Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (Программа «Планета знаний)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Корчагина Галина Анатольевна

Цели:

Образовательные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Косточка», биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку,  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, придумывать вопросы к произведению; объяснить значение слова горница.

 Развивающие: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в парах и группах. Формировать умения работать с текстом. Развивать  логическое мышление: внимание, память, анализ, синтез,  воображение, творческие способности. Развивать речь и навыки чтения: понимание, осмысление, правильность, выразительность.

 Воспитательные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;

Тип урока: Урок рефлексии.

Методическое сопровождение: Жёлтые листочки для рисования солнышка. Мультимедиа, презентация. Тексты, разрезанные на части для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71.5 КБ
Office presentation icon lev_nikolaevich_tolstoy.ppt1.66 МБ
Microsoft Office document icon tezisy.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (Программа «Планета знаний)

      Корчагина Г. А., учитель

учитель начальных классов

 Цели: 

Образовательные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Косточка», биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку,  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, придумывать вопросы к произведению; объяснить значение слова горница.

 Развивающие: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в парах и группах. Формировать умения работать с текстом. Развивать  логическое мышление: внимание, память, анализ, синтез,  воображение, творческие способности. Развивать речь и навыки чтения: понимание, осмысление, правильность, выразительность.

 Воспитательные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;

Тип урока: Урок рефлексии.

Методическое сопровождение: Жёлтые листочки для рисования солнышка. Мультимедиа, презентация. Тексты, разрезанные на части для работы в группах.

Структура урока

I. Оргмомент.

        Эмоциональный настрой:

        Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам настроение? (Солнце)

        Давайте нарисуем солнышко. Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.  Итак, мы начинаем урок с хорошего настроения! (Слайд 2)

        II. Актуализация знаний.

        На экране: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». (Слайд 3)

        Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

 Ученики: Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.

        Учитель: Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого.

        

III. Тема, цель урока.

На доске: Л.Н. Толстой …

Учитель: Отгадайте ребус, и вы узнаете название произведения. (Слайд 4)

Ученики: Мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Косточка» (Слайд 5)

Учитель: Скажите, пожалуйста, чему мы учимся  на уроках литературного чтения?         Ученики: Учимся работать с текстом.

Учитель:  Какие умения мы приобретаем, работая с текстом?

Учитель с помощью учеников составляет на доске кластер:

 Прогнозировать

Задавать вопросы

Подписывать иллюстрации

Слушать

Текст                              

Читать         выразительно,

быстро

Объяснять значения слов,

выражений

по ролям                                                            

                                                               Определять                  

                                                           жанр    

внимательно

                    Составлять план

                                                             Пересказывать                      

                                                                        Анализировать

Учитель: На предыдущих уроках, работая с текстом, мы учились пересказывать и составлять план к произведению. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто научился задавать вопросы к тексту. Поднимите руки, кто испытывает в этом затруднение.

        Учитель: Какую цель урока вы поставите перед собой?

        Ученики: Учиться задавать вопросы к тексту (Слайд 6)

        Учитель: Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи перед собой поставите?

        Ученики:

  1. Познакомиться  с произведением
  2. Познакомиться с автором произведения
  3. Читать выразительно и внимательно (Слайд 7)

        IV. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с автором произведения.

        Учитель: Некоторые люди помнят произведение, но не помнят автора. Как вы думаете, обязательно ли знать автора?

        Ученики: Это невежливо по отношению к автору, который учит нас чему-либо, воспитывает и доставляет нам удовольствие.

        Учитель:  Давайте  поближе познакомимся с писателем Л.Н. Толстым.

        Выступление ученицы. Проект на тему: Л.Н. Толстой (Слайд 8-14)

        Цель  проекта: Познакомиться с писателем Л.Н.Толстым

        Задачи:

  1.  Найти информацию о писателе Л.Н. Толстом
  2. Познакомиться с  произведениями писателя
  3. Подготовить сообщение для одноклассников

         Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.

         По своему происхождению Лев Толстой принадлежал к дворянскому роду.

        В семье Льва Николаевича было 7 человек: мать – Мария Николаевна, отец – Николай Ильич и три брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария.

         Родители Льва Толстого рано умерли. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.

         Первым произведением Льва Толстого была повесть «Детство», в которой описывались события из его жизни.

        В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения.

        Выводы:  Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.

        Литература:

1. Л.Н. Толстой. Детство

2. Л.Н. Толстой. Откуда взялся огонь

3. Л.Н. Толстой. Рассказы и басни

4. Л.Н. Толстой. Пошла Катя поутру

  1. Работа со словарём.

Словарная разминка:

Учитель: Объясните по словарю В. Даля и Ожегова значение слова ГОРНИЦА.

