Главные вкладки

    Урок по литературному чтению для 2 класса "В. Берестов, Э. Мошковская «СТИХИ О ДРУЖБЕ»
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Урок нацелен на развитие личностных качеств и моральных норм. Все этапы соответствуют современным требованиям, выдержаны по времени и предполагают активную деятельность обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_literaturnogo_chteniya_stihi_o_druzhbe.zip387.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

    В. БЕРЕСТОВ, Э. МОШКОВСКАЯ «СТИХИ О ДРУЖБЕ»

    1. Ф.И.О. учителя Моисеева Юлия Сергеевна

     2. МОУ «СКОШ №2» г. Южноуральска

    3. 2 «Б» класс VII вида

    4. Тема: «В. Берестов, Э. Мошковская «Стихи о дружбе»

    5. Программа Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение» - М.: Просвещение, 2011г

    6. Цель  урока: познакомить обучающихся со стихами о друзьях, дружбе.

    7.  Планируемые результаты

    Личностные

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей;

    - овладение начальными навыками адаптации к классному коллективу;

    -развитие навыков сотрудничества в предложенных ситуациях, умения находить выходы из различных ситуаций, умения сравнивать поступки героев стихотворений со своим  собственным жизненным опытом;

    - формирование установки на дружеское общение в классном коллективе.

    Метапредметные

    1) Регулятивные УУД:

    -формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;

    -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

    2) Познавательные УУД:

    -формирование критического мышления;

    -формирование умения извлекать информацию, представленную в разных  формах, строить рассуждения.

    3) Коммуникативные УУД:

    -формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    -овладение диалогической и монологической речью;

    -формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

    Предметные

    - Продолжить формирование понятий о дружбе, обиде;

    - продолжить формирование потребности в систематическом чтении;

    - продолжить достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

    - развивать и корректировать умение участвовать в обсуждении стихотворений, давать и обосновывать нравственную оценку занятий, эмоций героев.

    8. Тип урока:  урок знакомство с литературным произведением.

    9. Применяемые технологии:

    -технология  продуктивного чтения;

    -технология развития критического мышления через чтение;

    -технология деятельного подхода.

    На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.

    Ход урока

    1.Оргмомент

    Прозвенел звонок.
    Мы начинаем наш урок.

    На уроках не скучать,
    А работать и читать!

    А чтобы хорошо читать, надо правильно сидеть и много тренироваться. Давайте потренируемся.

    2.Речевая разминка

    Был вежлив                    

    Этот мальчик

    И даже очень мил:

    Отняв у младших мячик,

    - Спасибо! - говорил.

                                         (С.Я. Маршак)

    Задание:

    1)        Прочитайте про себя медленно;

    2)        Прочитаем хором медленно.

    3)        Прочитаем   тихо, а слово «спасибо» громко.

    4)        Кто прочитает выразительно?

     

    - Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)

    - Каким был этот мальчик?  (Грубый, злой, невоспитанный)

    - Как вы думаете, есть ли у него друзья? Как людям живется без друзей?

    3. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний

    - Вчера мы начали знакомиться с новым разделом учебника. Кто помнит, как он называется? «Я и мои друзья».

    - О чём будет говориться в произведениях этого раздела? (о друзьях, о дружбе).

    - Вчера мы заглянули в толковый словарь Ожегова и нашли там слова лексическое значение слов «друг», «дружба». Продолжите мое высказывание

    • «Друг – это тот, кто … связан с кем-нибудь дружбой»
    • «Дружба – это  близкие отношения, основанные на … доверии, привязанности, общих интересах»

    - Кто сформулирует  тему урока?  (Тема урока «Произведения о детях и дружбе») А для чего надо читать произведения о дружбе?

    - Цель урока: ответить на вопрос: как надо дружить?

    - Чему будем учиться на уроке? (выразительно читать, отвечать на вопросы, рассуждать, узнавать новое)

    4. Проверка ДЗ. Составление рассказа по рисункам.

    Каким было ваше ДЗ? Кто желает рассказать.

    Сделаем вывод. Скажите, так поступают настоящие друзья? А какой совет дадим ребятам? ИТАК, Друзья должны делиться.

    5. Изучение нового материала

      Первичное чтение

    Внимание на слайд. Прочитайте фамилию и имя писателя. Мы с вами уже знаем детского писателя Валентина Берестова. ПОРТРЕТ. Родился писатель 1 апреля в день смеха, он был добрым и веселым человеком, любил детей и писал для них. А еще он был учеником К. Чуковского. Его произведения такие же детские и радостные. Один из сборников называется «Улыбка».

    Сейчас мы познакомимся со стихотворением Валентина Берестова из этой книги. Откройте стр. 74. Кто прочитает название? («За игрой»).  

    - Предположите, о чем будем читать? Проверим.

    - Внимательно послушайте стихотворение, следите по учебнику и ответьте на вопрос: «Что произошло после игры?» ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ

      Проверка восприятия

    -Что произошло после игры?

    -Почему дружба не заканчивается, когда кончилась игра?

    - С каким настроением его надо читать? (весёлым, радостным) Как вы догадались?

    - А теперь посмотрите на иллюстрацию.

