Разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева. "Хорошее", 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Туделева  Светлана  Владимировна

Технологическая карта и сценарий урока. Использован прием обучения школьников эффективному чтению Г.И. Королевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_oseeva_horoshee_2_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

урока   литературного чтения  во 2  классе,

программа  «Школа России».

Дата проведения урока:

Учитель:  

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Тема

Секреты Текста Текстовича: Рассказ1й В.А. Осеевой «Хорошее».

Цели деятельности учителя

Ознакомление с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее», обучение краткому пересказу на основе анализа текста и составления его схемы с помощью опорных слов и выделения смысловой доминанты, формирование умений выделять главную мысль произведения.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: 

Формировать

-базовые ценностные  ориентиры: забота о семье, ответственность за поступки, доброе отношение к окружающим;

умение оценивать себя с позиции «я – хороший человек»;

- умение  проводить рефлексию своей деятельности на основе предложенных критериев.

- использовать приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

Метапредметные:

- регулятивные УУД:

 уметь определять и формулировать тему и  цель  урока  (с помощью учителя);

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение;

работать по предложенному плану;

 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; 

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- коммуникативные УУД:

  ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию,

 оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

высказывать свою точку зрения,

работать с различными источниками информации,

 совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им,

распределять и выполнять различные роли в группе.

.

- познавательные УУД: 

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:

 находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

 выполнять знаково-символические действия,

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные: уметь прогнозировать содержание произведения,  воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; совершенствовать навык анализа текста,  краткого пересказа на основе составленной схемы текста.

Способствовать развитию: читательского и познавательного интереса, речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать: нравственные качества личности ребёнка: чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к окружающим.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно – методический комплекс

Климанова Л.Ф.,   Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,   2 часть  – М.: Просвещение, 2015-2018 г.г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Основные понятия

Опорные слова, схема текста, главная мысль текста, краткий пересказ, базовые ценности: семья, забота, добро, ответственность.

Организация пространства   (форма, методы)

Фронтальная работа, работа в группах.

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир.

Действия обучающихся

Формулируют тему  и цель урока (под руководством учителя).

Прослушивают текст, воспроизводимый учителем.

Ведут учебный диалог.

Высказывают предположения.

Знакомятся с определением понятия «опорные слова».

Называют героев произведения.

Работают над составлением схемы текста под руководством учителя и в группах.

Представляют результаты работы в группах.

Анализируют пословицу.

Определяют главную мысль произведения.

Проводят рефлексию деятельности.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Представление результата работы в группах.

Рефлексия «Ладошки».

Образовательные ресурсы

Презентация к уроку

Оборудование

Мультимедиапроектор, сенсорный крест, стикеры, демонстрационные таблицы, магнитные части схемы, наборы опорных слов в конвертах, инструкции для работы в группах, Карточки с фрагментами учебного текста, комплект «ладошек» для рефлексии,  клеящие карандаши,  

Домашнее задание

С помощью схемы подготовить  краткий пересказ рассказа  В.А. Осеевой «Хорошее».  

Сценарий урока

Тема: Секреты Текста Текстовича: Работа над рассказом В.А. Осеевой «Хорошее».

  1. Самоопределение к деятельности.

                                        СЛАЙД 1

- Добрый день! Сегодня утром я проснулась в очень хорошем настроении. А все потому, что знала, что меня ждет встреча с хорошими людьми – с вами. Я уверена, что у нас с вами пройдет хороший урок, на котором вы получите хорошие знания.

- Мы с вами практически незнакомы, поэтому я хочу представиться. Меня зовут Светлана Владимировна. Я – веселый человек.

Вывешиваю на доску стикер с информацией.

- А теперь ваша очередь. Перед вами лежат такие же стикеры. Прошу на них записать ваши имена и написать о себе что-нибудь хорошее, то есть какой вы человек. Если вы испытываете затруднения, подбирая слова для своей характеристики, можете воспользоваться подсказкой на слайде.

СЛАЙД 2  с примерами имен прилагательных.

Теперь прикрепите ваши стикеры к доске и представьтесь.

II. Постановка учебной задачи.

- Взгляните, у нас получилась определенная схема нашего класса. С ее помощью можно коротко рассказать, сколько человек в классе, как нас всех зовут, каким каждый из вас видит себя.

- А знаете  ли вы, что с помощью похожей схемы можно очень кратко и быстро передать содержание любого литературного текста? Я этому научу вас на уроке.

-  Я  приехала к вам не просто так. Мне поручил это сделать один очень необычный персонаж. Его зовут Текст Текстович. (На доске – имя персонажа «волна»).  К сожалению, он не может лично присутствовать на уроке, но выходит с нами на связь по скайпу.

