Открытый урок по литературному чтению 3класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ооржак Аяна Станиславовна

Открытый урок по теме "Барсучий нос" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цель: 1.  Знакомство с новым произведением. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

    2.  Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать,        сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.

    3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  Проектор, ноутбук, презентация, картинки.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

- Ребята начинаем урок, начинаем учиться.

- Что значит  учиться?

- Как это – учить себя?

- Ребята, построим урок согласно этим правилам. Хорошо!

Настраиваются на активную работу

- Учиться – это значит учить себя.

Повторяют ученики

- Нужно понять, что я не знаю.

Поставить цель: хочу узнать

Начну искать способ, как это сделать

Составлю план работы и

Буду действовать по плану.

Запоминаю. Повторяю.

Подвожу итог своей работы

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Константина Георгиевича  Паустовского «Барсучий нос». И составим план этого рассказа.

- Как вы думаете, почему рассказ так называется?

- По заглавию можно догадаться о содержании рассказа.

- Посмотрите на иллюстрацию на доске

- Где происходит действия? Кто герои? Что можно предположить?

- У кого возникло желание узнать, кто эти люди и почему рассказ назван «Барсучий нос»?

-ДАВАЙТЕ узнаем какая же история произошла с барсуком!

- Действия происходит в лесу около озера.

Люди может быть рыбаки, охотники, путешественники.

Сообщение о барсуке

- Кто такой барсук?

- Где он живет? Почему?

- А вы видели его? Где?

   Прежде чем работать  над текстом, объясним значение следующих слов.

Стоянка – доктаар чери

Сопеть – шужулээр

Озабоченно бегал – ажаанзырап маннаан.

Фыркать – былгырар

Зашипеть – издавать звуки, похожие на звук Ш

Вереск – чадан унуш

Труха – ыяш ирии

 Работа над чтением трудных слов в учебнике.

Читаем по слогам, а затем слитно.

  • Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая

Барсук – это хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах. Питается барсук ягодами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

  1. Чтение и анализ рассказа

1 часть  читает ученик

- От чьего имени ведется рассказ?

- О каких приметах осенней природы рассказывает автор?

- Почему рыбакам приходилось выезжать на середину озера?

- Какую рыбу ловили рыбаки?

- О чём вы узнали из  этой части?

Ребята, как мы его озаглавим.  

Вывешиваю таблицу на доску

2 часть. Чтение «по цепочке».

- Почему охотники все время поддерживали огонь в костре?

-Кто ещё был с путешественниками в лесу?

- Почему зверь прибежал к костру?

- Какими словами автор характеризует мальчика? Найдите в тексте и прочитайте.

- Хорошо, молодцы!

- Кто первым услышал фырканье зверя?

- Как стали вести себя рыбаки?

- Что было дальше, кто нам расскажет ребята?

- О чём вы узнали из  этой части?

- Ребята, как мы озаглавим эту часть?

3 часть.  Самостоятельное чтение.

- Кто первым увидел, что барсук лечит свой нос?

- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? 

4 часть.  Читает учитель.

- Почему автор узнал барсука?

- Где сидел и что там делал барсук?

- как мы озаглавим эту часть?

Ведется от имени автора.

Озеро покрыто листьями. Часто был туман.

На  береге невозможно было ловить рыбу. Мешали листья.

Рыбаки ловили ершей, щук, окуней.

Осенняя рыбалка на озере

Охотники поддерживали огонь в костре, чтобы отгонять волков.

Маленький мальчик

Зверь хотел кушать.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет., но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Лучше на взрослых, он всё замечал и рассказывал. Он был выдумщик, но мы взрослые, очень любили его выдумки. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мальчик первым услышал фырканье зверя.

Рыбаки притихли. Старались даже не дышать.

Ужин  у костра

Мальчик первым увидел , как барсук лечил свой нос.

Барсук лечит свой нос

Потому что этот барсук был с шрамом.

Он сидел у воды и поймал лапой стрекоз.

Встреча через год.

  1. Первичное закрепление

 - Мы прочитали рассказ. А давайте выполним следующий шаг. Повторим и запомним.

- Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Теперь ребята для закрепления мы сделаем небольшой тест.

Игра Кубик Блума . На его гранях написаны слова.(Назови, объясни, почему, Придумай)

 нет

Назови главные герои рассказа, объясни

Контроль и оценка результатов деятельности

- С каким рассказом познакомились на уроке?

-  Кто его автор?

- Чему он учит нас?

- Понравился  вам рассказ?

- Какое, по-вашему, это произведение. Грустное или весёлое. Почему вы так считаете?

- почему автор рассказа называет мальчика выдумщиком? Вы согласны с автором рассказа?

Нам  необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту!

Сегодня на уроке хорошо работали …….

Наш урок подходит к концу.  А завершить наш урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

  Поэтому , ребята , больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!

Рассказ «Барсучий нос».

Автор рассказа Константин Георгиевич Паустовский

Этот рассказ учит тому, что нужно вовремя предупреждать людей или животных об опасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Конспект открытого урока по литературному чтению 3класс

     Тема: А.Толстой «Детство Никиты», главы «В купальне», «Стрелки барометра».Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Толстого...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...

Конспект урока по литературному чтению 3класс "Стихотворение И. Сурикова « Детство"

Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы....