Урок обучения грамоте по теме: Звуки [ м ] , [ м' ].Буква Мм.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна

Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ м  ] ,  [  м' ], буквой Мм. Различать печатную и письменную, строчную и заглавную букву, составлять небольшой рассказ по сюжетной картинке, осуществлять звуковой анализ слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuch.gram_.bukva_m.-_publikatsiya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

ТЕМА:  ЗВУКИ [М], [М’]. БУКВА Мм

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [м], [м’], буквой Мм, развития речи, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые

результаты:

предметные

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета. Распознают звук [м], букву Мм; различают печатную и письменную, строчную (маленькую) и заглавную (большую) букву; находят изучаемую букву на «ленте букв»; обозначают звук [м] на схеме условным знаком и буквой; различают твердый и мягкий звуки, их обозначения; овладевают навыками позиционного принципа чтения; составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; осуществляют звуковой анализ слова

личностные

Проявляют познавательный интерес и мотивацию к учебе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в схемах, картинках; логические – осуществляют звуковой анализ слова, характеризуют изучаемый звук.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Основное содержание темы, понятия и термины

Общее представление о согласных. Звуки [м], [м’]. Буква Мм. Звуковая модель слова. Молния. Позиционный принцип чтения

Образовательные ресурсы

Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). «Лента букв»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Каждый час, всегда, везде –

На уроке и в игре –

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость

на слова учителя

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая зарядка

– Как мычит корова?

– Му-у-у…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какой первый звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока

– [м].

– Познакомиться со звуком [м] и буквой, его обозначающей

Формулируют учебную задачу вместе с учителем

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Общее представление о согласных звуках. А. Барто «Игра в слова»

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какие звуки вы уже знаете? Как они произносятся?

– Есть ли среди них звук, который вы сейчас произнесли?

– Звук [м] не гласный, он согласный.

Согласных много, они разнообразны

по своему звучанию (могут шипеть, трещать, свистеть, шуршать).

– Гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Поются.

– Нет.

Слушают объяснение учителя.

Осуществляют классификацию звуков на гласные и согласные. Перечисляют гласные звуки, называют их существенные признаки. Знакомятся с общей характеристикой согласных звуков.

Устные ответы

Скажи погромче

Слово «гром».

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат»,

И сразу мыши

Зашуршат.

– Какие звуки «играют»?

Выделяют звуки, которые «играют»: [р], [ш]

С помощью учителя выделяют свойства согласных звуков. Эмоционально «переживают» текст стихотворения. Выделяют в нем «играющие» звуки

2. Сравнение гласных и согласных звуков

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа

– Гласные звуки придают речи мелодичность, напевность, при их произнесении воздух свободно выходит через полость рта. Все гласные звуки произносятся

с участием голоса. Губы и язык тоже захотели участвовать в разговоре и начали ставить различные препятствия свободно льющимся звукам. Так появились согласные звуки.

– Произнесите звук [а], а губы сомкните. Получился ли у вас звук [а]?

– Сомкните губы и подайте голос – услышите звук [м]

Слушают объяснение учителя.

– Нет.

Произносят звук [м]

Закрепляют знания

о гласных звуках, их произнесении; демонстрируют на практике. Сравнивают произнесение гласных и согласных звуков. Упражняются в произнесении звука [м] и объясняют специфику произнесения согласного звука

Устные ответы, упражнение в произнесении звуков

Физкультминутка

Коллективная. Практический

МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки

Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

3. Сравнение звуков [м] и [м’] (учебник,

с. 78)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с условными обозначениями

– Найдите на картинке слова с новым звуком.

– Чем похожи и чем различаются звуки [м] и [м’]?

– Согласные образуются на основе преграды; губы смыкаются, но [м] – твердый звук, а [м’] – мягкий, так как дополнительно происходит подъем средней части спинки языка к твердому небу.