СЛАЙД 3 – «СКАЙП»

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я – Текст Текстович.  Почему у меня такое необычное имя?  Все просто: я коллекционирую, то есть  собираю, читаю  и анализирую литературные тексты, а потом самые лучшие из них дарю людям.

 Текстов у меня очень много – миллиарды. Вы спросите меня, как я один успеваю с ними поработать? Для этого у меня есть разные секретные приемы. О  некоторых  моих секретах вы узнаете на уроке. Вам в этом поможет Светлана Владимировна.

Я выслал Светлане Владимировне на электронную почту файл с моим секретным заданием  на урок. Прошу его  выполнить и рассказать о своей работе в ответном письме.

Желаю творческих успехов!

- Справимся с поручением? Тогда за работу! Зайдем в мою электронную почту и выясним, какое задание Текст Текстович прислал для вас.

СЛАЙД 4 – «ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА»

Для вас у меня есть три секрета, которые вам  нужно раскрыть.

Дальнейшие инструкции содержатся в   прикреплённом  файле.

III. Тема урока и целеполагание.

СЛАЙД 5 - ТЕМА УРОКА

- Для того, чтобы узнать тему урока, вам необходимо узнать первый секрет Текста Текстовича. Для этого нужно разгадать  зашифрованный файл, который он нам прислал.

-Выполните математические действия и узнаете фамилию автора.

Фамилия автора: ОСА – А + Е + ЕВА  = ?         Осеева

-Переставьте слоги местами, чтобы получилось слово – название рассказа.

Название произведения: РОХОШЕЕ.

СЛАЙД 6 – ТЕМА.

Валентина Александровна Осеева

«Хорошее».

СЛАЙД 7 – ЦЕЛЬ урока

- Определим цель урока.  

Соберите вместе части предложения и определите цель урока.

Прочитать и  проанализировать рассказ, составить его схему, с ее помощью кратко пересказать текст.

-  Прочитаем вместе.

СЛАЙД 8 – тема урока и его цель.

IV. Изучение нового материала

1)  Предположение о тексте.

- Как называется рассказ? Попробуйте по названию рассказа предположить, о чем он.

(Предположения учащихся).

- Прочитаем произведение  и узнаем, подтвердятся ли ваши предположения.

2) Первичное чтение рассказа (учитель) – чтение с остановками.              

- Я прочитаю рассказ, а вы  следите и по ходу чтения ответите на мои вопросы.

Чтение с остановками.

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

- Чьё предположение оправдалось?

Как вы думаете, что будет дальше?

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

2 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

Оправдались ли ваши предположения?

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

3 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

4 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

5 остановка

-Как вы думаете, что ответила мама Юре?

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

3) Проверка первичного восприятия.

- Подтвердились ли наши предположения?

- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

- Что бы вы посоветовали Юре?

ФИЗМИНУТКА

-А вы совершаете хорошие поступки?  Давайте это проверим: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так и при этом хлопаете в ладоши.

 Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я 
— да, да, да!

Будем старших уважать?

 -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет?

-Да! Да! Да!

4)  Определение опорных слов.

      - Пора узнать второй секрет Текста Текстовича:  узнать, что такое опорные слова и научиться находить их в тексте. Прочитайте  текст на слайде

СЛАЙД 9 – ОПОРНЫЕ СЛОВА

Главные слова в тексте     называются ОПОРНЫМИ.

ОПОРНЫМИ словами являются ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ текста, их ДЕЙСТВИЯ (что с ними происходит) и их отличительные ПРИЗНАКИ.

- Какие слова называются опорными?

- Какие слова в тексте являются опорными?

(На доску помещаю таблички со словами  ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ, ДЕЙСТВИЯ,   отличительные ПРИЗНАКИ).

5)  Анализ текста и заполнение схемы.

-А теперь откройте учебники на с. 93. Перед вами текст рассказа, с  которым вы будете работать.  

РАБОТА С СЕНСОРНЫМ КРЕСТОМ.

-Ребята, на сенсорный крест я повесила карточки с именами всех героев рассказа. Но всех ли? Проверьте, пожалуйста. (Пропущено слово «сестренка»).

-Исправим недочет.

- Мы назвали героев. Теперь приступим к заполнению схемы.  Кто главный герой рассказа? (Юра)

- Он в рассказе появляется первым. Часть схемы о Юре заполним вместе.

 Обратимся к учебнику. На с. 93 прочитайте отрывок до слов «Что, если б…» и назовите действия Юры. (Проснулся, думает).  

А что Юра отвечает тем, кто к нему обращается? (Не мешай)

(Слова помещаются на схему).

6) Работа в группах (самостоятельная работа).

-Далее работу над текстом продолжите, действуя в группах. Рассаживаемся группами по 3 человека. Каждая группа получает часть схемы, которую нужно заполнить, внеся информацию о предложенном  герое. Также перед вами лежат папки с необходимыми материалами для работы. В каждой папке лежит карточка с инструкцией для работы, необходимые материалы.

