Главные вкладки

    Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Предмет: обучение грамоте

    Класс: 1 а

    Программа: «Школа России»

    Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж

    Личностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

    Метапредметные (МПР): определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии,  использовать обобщённые способы действий.

    Предметные (ПР): выделять звук [Ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [Ж]   твёрдый, звонкий. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ЖИ пишется всегда И.

    Оборудование: мультимедийная презентация,  предметные картинки, модели звуков у учителя и на партах, АБАК, образцы печатных букв Ж, ж, «мешочек с секретом», «лента букв», учебник В. Г. Горецкого «Азбука», «светофоры» (у каждого ученика)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: обучение грамоте

    Класс: 1 а

    Программа: «Школа России»

    Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж

    Личностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

    Метапредметные (МПР): определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии,  использовать обобщённые способы действий.

    Предметные (ПР): выделять звук [Ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [Ж]   твёрдый, звонкий. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ЖИ пишется всегда И.

    Оборудование: мультимедийная презентация,  предметные картинки, модели звуков у учителя и на партах, АБАК, образцы печатных букв Ж, ж, «мешочек с секретом», «лента букв», учебник В. Г. Горецкого «Азбука», «светофоры» (у каждого ученика)

    Результат этапа

    Цель этапа

    Деятельность педагога

    Деятельность ученика

    1. Организационный момент

    ЛР:

    самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность

    МПР:

    самоконтроль, самооценка, взаимопроверка

    1.Включить детей в деятельность

    2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

    3.Воспитывать культуру поведения

    1. Приветствие

    -Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне

    2. Девиз

    -Вспомним девиз урока:

    Мы - умные, мы – дружные,

    Мы – внимательные, мы – старательные,

    Мы в первом классе учимся

    Всё у нас получится!

    3.Проверка готовности к уроку

    -Садитесь. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените своё рабочее место. Оцените рабочее место соседа, помогите, если надо. Если не надо – похвалите! И, если вы считаете, что готовы к уроку, то выпрямитесь!

    Дети приветствуют гостей

    -Создание ситуации успеха, доверия

    - Проверяют свою готовность к уроку и порядок на парте

    -Самопроверка, взаимопроверка

    -Самооценка, оценивают друг друга

    1. Мотивация учебной деятельности

    ЛР:

    проявлять интерес к новому содержанию занятия

    1.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

    2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке

    3.Определить тему и цель урока

    4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока

    1. Создание эмоционального настроя к уроку

    Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

    -А законы нужно выполнять. Ведь как сказано в пословице: «Нет большего позора, чем не выполнить уговора»

    2. Определение темы урока

    -Молодцы! Итак, урок чтения, точнее, урок обучения грамоте.

    Какая наша главная задача?

    -Что нужно знать для этого?

    -Сформулируйте тему урока

    -Цель урока (ваши предположения), что мы должны знать и уметь к концу урока?

    не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

    -Научиться читать

    -Знать буквы и звуки

    -Мы познакомимся с новой буквой

    (кто-то, может, узнает букву и назовёт)

    -Я думаю, к концу урока мы должны знать новую букву, уметь читать слоги и слова с новой буквой и разгадать её секрет.

    1. Актуализация знаний

    ЛР:

    Уметь воспринимать задание, сравнивать, оценивать результат своей деятельности и деятельность одноклассников, а также признавать свои ошибки

    ПР:

    понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки приобретённые ранее

    1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока

    2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

    -Для этого продолжаем наше путешествие по стране Знаний в мир звуков и букв. Звуки и буквы – как вы их отличаете?

    1. Рассказ о звуках

    -Кто расскажет подробнее о звуках, пользуясь схемой и рисунками

    -Просигнальте светофорами

    2. О буквах

    -Напомните, чем обозначаются звуки на письме?

    -На больших плакатах буквы расположены на стене, зачем я их туда поместила?

    -Все буквы здесь? Почему?

    -А где находятся все буквы?

    -Сколько букв всего в алфавите?

    - Что такое алфавит?

    -Зачем нужен алфавит?

    -Где ещё в классе расположились буквы?

    -Для чего используем ленту букв?

    -Сегодня пригодится?

    -Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем

    - Звуки мы говорим и слышим. Звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Гласные м/б ударными и безударными. Согласные есть твёрдые, есть мягкие. Одни согласные звонкие, а другие глухие.

    Гласные хорошо поются, не встречают преград, их в русском языке 6. А согласные плохо поются, п.ч. встречают преграды: губы, зубы, язык.

    Оценивают работу одноклассника.

    -Звуки на письме обозначаются буквами

    -Помогают вспомнить букву, если вдруг забыл

    -Нет, ещё не все изучили

    -В алфавите

    -В алфавите 33 буквы

    -Буквы стоят по порядку и каждая буква стоит на своём месте

    -Порядок в библиотеке, в словарях, в списках – для удобства работы

    -На ленте букв

    -Для характеристики звуков, помогает сравнивать звуки, обобщать буквы и звуки

    1. Физминутка. Подготовка к изучению нового звука.  Создание проблемной ситуации

    Саморегуляция

    1.Снятие напряжения умственной и мышечной

    2.Создание проблемной ситуации

    -Сидеть устали? Встали, звуковая зарядка

    Как жужжит жук?