  1. Знакомство с произведением. Работа по учебнику.

        Учитель: По заголовку и иллюстрации предположите, о чём этот текст?

        Ученики: Текст о мальчике, который ел сливы. Возможно, он проглотил сливу с косточкой.

  • Чтение текста учителем.

        Учитель: Оправдались ли ваши предположения?

        Ученики: Да.

        Учитель: Как вы думаете, к  какому жанру относится произведение?

        Ученики: Быль.

        Учитель: Некоторые из вас затрудняются задавать вопросы к тексту. Как вы думаете, почему?

        Ученики: Невнимательно читаем текст.

  • Самостоятельное чтение.

        Учитель: Прочитайте текст внимательно. Подумайте, где в словах нужно поставить ударение, какие слова нужно выделить голосом, чтобы прочитать текст выразительно.

        V. Физкультминутка.

  • Анализ текста.

        Учитель: Толстой написал, что Ваня «не удержался, схватил одну сливу и съел». Почему писатель сказал «схватил», а не взял»?

        Ученики: Потому что он сделал это очень быстро. Ваня боялся, что его кто-нибудь заметит.

        Учитель: Отвечая на вопрос отца, кто съел сливу, Ваня покраснел, как рак, и произнёс: «Нет, я не ел». А когда мальчик узнал, что тот, кто проглотит косточку, - умрёт, он побледнел. Почему в одном случае Ваня покраснел, а в другом – побледнел?         

        Ученики: В первом случае ему стало стыдно. В другом случае – страшно.

  1. Работа в паре (Слайд 15)

        Учитель: Почему все засмеялись, а не рассердились? Обсудите с товарищем.

        Ученики: Все засмеялись, потому что Ваня неожиданно признался. Им не жалко было сливу. Они лишь хотели научить Ваню говорить правду и слушаться взрослых.

  1. Работа в группе. Самоконтроль.

Учитель: Из скольких частей состоит произведение?

Ученики: Из пяти, потому что в тексте пять красных строк.

Учитель:  Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.

Учитель: Какими строками из произведения можно подписать иллюстрацию?

Ученики: «Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».

        

        5. Развитие умения придумывать вопросы к тексту. Взаимоконтроль. Оценка.

Учитель: Что значит читать выразительно?

Ученики: Соблюдать паузы после знаков препинания, выделять голосом  слова, менять интонацию, правильно ставить ударение в словах, читать громко.

Учитель: Что значит читать внимательно?

Ученики: Читать без ошибок, понимать текст.

  • Выразительное и внимательное чтение текста учениками.

Учитель: Давайте попробуем  прочитать текст выразительно и внимательно.

        

Несколько учеников выразительно читают текст по частям, другие – оценивают их выразительное и внимательное чтение.  По ходу чтения ученики  задают и отвечают на вопросы к  тексту.

        Учитель:  Какие  вопросы можно задать к тексту?

Приблизительные вопросы:

- Кто купил сливы? (Мать)

- Когда мать хотела дать детям сливы? (После обеда)

- Как зовут мальчика? (Ваня)

- Что делал Ваня у стола? (Ходил мимо слив. Нюхал сливы)

- Почему мальчик нюхал сливы? (Он их никогда не ел. Ему хотелось узнать, как они пахнут).

- Сколько слив съел Ваня? (Одну)

- Что значит слово: горница? (Комната)

- Что сделала мать перед обедом? (Сочла сливы)

- Что спросил отец за обедом? («А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?»)

- Что ответил  Ваня на вопрос отца? («Нет, я не ел»)

- Как папа заставил мальчика признаться? (Он сказал, что, если кто не умеет есть сливы и проглотит косточку, то через день умрёт)

- Почему Ваня заплакал? (Он испугался. Ещё ему было стыдно, что он сказал неправду)

        VI. Итог урока (Слайд 16-17)

        Учитель: С каким произведением мы познакомились? Чему учит Л. Толстой в этом произведении? Какие задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Поднимите руки те, кто считает, что он умеет задавать вопросы к тексту.

        

        VII. Дифференцированное домашнее задание (Слайд 18)

        Учитель: Поднимите руки те ученики, кто желает на следующем уроке подготовить  выразительное чтение этого произведения? А кто желает приготовить пересказ этого произведения? Нарисовать иллюстрацию к тексту?

  • Пересказ
  • Выразительное чтение
  • Иллюстрация

        VIII. Рефлексия. Самооценка.

        Учитель: Закончите предложения (Слайд 19)

На уроке я:

        - узнал ...

        - понял ...

        - учился ...

        - научился ...

        - выяснил ...

         - лучше всего на уроке у меня получилось ...