По окончании работы группа должна представить свою часть схемы и краткий пересказ своего фрагмента произведения.

Инструкция 1.

  1. Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
  2. Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором Юра думает про сестренку. О чем он мечтает?
  3.  О чем сестренка  его попросила?
  4.  Как отреагировала сестренка на ответ Юры?
  5. Наклейте опорные слова на схему.
  6. Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко  перескажет часть рассказа.
  7. Поместите часть схемы на доску.

Инструкция 2.

  1.  Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
  2.  Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором Юра думает про няню. О чем он мечтает?
  3.  О чем няня его попросила?
  4.  Как отреагировала няня  на ответ Юры? 
  5. Наклейте опорные слова на схему.
  6. Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко  перескажет часть рассказа.
  7. Поместите часть схемы на доску.

Инструкция 3.

  1. Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом,  конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
  2.  Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором Юра думает про Трезора. О чем он мечтает?
  3. О чем  Трезор   его попросил?
  4.  Как отреагировал Трезор  на ответ Юры?
  5. Наклейте опорные слова на схему.
  6. Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко  перескажет часть рассказа.
  7. Поместите часть схемы на доску.

Инструкция 4.

  1. Достаньте из папки часть схемы, карточку с текстом, конверт с опорными словами и клеящий карандаш.
  2. Продолжите читать текст и найдите предложение, в котором говорится, к кому обратился Юра за советом
  3. С каким вопросом Юра обратился к маме?
  4. Что мама ответила?  Каким одним словом можно заменить слова мамы?
  5. Наклейте опорные слова на схему.
  6. Посоветуйтесь в группе и совместно решите, кто кратко  перескажет часть рассказа.
  7. Поместите часть схемы на доску.

На схеме появляются записи:

Сестренка: «если б тонула», погуляй, обиделась, отошла

Няня:  напали б волки., убери посуду. покачала головой.

Трезор – упал бы в колодец, попить, полез в кусты.

Мама: погладила по голове, посоветовала.

7.Представление группами результатов работы, рассаживаются по местам.

- Мы узнали второй секрет Текста Текстовича и с его помощью смогли кратко пересказать текст.

СЛАЙД 10 – ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

8. Определение главной мысли произведения: работа с пословицами.

- А теперь узнаем третий секрет Текста Текстовича. Каждое литературное произведение несет в себе определенную идею или главную мысль. Узнаем ее.

- О чем мечтал Юра?

- А как он поступал?

- Чему учит этот текст?

-На слайде - три  пословицы. Подумайте и выберите ту, которая наиболее точно отражает главную мысль рассказа.

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Не мил свет, когда друга нет.

Табличка с пословицей помещается на схему («мешочек»)  на доске.

-А кто попытается самостоятельно пересказать весь рассказ?

Пересказ учащимся (по желанию).

СЛАЙД 11 – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

V. Домашнее задание.

- Ребята, дома я тоже работала с этим рассказом и составила свою схему. Эту схему я распечатала на листах бумаги. Они находятся на ваших столах. Положите их перед собой.

А сейчас послушайте задание на дом. С помощью схемы подготовьте краткий пересказ рассказа «Хорошее» и на следующем уроке за него получите только хорошие оценки.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы считаете, справились мы с заданием Текста Текстовича?

- Какие секреты вы раскрыли в течение урока? Вставьте пропущенные слова и прочитайте предложения.

СЛАЙД 12 – итог урока

1. Узнали имя автора и … рассказа.

2.  Узнали определение и нашли в рассказе ….. слова.

3. С помощью пословицы назвали …..  …. предложения.

Слова для справок: главную мысль, название, опорные.

- Я предлагаю сообщить Тексту Текстовичу о том, что все его задания выполнены. Но сначала определите, все ли у вас получалось на уроке.

-Для каждого из вас я приготовила ладошки  3 цветов. Они лежат в конвертах.  Положите их  перед собой. У каждой ладошки – свое значение.

СЛАЙД 13 – РЕФЛЕКСИЯ

Красная ладошка обозначает, что вам было трудно на уроке и секрет вы не раскрыли.

Желтая ладошка – было не совсем легко, но вы справились с заданием.

Зеленая ладошка – вы раскрыли секреты Текста Текстовича и сможете кратко пересказать рассказ.

- Если вы определились и выбрали ладошку, прошу взять ее в руки и выйти к доске. Сейчас я сделаю фото и отправлю его на электронную почту Тексту Текстовичу в качестве нашего ответа на его задание.

VII. Оценка деятельности детей на уроке.

СЛАЙД 14 – пословица.

- Всегда помните: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"

Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления....

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)

Тема урока: К.И.Чуковский «Телефон». Урок составлен  в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Урок литературного чтения для 2 класса на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."...