Технологическая карта урока по Литературному чтению "Приемыш" 4 класс ШР
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспекты уроков для учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД

Орг. момент.

Сл.: слово учителя.

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Подарите себе хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный

Сл.: чтение вслух.

1 мин.

За окошком солнце светит                                                          День приветливый такой,                                                             А сегодня на уроке -                                                                        Будем стихи читать, вспоминать.                                                       На поставленные вопросы                                                          Четко, смело отвечать!

Готовиться к предстоящей деятельности.

Р: принимают и

сохраняют уч. задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

15 мин.

- Проверка д/з  

- Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, называется оно « Приемыш». Автор данного произведения Д.Н.Мамин-Сибиряк.

- Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова.  Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения,  он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. 

- Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эти слова – эпиграф к уроку. Писатель писал: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

 - Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?)

- Правильно, Родина.

«…Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…» (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 

Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности.

Отвечать на вопросы.

П: строят речевое высказывание

К : четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р: постановка учебной задачи

П: строят речевое высказывание

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

4.Решение частных задач на основе анализа текста

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Сл.:  выразительно читают стихотворение

Физминутка.

20 мин.

- Ребята что означает слово «приемыш»? (приёмный сын или дочь). Записываем  это определение к себе в тетрадь на стр.75.                                                                                                    - А мы сегодня узнаем, о каком приёмыше идет речь в нашем произведение.                                                                                         - О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?                                                                                   - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением.

-Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»                                                     План работы:                                                                                   Прочитав произведение                                                                            - познакомиться с героями;                                                                     - определить, кто такой Приёмыш;                                                           - охарактеризовать главных героев;                                                         - выяснить главную мысль;                                                                      - выразите своё отношение.                                                                        Открываем учебник на стр. 76.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.                                             - Как вы их понимаете? И обратимся к словарю Ожегова.  

Словарно-лексическая  работа                                                                                                     Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.                                                                                          Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение. Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма.                                                                                                  Сайма - рыбацкая стоянка.                                                                  Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.                                                                                                  Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.                                                                                          Бобылём - в одиночестве.                                                                                    Увечить - физически расправляться, калечить.                                               Хиреет - болеет, чахнет.                                                                                    Божья тварь - всё живое, созданное Богом.                                             - Прочитаем произведение по частям                                                    - Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним                                        - Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…                                                                                                 1 часть:                                                                                                      Где происходят события?  Кто герои? (События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)                                                                                    - Встретились непонятные слова и выражения?                                    - Итак, ответим на вопросы -                                                                    - Как вы думаете, кто является Приёмышем?                                     - Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны                                 - Продолжив работу над 2 частью, исследуем                              - Внимание на слайд, прочитайте…                                                           - Кто оказался Приёмышем?  Как Приёмыш появился у Тараса? (Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)                                                                                           - Встретились непонятные слова и выражения?                                                                        - Какие слова учебника характеризуют Приёмыша? (Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)                                                      - Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)                                                                     - Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей).                                                                                               - Продолжив работу над 3 частью, исследуем…                                               Внимание на слайд, читайте 3 часть:                                                    - Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь                                                  - Помечайте непонятные для вас слова и выражения.                           - Прочитайте ещё, какая цель работы предстоит над этой частью?                                                                                                      - Внимание! Работаем в парах в одном учебнике в течение 3 мин.                                                                                                            - Зачитываем (Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый)                                                        - Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приёмышу, Тарасу)                                                                                      - А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем? (Рассуждают)

Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.

Слова из текста

Соболько

бобыль

пестрый

князь князем

лучший друг человека

гордая

умный

дружелюбный

ласковый

- (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый) - Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)                                                                                                              - А вот интересно, каким же будет конец этой истории? (Заслушиваем несколько историй)                                                                  -Это мы узнаем на следующем уроке.

Предполагать значение нового слова.

Размышлять  над прочитанным.

Читать вслух и про себя.

Высказывать своё мнение.

Работать с трудными словами и выражениями.

Читать 1 часть.

Отвечать на вопросы.

Работать над 2 частью.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний.

Рассуждать о прочитанном.

Отвечать на вопросы.

Анализировать 3 часть.

Характеризировать героя.

Работать в парах.

Рассуждать о прочитанном.

Характеризировать героя

Р. : планирование, прогнозирование

К.: умение выражать свои мысли

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

П.:умение структурировать знания, работать с информацией.

Л.: перевод внешней речи на внутренний план.

К.:управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли.            

Р.:контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата  

Л.: формирование алгоритма своего способа действия

П:умение структурировать знания, работать с информацией.

К.: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли          

Л.: формирование алгоритма своего способа действия.

Р.: контроль и коррекция.

Рефлексия

Итог

2 мин.

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?  Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!

А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют итоговый контроль

Домашнее задание

1 мин.

Стр. 76 выразительное чтение.

Записать д/з



Предварительный просмотр:

Этапы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД

Орг. момент.

Сл.: слово учителя.

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Подарите себе хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный

Сл.: чтение вслух.

1 мин.

- Встаньте ровно!

 Закройте глаза!

 Повторяйте за мной: «Я – в школе. У нас урок литературного чтения.

 Я учусь и радуюсь этому. Я готов к уроку!»

Готовиться к предстоящей деятельности.

Р: принимают и

сохраняют уч. задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

15 мин.

- Проверка д/з  

- Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, как оно называется вы узнаете послушав стихотворения В.Берестова «Знакомый».

Сегодня вышел я из дома,

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

 Мы – настоящие друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем,

 И он, и я, и он, и я.

- О чём стихотворение?

Какие породы собак знаете?                                                          

Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе.

Какую цель поставим на урок?(Познакомиться…узнать…)

О какой дружбе пойдёт речь?

Работа с учебником

Открываем с .85. 

