Литературное чтение. Тема урока В.А. Осеева «Волшебное слово»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:
«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»
Модель урока
по УМК «Планета знаний» (2 класс)
предмет литературное чтение
тема урока В.А. Осеева «Волшебное слово»
Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 Садовникова Ольга Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valentina_aleksandrovna_oseeva_rodilas_v_gorode_kieve_v_1902_godu.docx | 11.11 КБ |
1_vypusknaya_rabota_.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.
-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”
Призы и награды.
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра начального образования
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:
«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»
Модель урока
по УМК «Планета знаний» (2 класс)
предмет литературное чтение
тема урока В.А. Осеева «Волшебное слово»
Садовниковой Ольгой Викторовной,
учителем начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Лермонтова,
Руководитель:
Астрецова Надежда Владимировна,
старший преподаватель
кафедры начального образования
СКИРО ПК и ПРО
г. Ставрополь, 2014
1.Теоретическая часть.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности – система методов и приёмов работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, способствующих развитию читательской компетентности обучающихся и формированию правильной читательской деятельности.
Идея данной технологии состоит в том, что средствами художественного слова формируются образные представления о человеке и окружающем его мире, отношения к изображённым жизненным явлениям, пробуждается у учащихся интерес к книгам и чтению, закладываются основы читательской культуры личности, приобщаются дети к общечеловеческим и национальным духовным ценностям.
Цель данной технологии : обучение самостоятельному пониманию текста.
Средства: приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Этапы технологии:
1.Работа с текстом до чтения, цель которого развитие важнейшего читательского умения как антиципация (умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам).
2.Работа с текстом во время чтения, цель которого достижение понимания текста на уровне содержания.
3.Работа с текстом после чтения, цель которого достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтения между строк»).
2.Практическая часть.
:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цели урока:
- Развивающая цель: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать "силу", возможность слова, развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей, умение соотносить его слова и действия;
- Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать культуру общения, вежливость; воспитание нравственности ;формирование этических навыков; доброжелательное отношение к окружающим; воспитывать у детей чувства сострадания, любви, понимания и сочувствия.
- Обучающая цель: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:
- Предметные.
умение читать произведение с соблюдением норм литературного произношения ,правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; различать последовательность событий и последовательность их изложения; пересказывать текст с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Личностные;
-представление об общих нравственных категориях (добре и зле); регулирование поведения в соответствии с познанным; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
Метапредметные;
- Регулятивные:
планировать собственную деятельность и соотносить её с поставленной целью; умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебника «Литературное чтение», строить рассуждения; ставить новые задачи для освоения художественного текста. - Познавательные:
Умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике; анализировать; сравнивать произведения и их героев; классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведения; построение устного речевого высказывания; - Коммуникативные:
аргументировать собственную позицию; владеть диалогической формой речи , корректно строить свою речь при решении коммуникативных задач; построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками; находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
Материально-техническое обеспечение: учебник автор: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс часть 2, тетрадь №2,, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для рефлексии.
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Планируемые результаты |
Организационный момент .Мотивация к учебной деятельности. Цели: |
| Мотивация к деятельности учащихся; | 1.Эпиграф: «Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует». .1.Прочитайте эпиграф к уроку. Антиципация: -О чём сегодня пойдёт речь на уроке? 2.Выскажите своё мнение. 3.Обсуждение мнений. | Личностные: представление об общих нравственных категориях (добре и зле); регулирование поведения в соответствии с познанным; Регулятивные: , строить рассуждения; ставить новые задачи для освоения художественного текста. Познавательные: построение устного речевого высказывания; Коммуникативные: аргументировать собственную позицию. |
II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цели: проверка умения; ориентироваться в содержании текста, находить нужные ответы на заданные учителем вопросы , последовательно и логически излагать свои мысли и передавать содержание прочитанного текста. |
|
| 1.Выборочное чтение. Найди в тексте ответ на вопрос и прочитай его. Фронтальная, индивидуальная работа. -Почему мальчик заплакал? -Почему он не захотел, чтобы мама увидела его слёзы? 2.Выборочный пересказ. -Расскажи, как выглядел Мишка, которого мама достала из корзины? | Личностные: Умение структурировать знания; Регулятивные: Коммуникативные: Корректно строить речь при решении коммуникативных задач; Умение аргументировать свою точку зрения; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
III.Изучение нового материала. Цель:
