Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдые и мягкие согласные"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Кулаева Лилия Валерьевна

Цель урока: "Развитие умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки на слух, выполнять звуковой анализ слов; совершенствование навыка сравнительного анализа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_uroka_uroka_kulaevoy_l.v.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема раздела  «Давайте знакомиться (подготовительный этап)»

Кулаева Лилия Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска, Тамбовской обл.

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Литературное чтение

Тема занятия/урока

Твердые и мягкие согласные.

Цель  занятия/урока

Развитие умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки на слух, выполнять звуковой анализ слов; совершенствование навыка сравнительного анализа.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Распознавать твёрдые и мягкие согласные на слух.

Обозначать твёрдые и мягкие согласные в нужной цветовой гамме; различать слова по звуковой модели и значению; умению работать в группе; умению оценивать работу товарищей и самого себя.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Мультимедийное устройство, круги красного, синего и зелёного цвета.

Карточка - светофор

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

Эмоциональный настрой,  интеллектуальная разминка

Слайд 1

Сегодня мы снова отправляемся в страну Грамматика.

Посмотрите, какое время года в этой удивительной стране?

Как вы узнали?

Кто живёт в этой стране?

На какие две группы делятся все звуки, которые нас окружают?

Приведите примеры неречевых звуков.

А чем отличаются неречевые звуки от речевых звуков?

Осень

Дети называют признаки осени

Звуки

Речевые и неречевые

Звуки природы, животных

Речевые звуки издают люди

Фронтальное оценивание учителем

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи 

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

Создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций

Слайд

В стране Грамматики звуки очень любят играть, веселиться и петь хором.

Что значит петь хором?

Давайте и мы вместе с ними споём песенку.

Какие звуки мы с вами пропели?

Что вы о них можете сказать?

Но в стране Грамматике живет еще одна группа звуков. Что это за звуки?

О них, что вы можете рассказать?

Разве это справедливо? Давайте сегодня разукрасим их ботиночки цветными карандашами. Какой же цвет нужно взять?

Какая же тема нашего урока?

Ответы детей

Речевая разминка. Учитель показывает на звук, дети делают глубокий вдох, выдыхают показанным звуком.

Гласные звуки

Что их легко петь, они носят красные башмачки

Согласные звуки

 Они встречают препятствие при произношении и носят белые туфельки

Выслушиваются предложения детей

 Согласные звуки.

Фронтальное оценивание учителем

Открытие нового (знания, способа действия) 

 Практическая работа, обсуждение  в группах. Формулирование вариантов выводов. Обобщение.

Ребята, в стране Грамматике живут два весёлых клоуна: Тим и Том.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Составьте схему их имён.

Схемы получились одинаковые или разные?

Произнесите первый звук в слове Том.

Какие твёрдые предметы вы знаете?

Язык похож на камень, когда произносим Том? Значит этот звук твёрдый.

Как вы думаете, каким цветом будем обозначать твёрдые согласные звуки?

А теперь произнесите звук Т′⎦ в слове Тим. Что можете сказать?

А какие мягкие предметы вы знаете?

Похож звук Т′⎦ на подушку? Значит этот звук  в слове Тим – мягкий. Каким цветом мы будем обозначать мягкие согласные звуки?

Замените белые круги на схеме верными кругами.

Отличаются цветом костюмов: у Тима костюм зелёного цвета, а у Тома – синего.

На доске написаны их имена. Дети разбирают слова: гласные обозначают красным цветом, согласные звуки – белым

Одинаковые

Т – твёрдый

Ответы детей

 Синим, потому что у Тома синий костюм

Это звук мягкий

Ответы детей

Зелёным цветом, потому что у Тима зелёный костюм

Фронтальное оценивание учителем

Физкультминутка

Эмоциональная и физическая разгрузка.

На усмотрение учителя

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Работа в группах

1. А теперь давайте устроим соревнование. Перед вами два слова ДОМ и КОМ. Выполните анализ этого слова и составьте схему.

2. Однажды нашим клоуна принесли подарки КИТа и КОТа. А кому какой подарок отдать, забыли. Помогите гостям. Составьте схему слов КИТ и КОТ. Помните, что слова, в которых есть мягкий согласный звук должны достаться Тиму, а с твёрдым согласным звуком – Тому.

Кому же достанется КИТ? ()

А кому же достанется КОТ?

К доске выходят две группы по 3 человека и составляют схему.

 К доске выходит следующая группа. Выполняет разбор слова.

Тиму, потому что в этом слове первый согласный звук мягкий

Тому, потому что в этом слове первый согласный звук твёрдый

Вывод: в русском языке существуют согласные звуки твёрдые и мягкие.

После того, как группы составят и проверят схемы слов, дети с помощью сигнальных карточек выполняют проверку

 По окончанию разбора слов, дети производят проверку с помощью сигнальной карточки

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

Какое задание вам показалось трудным? Почему?

Какое задание для вас стало самым интересным?

Оцените свою работу на уроке: если вам всё было понятно поднимите зелёную карточку. А если остались вопросы, то красную.

Самооценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкие согласные звуки" (УМК «Перспектива» 2 класс)

Цель урока: формирование знаний о мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.  Задачи урока Дидактические:Формировать представления об алгорит...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква мягкий знак «ь»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...