- Прочитайте имя автора. (А. И. Куприн).

 Название рассказа.(Барбос и Жулька).

Как думаете, о чём может быть рассказ? (О дружбе животных).

Что знаете об авторе?

Слово об авторе

-  Фамилия «Куприн» - от названия речки  «Купра»  в Тамбовской области.

Отец  его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег,

 и мать переехала в Москву. Маленький Саша жил с ней до 6 лет, потом

его отдали в детский дом.

Куприн был добрым, отзывчивым мальчиком и очень талантливым,

Человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: широкоплечий мужчина с добрыми

 глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Куприн был необыкновенным человеком, ему было интересно всё новое:

Когда появились первые воздушные шары – один из первых поднялся на нём.

Летал на самолёте и чуть не погиб.

Это был отважный человек: мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море

 на старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Он работал в газете, зубным врачом, грузчиком арбузов, пел в хоре.

Всё творчество А.И. Куприна дышит любовью и к Родине, к её народу,

 щедрой природе, к людям и животным, а так же к великому русскому языку.

-Ребята, поднимите руку, кто знаком уже с автором и его произведениями?

-Посмотрите на доску, вам представлена выставка книг. Некоторые из вам уже знакомы, а с некоторыми вам стоит познакомиться.

Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности.

Отвечать на вопросы.

Ставить цель на урок.

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Смотр книжной выставки.

П: строят речевое высказывание

К : четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р: постановка учебной задачи

П: строят речевое высказывание

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

П:умение структурировать знания, работать с информацией.

4.Решение частных задач на основе анализа текста

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Физминутка

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Пр.: тренируют произношение трудных слов

20 мин.

- А. И. Куприн. «Барбос и Жулька».                                                 План работы:                                                                                   Прочитав произведение                                                                            - познакомиться с героями;                                                                     - определить, кто такие Барбос и Жулька;                                                           - охарактеризовать главных героев;                                                         - выяснить главную мысль;                                                                      - выразите своё отношение.                                                                        Открываем учебник на стр. 85.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения,   запомните их и мы попытаемся заранее объяснить их смысл.    

Первое чтение рассказа

-Читать начнем по цепочке.

- Понравился вам рассказ?

О чём задумались, прослушав его?

Работа с текстом

- Как поступили люди, увидев бешеного пса?

С каким чувством будем читать этот отрывок? ( с чувством страха)

А как бы вы поступили в такой ситуации?

Как повёл себя Барбос?

Какие чувства передадим голосом?

Ожидали вы от него такого поведения? Почему? ( Раньше всегда кидался в драку)

-Как поступила  Жулька?

Почему она бросилась  наперерез бешеной собаке?

Почему автор написал « …Вдруг все ахнули от испуга и

неожиданности ?

Изменилось бы что – нибудь, если это предложение убрать?

Что явилось причиной смерти  Жульки? 

Анализ героев рассказа

- Как люди относились к собакам?

( К Жульке – хорошо, заботились о ней. Это была домашняя собака.

 Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились.)

Кто лучше всех понимал собак?

Как думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает

 внешний вид животных?

( Чтобы мы могли понять их характер).

- Посмотрите на экран, вам представлена сравнительная таблица героев, дайте характеристику каждому герою.

1.Внешность

2.Поведение

3.Поступки героев

-Какой сделаем вывод, сравнив характеристики собак?

( От внешнего вида собаки не зависит её характер. Большая собака

 может быть трусливой, а маленькая собачка – смелой и проявить героизм.).Молодцы, ребята!

Словарно-лексическая  работа                                                                                                     

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – малорослый и плотный по сложению;

маленький, низкий.

ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, неискренний

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.

(Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) - пользоваться плодами успехов.)

-Подберите синонимы к словам:

ЛЬСТИВЫЙ -вкрадчивый, ласкательный

МУЧЕНИЕ - страдание, терзание, пытка.

-Подберите антонимы к словам:

СХОДСТВО- различие, разница.

ВЗВОЛНОВАН- спокоен. 

Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию на  с. 90.                                      

Какой эпизод из рассказа изобразил художник?

Каким видим Барбоса?

Какие чувства он испытывал? (переживания, грусть, тоска).

Почему?

- Как вы думаете, ребята, почему рассказ о жизни собак так

трогает наши чувства? ( Это – животные, за которых мы несём ответственность.

 Они живут у нас дома, и нам надо любить и заботиться о них.)

- Скажите, а можно изменить концовку рассказа? Как?

( Если бы люди не спрятались, не разбежались, а защитили  Жульку,

то, может быть, она осталась жива.)

Анализировать план работы.

Читать вслух и про себя.

Размышлять  над прочитанным.

Высказывать своё мнение.

Анализировать героев рассказа.

Отвечать на вопросы.

Характеризировать героев.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний.

Рассуждать о прочитанном.

Работать с трудными словами и выражениями.

Отвечать на вопросы.

Характеризировать героя.

Работать с иллюстрацией рассказа.

Рассуждать о прочитанном.

Рассуждать о прочитанном.

Р. : планирование, прогнозирование

К:- умение слушать и слышать.

К.: умение выражать свои мысли

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

П.: умение структурировать знания, работать с информацией.

Л.: перевод внешней речи на внутренний план.

Л.: формирование алгоритма своего способа действия

К.:управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли.            

Р.:контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата  

П:умение структурировать знания, работать с информацией.

К.: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли          

Л.: формирование алгоритма своего способа действия.

Р.: контроль и коррекция.

Рефлексия

Итог

2 мин.

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило…

А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют итоговый контроль

Домашнее задание

1 мин.

Перечитайте рассказ ещё раз,

но концовку измените,  придумайте свою.

Записать д/з

Конспект урока литературного чтения

Тема: «А. И. Куприн. Барбос и Жулька.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....