    - Кто изображен на иллюстрации? Как их можно назвать?

    - К каким строчкам сделана иллюстрация? Прочитайте.

    Словарная работа

    - А сейчас мы подготовимся к чтению стихотворения, прочитаем сложные слова сначала по слогам, а затем целым словом. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

    - При чтении обратите внимание на интонацию, на знаки препинания: точка, запятая – понижение голоса, воскл. знак – повышение голоса.  

    - Кто прочитает выразительно строку, в которой есть восклицательный знак.

    Повторное чтение

    - Представим себя птичками и отправимся на птичий базар читать стихотворение, каждая птичка своим голосом.

    «ПТИЧИЙ БАЗАР»

    - Кто готов прочитать выразительно все стихотворение? 2 человека

    ВЫВОД. На какой вопрос мы ищем ответ на уроке? (Как надо дружить?) Как можно ответить на этот вопрос? Кто нам дал этот совет?

    6. Физминутка

    Игра «Настоящий друг». (Дети выходят к доске)

    Ты мой друг и я твой друг встанем мы в огромный круг. Всем по кругу  улыбнись, верной дружбой поделись. Вы ладошками касайтесь и верной дружбой запасайтесь. Вокруг себя все повернитесь и на свои места садитесь.

    7. Чтение стихотворения Э. Мошковской

    - Сегодня у нас еще одно стихотворение. Кто прочитает фамилию автора? Это Эмма Мошковская. Выберите ее портрет, докажите свой выбор. (На первой фотографии А. Барто) СЛАЙД.

    - Эта взрослая женщина была похожа на ребенка и очень любила детские игры. «Играть – это здорово!» - говорила Эмма Мошковская и писала для детей и о детях. Но не всегда ребята могут соблюдать правила дружной игры. Что может случится, если кто-то играет не по правилам. (Кто-то обижается).

    - Названия здесь нет, поэтому название берем по первой строке. Прочитаем название стихотворения. («Я ушел в свою обиду»)

    - Можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату… Как это уйти в обиду, жить в обиде? Может, что-то перепутано? Предположите?

    - Послушайте стихотворение и скажите, что значит «уйти в обиду»?  ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ.

      Проверка восприятия

    - Кто понял, что значит «уйти в обиду»?

    - Знаем ли мы на что обиделся мальчик?

    - Давайте порассуждаем, на кого и за что он мог обидеться?

    - А как он себя ведет в обиде? Прочитайте.

    - Рад ли герой тому, что обида исчезла? Докажите словами из текста.

    - Какое это стихотворение грустное или весёлое? Почему? Настроение меняется в конце . Где?

    Чтобы почувствовать настроение героя, мы поиграем. Я буду называть чувство, а вы его покажете соседу по парте. РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ОБИДУ.

    - Вот с таким чувством попробуйте прочитать парами. Не забудьте, что настроение меняется.

    - Чья команда прочитает для всех?

    ВЫВОД. На какой вопрос мы ищем ответ на уроке? (Как надо дружить?) Как можно ответить на этот вопрос?

    8. Физминутка “Мирилка”.

    - Что вы посоветуете своим друзьям, которые обиделись? (Помириться)

    Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:

    Мирись, мирись,
    И больше не дерись.
    Если будешь драться,
    Я буду кусаться.

    А кусаться не при чем,
    Буду драться кирпичом,
    А кирпич ломается,
    Дружба начинается.

    9. Творческая работа

    - Чтобы сохранить дружбу, нужно соблюдать правила как в любой игре, деле, поведении. Соблюдая правила, вы получите много друзей.

    Ученики выбирают по1 правилу и прикрепляют на доску.

    Наши правила дружбы

    1. Умей делиться!

    2. Играй по правилам!

    3. Умей радоваться!

    4. Не обманывай друга.

    5. Умей   извиниться.

    ВЫВОД:   Сегодня на уроке мы старались ответить на вопрос - Как надо дружить? (Нужно знать и соблюдать правила дружбы)

    10. Рефлексия

    - А теперь все сядьте ровно и подумайте, что для вас было главное сегодня на уроке? (Ответы детей)

    - Если вы захотите прочитать книги В. Берестова или Э. Мошковской, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

    11. ДЗ

    12. Итог урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) "Стихи Э. Мошковской"

    Краткое содержание структуры урока с УУД к УМК "Перспективная начальная школа"...

    Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

    Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

    Урок по литературному чтению 2 класс В. Берестов "Хитрые грибы".

    Урок по литературному чтению 2 класс В. Берестов "Хитрые грибы"....

    Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

    Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....

    Урок-креатив. Литературное чтение 1 класс "В. Берестов «Альбом для рисования». А. Лельевр «Белые гуси»"

    Тема.  В. Берестов «Альбом для рисования». А. Лельевр «Белые гуси». Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умениеосмысливать прочитанное; развивать уме...

    Литературное чтение . 2 класс. УМК "Школа России". Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской, В. Лунина

    Цели деятельности учителя:  ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, научить читать стихи выразительно, п...

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Тема: "Валентин Берестов «Картинки в лужах". УМК «ПНШ».

    Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.Д. Берестова и  его произведением «Картинки в лужах»; формирование  умений анализировать художествен...