Цель: развитие важнейшего читательского умения как антиципация (умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам). 2этап: Цель: 3этап: Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтения между строк»). Физминутка (приложение) | -тему урока формулируют сами обучающиеся; -самостоятельно читают текст; -выделяют непонятные слова и выражения; -отвечают на вопросы учителя; -предугадывают содержание рассказа по его названию; - читают и комментируют текст; -актуализируют знания, полученные в ходе урока; -выделяют незнакомые слова из текста и ищут толкование в словаре в конце учебника; - | -подводит учащихся к осознанию темы; -задаёт уточняющие вопросы на понимание содержания прочитанного; -организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся; -организует поиск информации; -координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. -знакомит с жизнью и творчеством В.А.Осеевой; -задаёт вопросы по содержанию; - организует выставку книг, стимулирует обучающихся к дальнейшему изучению творчества В.А.Осеевой. - организует работу с иллюстрациями. | 1.Самоопределение к деятельности. Слайд с пословицей: «Волшебное слово помочь всегда готово» -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? -Какие волшебные слова знаете вы? -Почему их называют волшебными? -Зачем их используют в своей речи? -Прочитайте в учебнике на стр.102 название рассказа, который мы будем сегодня читать на уроке. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? -Кто автор этого рассказа? Итак, сегодня мы начинаем знакомиться с произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово». Чтение вслух по предложениям или абзацам с комментариями; Вопросы на понимание обучающимися содержания текста в целом; Рассказ о писательнице В.А.Осеевой(приложение). Беседа по содержанию. Выставка книг. -Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой. Эти книги вы можете взять в библиотеке. Повторное обращение к заглавию. Работа с иллюстрациями. -Понравился ли вам рассказ? -Чем он вам понравился? -О ком этот рассказ? -Каким мы видим Павлика? -Как он разговаривал с окружающими? -Нравится ли он вам? -Чем он вам не нравится? -Что случилось с Павликом? -Можно ли было помочь мальчику? -Чем? -Кто помог Павлику? -Как выглядел старик? -Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? -Как нужно говорить это волшебное слово? -Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? -Как об этом узнал старик? | Личностные: Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: донести свою мысль до других; уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других. |
IV.Закрепление изученного. Обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей. | -работают в группах по заданию учителя; -представляют результаты работы групп, аргументируя свою позицию; -высказывают свои предположения; -объясняют свой выбор; -делятся впечатлениями; -осознают возникшие познавательные противоречия; -читают по ролям; | -организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; -организует самостоятельную работу с учебником; -беседует, связывая результаты урока с его целями; -подводит обучающихся к выводу о необходимости употребления в речи важных слов; -наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в поступках и словах героев; -обеспечивает положительную реакцию детей на ответы учащихся; | 1.Выборочное чтение. Работа в группах: 1 группа: найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. 2 группа: найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. 3 группа: почему старший брат согласился катать Павлика на лодке? 2.Чтение по ролям. | Познавательные: Регулятивные: Вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки; Планировать собственную читательскую деятельность; Личностные: -ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков героев; -эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках. -устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам. Коммуникативные: -владеть диалогической формой речи; -оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Осуществлять взаимоконтроль; -аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёров при выработке решения. |
V.Рефлексия. Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | -формулирует конечный результат работы на уроке; -осуществляют рефлексию; - называют основные позиции нового материала и как они их усвоили; -выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку, -обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы; | -отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке; -консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность; -наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении. | -какие вежливые слова мы сегодня с вами вспомнили? -Что важного мы узнали для себя? -Какова главная мысль рассказа? -Кому понравился урок? У вас на парте лежат сердечки двух цветов. Красные – «Меня взволновали события рассказа, я сопереживаю герою». | Регулятивные: -адекватная самооценка своей учебной деятельности; -умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; Коммуникативные -владение основами коммуникативной рефлексии; |
VI. Домашнее задание. Обеспечение понимания обучающимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания. | - получают информацию о ходе выполнения домашней работы; -выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | -учитель консультирует и предлагает выполнение заданий по выбору обучающихся. | 1.Выразительное чтение рассказа «Волшебное слово». 2.Творческое задание по выбору: 1)Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Волшебное слово». 2)Или составить кроссворд на тему «Волшебное слово». -Спасибо за урок. | Регулятивные: -выполняют задания по выбору самих обучающихся; -саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
Литература
1.Асмолов А.Г. и др. « Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».М.:Просвещение2010.-151с.
2. Асмолов А.Г. и др. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли».-М.: Просвещение2010.-159с.
3.Кац Э.Э. «Литературное чтение» 2 класс, ч.2.учебник.-175с.ил.
4. Кац Э.Э. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. – М.:АСТ,Астрель,2010.143с.
5.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа .1-4 классы.- М.: Астрель, 2010.-575с.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение 2009.
7.Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе».-Ставрополь, 2006.-67с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В.Осеева-Волшебное слово"
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока:В.Осеева «Волшебное слово»Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой "волшебное слово": развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои ...
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. В.Осеева "Волшебное слово"
Презентация к уроку литературного чтения по произведению В. Осеевой "Волшебное слово" По УМК "Гармония" для 2 класса...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....