Урок чтения "Былины"
план-конспект урока по чтению на тему

Цель урока : выяснить что такое былина, как зародились былины, герои былин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc27.5 КБ
Office presentation icon bylina.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшнем уроке мы работаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

Выслушивать каждого

Не обижаться

Никого не обижать

Работать дружно

Работать тихо

Правила работы в группе вспомнили.

А теперь начинаем наш урок. Обратите внимание на экран.

Из слов, записанных на экране, назовите только те, которые относятся к литературным жанрам.

(Опера, рассказ, театр, сказка, пьеса, стихотворение, былина)

Молодцы

Соедините слова из левого столбика с их определением.

Рассказ

Стихотворение

Пьеса

Сказка

Былина

К какому слову нет определения?

Вы смогли бы дать определение этому понятию? Почему?

(Мы это ещё не изучали.)

Из букв, которые лежат у вас в конвертах розового цвета, попробуйте составить слова. Что у вас получилось?

Опираясь на эти слова, попытайтесь назвать тему нашего урока.

(Предположения детей)

Да, вы все правы. Тема нашего урока «Былина  - жанр литературы»

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы на сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

Что такое былина?

Герои русских былин, как надо читать былины? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы на сегодняшнем уроке.

Итак, что же такое былина?

(предположения детей)

Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос?

(в учебнике)

Откройте учебники литературного чтения на странице 174 и найдите ответ на этот вопрос.

Кто нашёл ответ и может нам сказать, что же такое былина?

А вот какой ответ нам с вами даёт словарь.

(чтение определения из словаря)

_ О чём рассказывается в былинах?

- Известны ли авторы былин?

- Кем сочинялись былины? (ответы детей)

Былины сочинялись талантливыми людьми, но не записывались, поэтому они, как и сказки, относятся к устному народному творчеству.

- О ком сочинялись былины? Назовите героев русских былин.

Былины возникли во времена Киевской Руси. Народное название былины старина. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

В то время на Русь часто нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. О них слагались былины.

Русские писатели, художники, композиторы также посвящали свои работы героям былин.

Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент . Какое настроение вызывает прослушанный музыкальный фрагмент?

(ответы детей)

А вот перед вами работа Васнецова « Богатыри»

- Кто изображён на этой картине?

- Что вы можете рассказать о каждом богатыре?

Я предлагаю вам поработать в группах, прочитать текст, узнать о богатырях и рассказать о том, что узнали из текста о богатырях.

(выступления детей)

Итак, мы с вами узнали, что такое былина, о ком сочинялись былины. А кто сочинял былины?

Как исполнялись былины? (ответы детей)

Хотите послушать, как звучит былина?

(прослушивание былины об Илье Муромце в записи)

-О ком эта былина?

Какой подвиг совершил этот герой?

Назовите ключевые слова нашего урока. (ответы детей)

Мы с вами попробуем сочинить синквейн (стихотворение из 5 строк)

Былина

Какая? (2 слова)

Что делает? (3 слова)

Крылатое выражение

Слово – итог

Былина

Отважная, героическая

Прославляет, воспевает

Былина – мудрость народа

Отвага

 Наш урок подходит к концу. Закончите фразы

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке мне было интересно…

Меня удивило…

Домашнее задание стр 173 – 174,

 рассказ о былине

рисунок героя былины (по выбору)

Оцените свою работу на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 классе

Слайд 2

Назовите литературные жанры Опера Сказка Театр Рассказ Картина Повесть Стихотворение Былина

Слайд 3

Соедините слова с их определением Рассказ Сказка Повесть Стихотворение Былина занимательный рассказ о необычных явлениях и приключениях Художественное произведение с рифмованными строками Говорит об отдельном событии в жизни человека Много глав и много героев

Слайд 4

Составьте слова из букв 1 группа: а, и, б, л, ы, н 2 группа: н, р, а, ж 3 группа: и, т, а, л, е, р, т, р, у, а

Слайд 5

Былина – жанр литературы

Слайд 8

Алёша Попович

Слайд 9

Илья Муромец

Слайд 10

Добрыня Никитич

Слайд 12

Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно... Я понял, что… Меня удивило…

Слайд 13

Стр.173 – 174 Подготовить рассказ о былинах Нарисовать героев былин

Слайд 14

Источник шаблона: Якушевская Юлия Сергеевна Учитель информатики МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» г. Омска Сайт конкурса http://pedsovet.su При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...