Литературное чтение. Тема урока В.А. Осеева «Волшебное слово»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Садовникова Ольга Викторовна

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:

«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»

 

Модель урока

по УМК «Планета знаний»  (2 класс)

предмет  литературное чтение

тема урока  В.А. Осеева «Волшебное слово»

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 Садовникова Ольга Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ  - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”
Призы и награды.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра начального образования

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:

«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»

Модель урока

по УМК «Планета знаний»  (2 класс)

предмет  литературное чтение

тема урока  В.А. Осеева «Волшебное слово»

Садовниковой Ольгой Викторовной,

учителем начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Лермонтова,

 

Руководитель:

Астрецова Надежда Владимировна,

старший преподаватель

кафедры начального образования

 СКИРО ПК и ПРО

г. Ставрополь, 2014

1.Теоретическая часть.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности – система методов и приёмов работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, способствующих развитию читательской компетентности обучающихся и формированию правильной читательской деятельности.

Идея данной  технологии состоит в том, что  средствами художественного слова формируются образные представления о человеке и окружающем его мире, отношения к изображённым жизненным явлениям, пробуждается у учащихся интерес к книгам и чтению, закладываются основы читательской культуры личности, приобщаются дети к общечеловеческим и национальным духовным ценностям.

Цель данной технологии : обучение самостоятельному пониманию текста.

Средства: приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Этапы технологии:

1.Работа с текстом до чтения, цель которого развитие важнейшего читательского умения как антиципация (умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам).

2.Работа с текстом во время чтения, цель которого достижение понимания текста на уровне содержания.
3.Работа с текстом после чтения, цель которого достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтения между строк»).

2.Практическая  часть.
:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

  • Развивающая цель: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать "силу", возможность слова, развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей, умение соотносить его слова и действия;
  • Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать культуру общения, вежливость; воспитание нравственности ;формирование этических навыков; доброжелательное отношение к окружающим; воспитывать у детей чувства сострадания, любви, понимания и сочувствия.
  • Обучающая цель: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

Планируемые результаты:

  • Предметные.
    умение читать произведение с соблюдением норм литературного произношения ,правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; различать последовательность  событий и последовательность их изложения; пересказывать текст с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Личностные;
-представление об общих нравственных категориях (добре и зле); регулирование поведения в соответствии с познанным; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Метапредметные;

  • Регулятивные:
    планировать собственную деятельность и соотносить её с поставленной целью; умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебника «Литературное чтение», строить рассуждения; ставить новые задачи для освоения художественного текста.
  • Познавательные:
    Умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике; анализировать; сравнивать произведения и их героев; классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведения; построение устного речевого высказывания;
  • Коммуникативные:
    аргументировать собственную позицию; владеть диалогической формой речи , корректно строить свою речь при решении коммуникативных задач; построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками; находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;

Материально-техническое обеспечение: учебник автор: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс  часть 2, тетрадь №2,, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для рефлексии.

Этап урока

и его цели

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые результаты
УУД

Организационный момент .Мотивация к учебной деятельности.

Цели:
Мотивацияучащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока.

  • Читают эпиграф;
  • Высказывают мнения;
  • Строят рассуждения о добре и зле;

Мотивация к деятельности учащихся;

1.Эпиграф: «Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует».

.1.Прочитайте эпиграф к уроку.

Антиципация:

-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

2.Выскажите своё мнение.

3.Обсуждение мнений. 

Личностные: представление об общих нравственных категориях (добре и зле); регулирование поведения в соответствии с познанным;

Регулятивные: , строить рассуждения; ставить новые задачи для освоения художественного текста.

Познавательные: построение устного речевого высказывания;

Коммуникативные:

аргументировать собственную позицию.

II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Цели: проверка
овладения учащимися осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;

умения; ориентироваться в содержании текста,

находить нужные ответы на заданные учителем вопросы , последовательно и логически излагать свои мысли и передавать содержание прочитанного текста.

  • Читают выборочно;
  • называют ранее изученные произведения,
  • Высказывают своё мнение о том, что объединяет изученные произведения, чему они учат.
  • Обучающиеся осуществляют контроль, применяются формы самоконтроля,взаимоконтроля;
  • Организует индивидуальную и фронтальную работу;
  • Включает учащихся в обсуждение вопросов по теме;
  • Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении;
  • Консультирует выполнение работы,
  • Побуждает к высказыванию своего мнения; мнение

1.Выборочное чтение. Найди в тексте ответ на вопрос и прочитай его.

Фронтальная, индивидуальная работа.

-Почему мальчик заплакал?

-Почему он не захотел, чтобы мама увидела его слёзы?

2.Выборочный пересказ.

-Расскажи, как выглядел Мишка, которого мама достала из корзины?
3.Оценка

Личностные:
приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания  и умения в практической деятельности;
проявление познавательного интереса к предметному содержанию;
Познавательные:

Умение структурировать знания;
поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:
ориентироваться в тексте; выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания; делать выводы; выполнять учебные действия в устной форме.

Коммуникативные:

Корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

Умение аргументировать свою точку зрения;

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

III.Изучение нового материала.

Цель:
обучение учащихся самостоятельному пониманию текста.


1 этап:
Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие важнейшего читательского умения как антиципация (умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам).


2этап:
Работа с текстом во время чтения.

Цель:
достижение понимания текста на уровне содержания.

3этап:
Работа с текстом после чтения.

Цель:

достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтения между строк»).

Физминутка

(приложение)

-тему урока формулируют сами обучающиеся;

-самостоятельно читают текст;

-выделяют непонятные слова и выражения;

-отвечают на вопросы учителя;

-предугадывают содержание рассказа по его названию;

- читают и комментируют текст;

-актуализируют знания, полученные в ходе урока;

-выделяют незнакомые слова из текста и ищут толкование в словаре в конце учебника;

-

-подводит учащихся к осознанию темы;

-задаёт уточняющие вопросы на понимание содержания прочитанного;

-организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся;

-организует поиск информации;

-координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

-знакомит с жизнью и творчеством В.А.Осеевой;

-задаёт вопросы по содержанию;

- организует выставку книг, стимулирует обучающихся к дальнейшему изучению творчества В.А.Осеевой.

- организует работу с иллюстрациями.

1.Самоопределение к деятельности.
Антиципация.

Слайд  с пословицей:

«Волшебное слово помочь всегда готово»

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

-Какие волшебные слова знаете вы?

-Почему их называют волшебными?

-Зачем их используют в своей речи?

-Прочитайте в учебнике на стр.102 название рассказа, который мы будем сегодня читать на уроке.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

-Кто автор этого рассказа?

Итак, сегодня мы начинаем знакомиться с произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».

Чтение вслух по предложениям или абзацам с комментариями;
словарная работа по ходу текста;

Вопросы на понимание  обучающимися содержания текста в целом;
проверка предположений;

Рассказ о писательнице В.А.Осеевой(приложение).

Беседа по содержанию.

Выставка книг.

-Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой. Эти книги вы можете взять в библиотеке.

Повторное обращение к заглавию. Работа с иллюстрациями.

-Понравился ли вам рассказ?

-Чем он вам понравился?

-О ком этот рассказ?

-Каким мы видим Павлика?

-Как он разговаривал с окружающими?

-Нравится ли он вам?

-Чем он вам не нравится?

-Что случилось с Павликом?

-Можно ли было помочь мальчику?

-Чем?

-Кто помог Павлику?

-Как выглядел старик?

-Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

-Как нужно говорить это волшебное слово?

-Изменило ли поведение Павлика волшебное слово?

-Как об этом узнал старик?

Личностные:
-проявление познавательного интереса к предметному содержанию

Познавательные:
Добывать новые знания,
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные:
умение осуществлять взаимоконтроль и оказывать сотрудничество и взаимопомощь;

донести свою мысль до других;

 уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

IV.Закрепление изученного.

Цель:

повышение уровня осмысления учащимися изученного материала в ходе закрепления .

Обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей.

-работают в группах по заданию учителя;

-представляют результаты работы групп, аргументируя свою позицию;

-высказывают свои предположения;

-объясняют свой выбор;

-делятся впечатлениями;

-осознают возникшие познавательные противоречия;

-читают по ролям;

-организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

-организует самостоятельную работу с учебником;

-беседует, связывая результаты урока с его целями;

-подводит обучающихся к выводу о необходимости употребления в речи важных слов;

-наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в поступках и словах героев;

-обеспечивает положительную реакцию детей на ответы учащихся;

1.Выборочное чтение.

Работа в группах:

1 группа: найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.

2 группа: найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

3 группа: почему старший брат согласился катать Павлика на лодке?

2.Чтение по ролям.

Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы, в результате совместной работы всего класса;

Регулятивные:
самостоятельная оценка правильности выполнения своих действий;

Вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки;

Планировать собственную читательскую деятельность;

Личностные:

-ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков героев;

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках.

-устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам.

Коммуникативные:

-владеть диалогической формой речи;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Осуществлять взаимоконтроль;

-аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёров при выработке решения.

V.Рефлексия.

Цель:

Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

-формулирует конечный результат работы на уроке;

-осуществляют рефлексию;

- называют основные позиции нового материала и как они их усвоили;

-выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку,

-обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы;

-отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке;

-консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность;

-наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

-какие вежливые слова мы сегодня с вами вспомнили?

-Что важного мы узнали для себя?

-Какова главная мысль рассказа?

-Кому понравился урок?

У вас на парте лежат сердечки двух цветов. Красные – «Меня взволновали события рассказа, я сопереживаю герою».
Белые – «Мне было безразлично». Выберите нужное и возьмите его в руки. Я очень рада, что ваши сердечки открылись для добрых слов и поступков.

Регулятивные:

-адекватная самооценка своей учебной деятельности;

-умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Коммуникативные

-владение основами коммуникативной рефлексии;

VI. Домашнее задание.

Цель:

Обеспечение понимания обучающимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания.

- получают информацию о ходе выполнения домашней работы;

-выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

-учитель консультирует и предлагает выполнение заданий по выбору обучающихся.

1.Выразительное чтение рассказа «Волшебное слово».

2.Творческое задание по выбору:

1)Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Волшебное слово».

2)Или составить кроссворд на тему «Волшебное слово».

-Спасибо за урок.

Регулятивные:

-выполняют задания по выбору самих обучающихся;

-саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Литература

1.Асмолов А.Г. и др. « Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».М.:Просвещение2010.-151с.

2. Асмолов А.Г. и др. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли».-М.: Просвещение2010.-159с.

 3.Кац Э.Э. «Литературное чтение» 2 класс, ч.2.учебник.-175с.ил.

4. Кац Э.Э. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. – М.:АСТ,Астрель,2010.143с.

5.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа .1-4 классы.- М.: Астрель, 2010.-575с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение 2009.

7.Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе».-Ставрополь, 2006.-67с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»

Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В.Осеева-Волшебное слово"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока:В.Осеева «Волшебное слово»Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой "волшебное слово": развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои ...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. В.Осеева "Волшебное слово"

Презентация к уроку литературного чтения по произведению В. Осеевой "Волшебное слово" По УМК "Гармония" для 2 класса...