Предлагает рассмотреть условные обозначения твердого и мягкого звуков

– Мама, мимоза, масло, сметана, мёд, молоко.

Отвечают на вопрос. Слушают объяснение учителя. Указывают символическое изображение твердых и мягких звуков. Апробируют на практике произнесение звуков

Осуществляют сравнение звуков [м] и [м’], находят сходства и различия. Используют символическое изображение твердых и мягких звуков

Устные ответы, работа

с условными обозначениями

4. Знакомство с буквой Мм (учебник,

с. 78)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

– Какой буквой обозначаются звуки [м] и [м’] на письме? Найдите ее на «ленте букв».

На что похожа буква (эм) Мм?

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

А. Шибаев

Мм.

Находят на «ленте букв» букву Мм.

Отвечают на вопрос.

Слушают стихотворение

Соотносят звук и букву. Находят изучаемую букву на «ленте букв». Устанавливают сходство буквы с окружающими предметами

Устные ответы, работа

с «лентой букв»

5. Работа с картинкой (учебник, с. 78)

Групповая. Словесный, наглядный. Рассказ

– Рассмотрите картинку и составьте

по ней рассказ.

– Прочитайте предложение под картинкой, заменив рисунок словом

Рассматривают картинку, составляют рассказ. Читают предложение

Составляют рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке

Рассказ по картинке

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя

Учатся позитивно относиться к своему здоровью, овладевают способами физического самосовершенствования.

Правильное выполнение движений

6. Освоение позиционного принципа чтения (учебник, с. 78)

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический.

Чтение, объяснение учителя, упражнение

– Знаете ли вы, как певцы поют? Как они это делают? Споем слоги, как певцы. При произнесении слога губы будут сначала смыкаться, а потом размыкаться.

Предлагает выполнить упражнение

в договаривании слога до целого слова: ма…, ми..., мо… .

– Как читать согласную в слоге (твердо или мягко), подскажет гласная буква. Согласная перед буквами А, О, У, Ы, Э читается твердо, а перед И – мягко. Старайтесь без паузы, мгновенно соединять звуки и слоги

– Они поют гласные звуки [а], [и] ... и слоги

ма-, мо-, ми-, му-.

Читают слоги ма-, мо-, мэ-, мы-, ми-, смыкая

и размыкая губы.

– Мама, машина, минута, море.

Слушают объяснение учителя, читают слоги

Овладевают принципом позиционного чтения. Воспринимают объяснение учителя на слух

и отрабатывают практические навыки. Упражняются в договаривании слога до слова

Чтение, упражнение

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со стихотворением (учебник,

с. 78)

Фронтальная.

Словесный

Чтение

Читает стихотворение.

– Как описано в стихотворении образование слова «мама»?

Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос

Воспринимают смысл стихотворения на слух. Воспроизводят правило позиционного чтения

Устные ответы

2. Звуковой анализ слова (учебник,

с. 78)

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический. Звуковой анализ слова

– Прочитайте модель слова.

– Выполните звуковой анализ слова

по схеме

– Мимоза.

Выполняют звуковой анализ слова по схеме

Владеют навыками работы с моделью слова,

звуковой схемой слова. Характеризуют звуки

в слове, ставят ударение

Звуковой анализ слова

3. Самостоятельная работа с электронным приложением

к учебнику

Индивидуальная. Практический, словесный.

Упражнение, звуковые схемы, мультфильм,

игры

– Выполните задания, предложенные

в диске к теме «Мм»

Выполняют упражнения, работают со звуковыми схемами, смотрят мультфильм, участвуют в игре

Умеют работать с электронным пособием самостоятельно, выполняют задания

Упражнения, звуковые схемы, игры

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– С какими звуком и буквой вы познакомились сегодня на уроке?

– Какие знания приобрели?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность на уроке.

Осуществляют самоконтроль

Устные ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)

Данный материал позволит в  игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится  индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш» в 1 классе

отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии  формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовател...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....