказку».

Кто–то  за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки, бабки, внучки, кошки и мышки.           «Репка».

Колотил да колотил

По тарелкам носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом.                                                 « Лиса и журавль».

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.                                          «Маша и медведь».

Ах, ты, Петя- простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота

Выглянул в окошко.                                          « Петушок – золотой гребешок».

Нет ни речки ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В яме от копытца.                                « Сестрица Алёнушка и братец          

                                                                 Иванушка».

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.                           « Снегурочка».

Парень слез с любимой печки,

За водой поплёлся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал.                      « По щучьему велению».

То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится.                        « Иван Царевич и Серый Волк».

На кочке болотной

Невестушка ждёт.

Когда же за нею

Царевич придёт.                                «Царевна – лягушка».

2. Кто помогал девочке в сказке «Гуси – Лебеди»:    груша, слива, яблоня?

3.Какая из сказок не является народной: « Лиса и журавль»

                                                                     «Зимовье зверей»

                                                                      «Сказка о рыбаке и рыбке»

4.В какой сказке одним из персонажей является лиса:   «Теремок»

                                                                                            «Колобок»

                                                                                             «Репка»

5. Злая волшебница перепутала имена сказочных героев. Давайте вместе с вами их восстановим.

муха  Алиса     лиса         Гена       черепаха    курочка       Цокотуха         крокодил         Базилио

кот  Алёнушка  сестрица  Ряба   Тортило

Испытание №3.

А сейчас испытание для самых стойких и любознательных учеников. Работа в парах. На столах лежат конверты, в которых написаны вопросы. Дети по – очереди читают вопросы, обсуждают поднимают руки вверх, соединив их ладошками друг с другом и отвечают.

- Что несла Красная Шапочка своей бабушке?

- Что потеряла Золушка на бале?

- В какой сказке лиса говорила «Битый не битого несет»?

- Чем угощала лиса журавля?

- Как звали самую маленькую сказочную девочку?

- Кто первым нашел теремок?

- Как называется аппарат, на котором Баба – Яга совершает свой полет?

- Где работал крокодил Гена?

- Кто из трех поросят построил самый прочный домик?

- От кого ушел колобок?

 - Как звали корову кота Матроскина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «В мире сказочных героев» (брейн-ринг) по сказкам Х.К.Андерсена.

Литературный конкурс, посвящённый творчеству Х.К.Андерсена, состоит из 5 раундов.Работа проходит в командах по 5 человек с использованием ИКТ....

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.УМК "Школа России".

Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.Цели деятельности учителя: учить видеть  и понимать поступки героев;рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определени...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс

Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....

Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познаком...