Урок литературного чтения С.А.Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения С.А.Есенин "Черёмуха".УМК "Школа России", Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

С. Есенин «Черемуха»

 

МКОУ «Леженская основная школа»

                                    Тимского района Курской области

                     Сопова Елена Николаевна

2015г.

Урок: Литературное чтение

Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель: познакомить детей со стихотворением С.  Есенина «Черемуха», учить понимать лирические произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:  ученики научатся читать стихотворение, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;   получат возможность научиться понимать лирические произведения, представлять картины весенней природы.

Метапредметные:

познавательные: будут формироваться навыки смыслового чтения текста в соответствии с поставленной целью, использоваться простейшие виды анализа текста;

регулятивные: принимают и удерживают цель на протяжении всего урока;

коммуникативные: учатся выстраивать учебный диалог;

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; развивают художественно-эстетический вкус.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, карточки «Чтение пейзажной лирики».

Ход урока:        

Мотивирование к изучению

-В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать все живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. О нем сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку  это дерево отожествляют с юной, стройной невестой в белой фате. (Предположения детей)

-Сегодня я познакомлю вас со стихотворением, которое называется «Черемуха». А написал его русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своем творчестве русскую природу  (портрет С. Есенина). Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берез. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.

Первичное чтение

-Давайте мысленно перенесемся на весеннюю поляну и посмотрим на это дерево глазами Сергея Есенина. (Чтение стихотворения учителем)

Пауза после первичного чтения

Выявление первичного восприятия произведения

-Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, веселое, печальное, грустное, мечтательное? Объясните свой выбор. (Ответы учеников)

-А какие чувства возникли в вашем сердце?  (Ответы учеников)

-Я прочитала вам, ребята, лирическое стихотворение. А, что, по вашему мнению, отражают лирические стихи?  (Ответы учеников)

-Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Читая стихотворение «Черемуха», мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотистые», и ручей, даже почувствовать аромат цветов черемухи. Если художник пользуется палитрой красок, изображая красавицу черемуху (изображение цветущей черемухи), поэт «рисует» свой пейзаж с помощью слов.

Самостоятельное чтение стихотворения учениками

Лингвистическое комментирование

(На доске написаны слова и словосочетания из текста. Учитель или ученики объясняют их значение).

Роса медвяная

Зелень пряная

Проталинка

Волна гремучая

Обдает

Вкрадчиво

Под кручею

Работа над поэтическим словом

-Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?

-При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?

-Эти слова называются эпитеты. Эпитет – это образное художественное определение предмета. Он может быть эмоционально окрашенным или нейтральным, но в любом случае помогает автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. Давайте и мы с вами придумаем эпитеты к слову черемуха.

-Найдите в тексте стихотворения цветовые эпитеты.

-Что они означают?

-А теперь давайте найдем эпитеты, которые помогают описать свойства предметов.

-А есть ли в тексте другие образные средства?

-Для того, чтобы мы ярче, нагляднее представляли себе различные предметы, автор вводит сравнение. В жизни мы очень часто употребляем сравнения. То же самое делает и поэт, когда создает стихотворение. Сравнения присоединяются словами как, словно, будто, что, точно. Теперь давайте найдем сравнение в нашем стихотворении. (И ветки золотистые, что кудри завила)

-А теперь обратите внимание на словосочетания:  сияет в серебре, зелень горит.

-Попробуйте объяснить, что они обозначают?

-Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений слов. Перенос значений на основе сходства, сравнения называется метафорой.

-А есть ли в этом стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?

-Докажите это примерами из текста.

-Вспомните, как называется такой литературный прием?

Действительно, слова, употребляемые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, являются олицетворениями.

-Сергей Есенин увидел какое-то особенное дерево или мы тоже можем увидеть что-то подобное?

-Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать это стихотворение

Самостоятельное чтение стихотворения (работа с карточкой «Чтение пейзажной лирики»)

1.Читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Четко и ясно проговаривать слова.

4. Постараться прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Работа над выразительностью чтения

(Определение и соблюдение авторской интонации в чтении. Расстановка пауз, логических ударений, границ повышения и понижения голоса).

Конкурс на лучшее прочтение стихотворения

Рефлексия

(Ученикам предлагается выполнить дифференцированное задание разного уровня сложности. У каждого ученика своя карточка)

Вопросы и задания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1.Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал именно их?

2. Что главное в стихотворении: событие, природа или поступок?

3.Можно ли определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?

4.Какие картины родились в твоей голове после прочтения этого стихотворения? Какие краски ты бы использовал?

5.Какие образные средства языка помогли тебе понять содержание стихотворения?

Задание на дом

Выучить стихотворение С. Есенина «Черемуха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...