Конспект по литературному чтению на тему "Врозь - плохо, вместе - хорошо"(2 класс).
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по литературному чтению

2 класс по УМК Планета знаний

 Дата:

 Учитель: Шайхутдинова А.М.

Тема: Врозь – плохо, вместе – хорошо. Мордовская народная сказка.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.

Развивающие: 

  • расширить  знания обучающихся   о профессиях;
  • развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умения анализировать поступки героев;
  • показать взаимосвязь между действиями главных героев.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.

 

 

 

Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

    Деятельность детей, планируемые результаты личностные –            Л,        познавательные –     П, регулятивные –         Р, коммуникативные – К,

предметные       –       ПР

1

2

3

4

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

 

 

Проверка готовности.  

 

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

- Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте  улыбнитесь  друг другу. Повернитесь  ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

 

Реакция на учителя, гостей

 

I этап

 до чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Появление темы урока.

 

2. Антиципация  чтения  (предугадывание предстоящего чтения)

 

 

 

 

3. Появление целей урока. 

 

 Проведение словарной работы.

 

Скороговорка:

 

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, 
Три – вчера,
Три – ещё позавчера. 

- Какое число повторялось в скороговорке? 

_Вам это число что-нибудь не напоминает?                                        СЛАЙД

 

 

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор?                                                    СЛАЙД

-Что вы о ней запомнили?

 

- Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё  с одним народным творчеством.

 - Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.

Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например:  сказка Ершова «Конек-горбунок»  начинается со слов

 Жил старик в одном селе.

     У старинушки три сына:

     Старший умный был детина,

     Средний сын и так и сяк,

     Младший вовсе был дурак.

В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:


Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.

А   ненецкая сказка так и называется «Три сына».

 

 -А мы про кого будем сегодня сказку читать?

Правильно, про трёх сыновей.

-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:

ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?

слайды

-Эти предметы сегодня нужны?

-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.

Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.

К – умение слушать и оценивать ответ товарища.

Выставление отметки  -кружки

Красный – 5

Зелёный  - 4

 

 

 

 

ПР – рассматривание портрета писателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П – умение определять по общим признакам объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение  содержании текста.

Объяснение непонятных слов.

 

 Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

 

П этап во время чтения

 

1. Первичное чтение.

 

 

2. Проверка  усвоения содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Динамическая пауза.

 

 

 

 

 

 

 4. Перечитывание текста.

 

Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).

 

 

-Понравилось вам эта сказка?

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)

-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)

-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)

-Как сильно повздорили братья?

-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)

-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)

-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)

-Кто же предложил пруд прудить?

-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)

-Они поняли, что вместе жить хорошо?

Докажите, что вместе лучше?  (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)

- Какими словами закончилась сказка?

 (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)

-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?

 

 

- Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.

-Как вы думаете, какую работу с текстом  мы должны  выполнить?

- Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.

 

- Кому бы вы рассказали сказку?

- Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.

 

1 часть.  «Жили три брата»                           

- Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо) 

 

2 часть. «Однажды братья сильно поругались». 

- Что они наговорили друг другу?

 ( зачитать, чтение по ролям)

- Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).

-Долго или они смогли жить друг без друга? 

3 часть.  «Лето было засушливое»            

- Что случилось в засушливое лето? (зачитать)

- Смогли братья один справиться с бедой?

4 часть. «Дождик пошел»  

-Что дождик принес старикам? (Радость) 

-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)

- Что поняли Старики?

 5 часть«Хорошо жить вместе». 

- Почему хорошо жить вместе?

-Когда у них  всё получилось?

-В мире все профессии важны?

-Они могут обходиться друг без друга?

-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».

  

Кто заметил, чем необычен наш план?

(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)

Это цитатный план.

 

Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.

 

 

Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

 

 

 

П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.

- Почему прогноз оказался неточным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л – эмоциональное переживание

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

 

К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.

Л К – умение сотрудничать в парах 

 

 

 

 

К – управление поведение партнёра, взаимодействие

П – моделирование, работа со схемой

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

Домашнее задание

-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.

Итак, внимание на доску.

Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» - это сказка:

А) волшебная;

В) бытовая;

С) о животных.

Вопрос 2

Профессии стариков

А)рыбак, охотник, пахарь;

Б)пахарь, кузнец, рыбак;

С)пахарь, кузнец, плотник.

Вопрос 3

Старики ссорились:

А)Из-за воды;

Б)из-за земли;

С)из-за рыбы.

Вопрос 4

Врозь им жилось:

А)голодно;

Б)холодно;

С)плохо.

Вопрос 5

Семьи начали жить:

А)дружно;

Б)плохо;

С)врозь,

- Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?

(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какое настроение у вас после урока?

- Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

- А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

 

По выбору

- Подготовиться к чтению сказки по ролям.

-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)

 

 

П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.

 

Л -  оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».Задачи:1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Осеева Хорошее" (2 класс)

Данный урок относится к теме «Я и мои друзья». На уроке созданы условия для формирования нравственных качеств личности. Урок имеет классическую структуру, характерную технологии ...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева. "Хорошее", 2 класс "Школа России"

Технологическая карта и сценарий урока. Использован прием обучения школьников эффективному чтению Г.И. Королевой....