        - основные трудности у меня были с  ...

        - сам себе желаю ...

        - я обнаружил, что ...

        - я был удивлен тем, что …

        Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на солнышке глазки и улыбку, если у вас хорошее настроение.

        Солнышки вывешиваются на доску.

Учитель: Спасибо за урок! (Слайд 20) Предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить отметку в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Л.Н. Толстой «Косточка» Выполнила Корчагина Галина Анатольевна учитель начальных классов Олёкминск 2017

Слайд 3

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

Слайд 5

Тема: Лев Николаевич Толстой «Косточка»

Слайд 6

Цель: Учиться задавать вопросы к тексту

Слайд 7

Задачи: 1. Познакомиться с произведением писателя 2. Познакомиться с автором произведения 3. Читать выразительно и внимательно

Слайд 8

Тема проекта: Л. Н. Толстой

Слайд 9

Цель проекта: Познакомиться с писателем Л.Н.Толстым

Слайд 10

Задачи: 1. Найти информацию о писателе Л.Н. Толстом 2. Познакомиться с произведениями писателя 3. Подготовить сообщение для одноклассников

Слайд 11

Л.Н. Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная поляна. В ясной поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Лев Толстой принадлежал к дворянскому роду. В семье Льва Николаевича было 7 человек: мать – Мария Николаевна, отец – Николай Ильич, три брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария.

Слайд 12

Родители Льва Толстого рано умерли. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Первым произведением Льва Толстого была повесть «Детство», в которой описывались события из его жизни. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения.

Слайд 13

Выводы: Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.

Слайд 14

Литература: 1. Л.Н. Толстой. « Детство» 2. Л.Н. Толстой. «Откуда взялся огонь» 3. Л.Н. Толстой. « Рассказы и басни» 4. Л.Н. Толстой. « Пошла Катя поутру»

Слайд 15

Почему все засмеялись, а не рассердились?

Слайд 16

Задачи: 1. Познакомиться с произведением писателя 2. Познакомиться с автором произведения 3. Читать выразительно и внимательно

Слайд 17

Цель: Учиться задавать вопросы к тексту

Слайд 18

Домашнее задание: Пересказ Выразительное чтение Иллюстрация

Слайд 19

Рефлексия На уроке я: - узнал ... - понял ... - учился ... - научился ... - выяснил ... - лучше всего на уроке у меня получилось ... - основные трудности у меня были с ... - сам себе желаю ... - я обнаружил, что ... - я был удивлен тем, что ...

Слайд 20

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (по программе «Планета знаний)        

Корчагина Г.А., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№2», г. Олёкминск, Республика Саха (Якутия)

      Одной из главных задач на данном уроке является формирование универсальных учебных действий. Урок развивает устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, умение формулировать тему и цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в паре и группе, подводить итог урока, выражать своё отношение к результатам своей работы. Все этапы урока логически связаны между собой, что позволяет учителю добиться поставленных целей.

          На уроке применяются активные методы обучения: проблемный метод, метод проектов, рефлексийный метод «Кластер». Использоуются ИКТ технологии,  здоровьесберегающие и игровые технологии, технологии дифференцированного и проблемно-диалогического обучения.

         Формы и методы  позволили реализовать деятельностный подход в обучении, мыслительную активность и устойчивый интерес обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с презентацией в 4 класс по теме "Умножение на двузначное число" УМК "Планета знаний".

 На уроке изучается новая тема "Умножение на двузначное число"  Вся работа на уроке разработана для работы с мобильным классом. В конспекте  так же представлена красочная презентация. Дети на уроке ис...

Диагностическая работа по математике в 1 классе по теме "Счет в пределах 10" (УМК "Планета знаний")

Материал может быть использован на уроке математике в 1 классе для проверки умения считать в пределах 10 и работать со схемами. В работе предусмотрены задания как базового уровня. так и повышенной сло...

Урок - конспект по окружающему миру, 1 класс тема "Полна природа удивленья" по программе "Планета знаний"

Урок по окружающему миру в 1 классе по программе " Планета знаний" ,тема " Полна природа удивленья"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" УМК Планета знаний

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек"  + презентация...

Урок по окружающему миру во 2 классе "Исследование глубин морей и океанов" по программе "Планета Знаний".

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Элементы содержания: Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.Цель: создать условия для формирования предст...

Мастер-класс на тему "Вода-растворитель" по материалам УМК "Планета знаний", 3 класс

В данном мастер - классе предлагается  проведение урока- исследования в 3 классе по УМК "Планета знаний" на тему "Вода-растворитель". Рассматривается способ организации урока- исследования, прием...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по теме : «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:·         способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...