Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Тема: "Валентин Берестов «Картинки в лужах". УМК «ПНШ».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.Д. Берестова и  его произведением «Картинки в лужах»; формирование  умений анализировать художественный текст;  соотнесение текста и иллюстрации; формирование навыка осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь:  определять главную мысль стихотворения, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; формулировать простые выводы, выразительно читать.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        22.01.19                                                                                                        ФИО учителя: Добрикова В.Н.

Школа: №148                                                                                                        ФИ студента: Закирова И., 36 гр.

Класс: 2 г                                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 209                                                                                                                                                                                      

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: «Валентин Берестов «Картинки в лужах».

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.Д. Берестова и  его произведением «Картинки в лужах»; формирование  умений анализировать художественный текст;  соотнесение текста и иллюстрации; формирование навыка осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь:  определять главную мысль стихотворения, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; формулировать простые выводы, выразительно читать.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ПНШ»  учебник Литературное чтение: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, меня зовут Ильяна Иремелевна. Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Присаживайтесь на свои места.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: выраз. чтение стихотворения по памяти; взаимопроверка, оценивание по критерию

 5 мин

Проверка домашнего задания.

-Для начала проверим ваше домашнее задание. Кто помнит, что было задано на прошлом уроке?

-Правильно. Вам необходимо было выучить на странице 21 стихотворение Марины Бородицкой «Лесное болотце».

-Чьи имена я буду называть, те будут выходить и выразительно читать нам стихотворение.

-Критерии того, как мы будем оценивать, вы можете увидеть на слайде:

1) Правильность чтения

2) Выразительность чтения

3) Темп речи

4) Сила голоса (громко или тихо)

-Итак, ребята, кто сможет оценить своего товарища? Катя, попробуй оценить по критерию.

-выучить стихотворение «Лесное болотце»

Слушают учителя.

Выразительно читают стихотворение.

Читают критерии на слайде.

Оценивают товарища по критерию.

Р.: принятие  и сохранение учебной задачи.

К.: участие в учебном диалоге; построение речевого высказывания

III.Постановка учебной задачи

Наглядный: рассматривание портрета

Словесный: беседа; формулирование темы, цели.

5 м

Фронтальная форма работы

-Мы с вами продолжаем говорить о теме «Лужи» в произведениях разных авторов.

-Посмотрите на портрет автора на экране. Вы знаете его?

-Чтобы узнать фамилию этого автора, вы разгадаете ребус.

-Что у вас получилось?

-Совершенно верно, мы познакомимся с Валентином Дмитриевичем Берестовым.

-На слайде вы видите название стихотворения «Картинки в лужах». Исходя из названия и, посмотрев на картинку, как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

- А как выдумаете, кто герой?

-Прочитав название произведения, предположите, какие цели мы можем поставить?

-Правильно. Мы с вами познакомимся со стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова «Картинки в лужах», научимся отвечать на вопросы по тексту и выразительно читать. (на слайде)

Слушают учителя.  

Рассматривают портрет автора.

- нет

Разгадывают ребус.

Угадывают имя автора.

- Берестов

Проявляют интерес.

Читают название стихотворения и изучают картинку.

Высказывают свои предположения.

-познакомимся со стихотворением Берестова.

Читают цели на слайде.

Воспринимают информацию учителя.

П.: подведение под понятие

Р.: целеполагание

К.: построение  речевого высказывания.

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание текста; ответы на вопросы

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

 10 м

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы.

- Сначала я вам расскажу немного о самом авторе. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года. Читать будущий поэт научился в 4 года. Более сорока лет назад написал он свою первую книгу для детей, которая называлась «Отплытие». Работал тогда Валентин Дмитриевич археологом. Кто такой археолог? Это человек, который проникает в тайны прошлого. Делая на земле раскопки, находит там древние вещи. И по остаткам можно рассказать, чем занимались, что любили люди, жившие много сотен лет назад. Археолог и поэт не могут жить без открытий. «Я пошел в археологи, чтобы стать поэтом», - писал В.Берестов. Была у Валентина Дмитриевича Берестова маленькая дочка. Она очень любила стихи. Вот для нее и для всех детей и стал Берестов писать стихотворения. Как вы думаете, о чем он писал эти стихотворения?

-Правильно, ребята. Он писал обо всём: о первом школьном звонке, первой книжке, прочитанной самостоятельно, о временах года и т.д.