    -Присели. Будете вставать каждый раз, когда услышите звук [Ж] в словах: КОШКА, НОЖНИЦЫ, ЦАПЛЯ, ЛЫЖИ, ЧЕМОДАН, ЗАМОК, ЁЖИК, ЛИСА, ВОЛК, ЖУК.

    -Молодцы! Сели! Почему некоторые ошибались?

    -ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

    -М/б были невнимательны

    1. Построение проекта выхода из затруднений

    МПР:

    самоконтроль, самооценка, взаимопроверка

    1.Включить детей в ситуацию решения проблемы

    1. Наблюдение над произношением звука [Ж]

    -Да, м\б, а ещё ошибка м\б из-за неправильного произношения звука. (Можно ВИДЕО) Давайте потренируемся. Взяли зеркало.

    Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Таким образом, язычок напоминает форму чашечки.

    Произносим звук  [Ж]

    -Получается? Зеркало положили. Проверим друг  друга. Работаем в парах. Сначала произносят звук [Ж]  девочки, мальчики слушают, а потом наоборот. Начали.

    -Просигнальте зелёным, если сосед произносит звук правильно, а если соседу нужна помощь – просигнальте красным

    -А зачем нужно уметь правильно произносить звуки?

    -[Ж]

    -Чтобы тебя понимали

    1. Открытие новых знаний и первичное закрепление

    ПР:

    Выделять новый звук из слов, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой буквы на ленте букв

    МПР:

    Понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

    ЛР:

    проявлять интерес к новому содержания занятия

    1.Включить детей в ситуацию поиска, решения проблемы

    2.Уметь проверять результат работы

    3.Почувствовать себя успешным

    1. Характеристика звука [Ж]

    - Продолжаем работу в парах.  Обсудите в паре, какой [Ж] звук и почему. Дайте характеристику по алгоритму

    -Какая пара готова?

    2. Составление звуковых схем, наблюдение над звуком

    -Как узнать, есть ли пара мягкий звук – брат-близнец?

    -Кто это?

    - Составьте звуковые схемы этих слов. Отметьте место нового звука в слове

    -Проверим. Просигнальте, если согласны - зелёным, если нет, то красным

    -Вывод?

    3. Знакомство с буквами Ж,ж

    -На письме звук [Ж] обозначается буквой Ж

    - Что напоминает вам эта буква? Легко запомнить?

    (выставляются картинки)

    4. Чтение слогов/ Артём и Арина получают индивидуальные задания: на листочках загадки

    -Читаем слоги ЖА; ЖО; ЖУ; ЖИ; ЖЕ. Почему ЖИ с и, а не с буквой Ы?

    - Теперь «жук» перелетает с цветка на цветок, а вы произносите слоги: (слоги вразброс)

    -Послушать в словах

    -Жук, ёжик, стрижи

    Парами составляют звуковые схемы выбранных слов на парте

    Три пары у доски составляют  схему слов

    -Твёрдый согласный [Ж] непарный

    – Буква ы не пишется с твёрдым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж].

    – ШИ и ЖИ пиши с буквой И

    -ЖА - ЖИ - ЖЕ - ЖУ- ЖО - ЖУ - ЖЕ - ЖА- ЖО- ЖИ

    1. Физминутка

    Снятие напряжения умственной и мышечной

    -Жук приглашает потанцевать. (вкл. «Весёлая зарядка»)

    1. Применение нового знания на практике

    МПР:

    уметь высказывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  и во внеурочное время

    1.Решать типовые задачи, закреплять способ их решения

    1. Чтение слов

    жук                                 Женя

    Жучка                            может

    дружок                           осторожно

    тележка                          лужа

    - Лишнее слово?

    1.  Чтение текста (стр. 25)

    -Вопрос Артёму и Арине, какие слова из данных слов встретятся в тексте?

    -Прежде чем начнём все читать проведём прогнозирование: вспомните слова и посмотрите на рисунок, как вы думаете, о чём мы будем читать?

    -Операция РУЧЕЁК в паре (голос – ручеёк, точка – камешек; один читает до точки, а другой следит; после точки меняются ролями)

    -Просигнальте светофором: красным, если есть особое мнение

     3. Проверка понимания текста

    -Стали дети играть во что?

    -Завязали глаза Жене чем?

    -А потом разбежались куда?

    -Смог ли Женя догнать кого-нибудь?

    4. Выполнение задания к тексту.

    – Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

    Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника

    Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

    -Слова второго столбика

    Ученики прогнозируют с опорой на слова и рисунок в учебнике (с.25)

    Работа в паре, ученики читают и проверяют друг друга, оценивают чтение

        IX.  Рефлексия учебной деятельности. Самооценка

    ЛР:

    Уметь оценивать результат своей работы

    МПР:

    Оценивать свои достижения

    1.Рефлексия деятельности на уроке

    2.Самооценка собственной деятельности

    -Оцените свою работу на уроке, используя слова:

    Я знаю…

    Я умею…

    Мне было интересно…

    -Просигнальте светофором: кому было легко, и всё делал сам – зелёным, кому пока трудновато, надо повторить какие-то буквы - красным

    Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке

    Ученики выбирают и показывают нужный цвет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

    конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

    Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

    Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

    Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

    План-конспект урока по обучению грамоте, 1 класс; тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

    Представлен урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з" по УМК "Школа России" : презентация, конспект.  Этапы урока составлены в соответствии с требованиями ФГОС....

    Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...