В последние годы своей жизни он писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой, художницей и писательницей Татьяной Александровой. В Италии в одном небольшом городке есть каменная книга, на которой высечены стихотворения Валентина Берестова.

-Сейчас откройте учебники на странице 22 и найдите стихотворение «Картинки в лужах».

-Сначала данное стихотворение буду читать я. Слушайте внимательно.

-Какие чувства у вас вызвало данное произведение? Понравилось оно вам?

-Сколько картинок увидел мальчик?

-Помните ваши предположения, о чем это стихотворение? Подтвердились ли они?

-А как вы думаете, какое это время года?

- Как вы определили, что это именно лето?

- Правильно, ребята.

-Откуда же так много луж на картинке?

-Верно, ребята.

Слушают рассказ учителя.

Проявляют интерес.

Воспринимают информацию учителя.

- о временах года, о птицах, животных.

Анализируют информацию.

Слушают чтение учителя.

- удивление, радость и т.д.

- четыре

Отвечают на вопрос учителя.

- лето, так как в луже отражается зеленая ветка.

- прошел дождь

П.: анализ объектов с выделением существенных признаков.

К.: построение речевого высказывания.

П.: анализ объектов с выделением существенных признаков.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: выразительное чтение, анализ текста.

  5 м

Чтение и анализ.

Фронтальная форма работы

-Ребята, мы с вами немного познакомились с произведением, я вам прочитала его. Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

-Нам нужно понять, для чего Берестов написал это стихотворение, верно? А для этого необходимо перечитать его.

-Начинаем читать с первой парты первого ряда по столбикам.

-Молодцы. А теперь ответьте мне, что мальчик увидел на 1-й картинке?

-Почему дом был вверх дном?

-Совершенно верно. А почему мальчик говорит, что настоящий?

-На второй картинке, какое небо он увидел?

А почему небо казалось синей?

-Верно, ребята!

-А какой же была ветка?

-А что вы можете сказать про мальчика?

-Верно, он очень внимательный, любознательный, умеет видеть красоту природы и сильно увлекся этим, правда? Он даже не заметил, что наступил на лужу. Может быть, он даже старался не испортить эти картинки?

-Какое настроение у всего стихотворения?

-Это стихотворение удивительное, радостное, можно немного заметить и улыбку самого автора. Можно даже сказать, что он подшучивает над мальчиком.

Отвечают на вопрос учителя.

Проявляют интерес.

Читают стихотворение.

- дом

- потому что это его отражение

-картинка была настолько четкой, что дом казался настоящим.

-настоящее, даже синей

Погода была хорошая, и на луже было все четко видно.

-зеленая

-любознательный, внимательный

Анализируют информацию.

- удивление, радости

Воспринимают информацию учителя.

П.: подведение под понятие

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 1 м

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выразительное чтение с взаимооценкой;

 8 м

Парная форма работа.

-Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо друг другу прочитать стихотворение, стараясь передать любование картинками. А после прочтения вы оцените друг друга.

-Кто хочет выйти к доске и прочитать нам выразительно?

-Молодцы.

Проявляют интерес.

Работают в парах.

Читают стихотворение и оценивают друг друга.

Выходят к доске и читают выразительно стихотворение.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.: осмысленное чтение Т, синтез

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа 

Словесный: ответы на вопросы.

 

  3 м

Фронтальная форма работа

-Ребята, а какие картинки возникали у других авторов?

-Чем отличаются картинки из стихотворения «Лесное болотце» Марины Бородицкой от картинок Берестова? Какая особенность у Берестова?

-  А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет выучить стихотворение Берестова «Картинки в лужах» на странице 22.

-в одной луже умещалось очень много картинок.

У Берестова на одной луже была всего одна картинка и она были очень красочными и чёткими.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

П.: построение рассуждения;

осуществление синтеза

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

 2 м

-Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам достичь этих целей?

-С каким автором мы познакомились на сегодняшнем уроке?

-Каким автором мы увидели его? Как вы можете его описать?

-Верно, он наблюдательный, он умеет чувствовать душой, сопереживать

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

-Что вам удалось на сегодняшнем уроке? 

-познакомиться со стихотворением Берестова.

- с В.А. Берестовым

-он внимательный, наблюдательный

Осуществляют анализ своей деятельности.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля