Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Аввакумова Тамара Ивановна

Урок литературного чтения для 2 класса на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_u_lukomorya.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС

Автор: АввакумоваТ.И.

Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цели:

- создать атмосферу присутствия на уроке образа А.С.Пушкина: познакомить с некоторыми фактами биографии поэта, показать, что в основе поэтических сказок Пушкина лежат народные сказки, рассказанные ему няней;

- обнаружить завораживающий ритм пушкинского стиха и, сохраняя интерес к поэтическому слову, показать особый мир волшебной сказки, в котором отражаются представления древнего человека о мире;

- формировать умение исследовать художественное произведение, глубоко

вникая в замысел поэта;

- учить выразительно читать,  передавать свои мысли и чувства средствами

 языка;

- развивать навык целостного восприятия художественных образов, воображение, артистические способности детей;

- воспитывать чувство любви к прекрасному, к поэзии,  интерес к  творчеству  А.С.Пушкина.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятки «Наш урок подошёл к концу»,   учебник  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2 класса.

                                                            Ход урока

I. Организационный момент.  (Слайд 1)

Учитель:  Настроение у нас – отличное,

                  А улыбки – дело привычное,

                  Пожелаем друг другу добра,

                  Ведь урок начинать нам пора!

II. Настрой на урок

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы, ваши родители. Повернитесь и поздоровайтесь. Хочется, чтобы ваши глаза были внимательны, уши чутки, и мы слушали и слышали друг друга.

Учитель:   А каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети:   Добрым, интересным, познавательным, радостным.

Учитель:   Хочу заинтриговать вас: на уроке вас ждут загадки, тайны, чудеса, интересные путешествия. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. А поэзия сможет это сделать лучше всего.

III. Проверка домашнего задания

Учитель:   Дома вы учили стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок». Какое

настроение передано в нём?

Дети:  Радостное, потому что наступает весна.

- Солнышко светит.

- Птички поют песенки, листики распускаются.

Учитель:  А вы видели восход солнца? Расскажите, как просыпается природа?

Дети:  Я видел летом в деревне: сначала небо становится румяным, затем всё краснее. Потом появляется маленький кусочек солнца, и вот он увеличивается. Так постепенно солнышко и поднимается.

- Это очень красиво.  На улице тихо, все спят.

- А когда солнце встаёт, всё начинает просыпаться. Петухи кукарекают,  и птички поют.

- Мы слушали на уроке музыки «Утро» Грига. У него сначала музыка тихая, спокойная, а потом, когда появляется солнце, она радостная, громкая.  

 (Слайд 2) Учитель обобщает ответы учеников и звучит аудиозапись  пения  жаворонка.

 Ученики читают стихотворение В.А.Жуковского.

IV. Подготовка к восприятию новой информации, мотивация детей на деятельность

 1.Знакомство с эпиграфом урока.

Учитель:  Имя В.А.Жуковского очень тесно связано с именем другого русского поэта,

именно его слова стали эпиграфом урока (слайд 3):

         Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

 Учитель:   Кому же принадлежат эти слова? (Дети молчат.)   Мы сейчас совершим виртуальное путешествие в художественно-поэтическую галерею, а после него  дадим точный ответ. Уважаемые экскурсоводы, прошу вас.

 2.Актуализация опорных знаний.

 Ученики-экскурсоводы читают небольшие отрывки из сказок А.С.Пушкина, класс называет произведение и автора. После правильного ответа – иллюстрация к   названной сказке на экране (слайд 4):

 а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

 б) «Сказка о золотом петушке»

 в) «Сказка о попе и его работнике Балде»

 г) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 д) «Сказка о царе Салтане»

 Учитель:   Что объединяет все эти произведения?

Дети: Это сказки.

-  Их написал А.С.Пушкин  (слайд 5).

 Учитель: Верно, автор всех этих сказок – величайший русский поэт А.С.Пушкин.   (Слайд 6) Именно ему принадлежат слова, ставшие эпиграфом к уроку.

3.Краткая беседа о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

 Учитель: И сейчас с помощью волшебного экрана экскурсоводы проведут нас по           пушкинским местам.

 Группа учеников выступает с сообщениями:      ( Слайд 7)   

 а) А.С.Пушкин родился в Москве. Начальное образование, воспитание он получил у учителей-французов, общались в семье на французском. Но Пушкин очень ценил русскую речь, русский язык, русский фольклор (сказки, песни, легенды). Кто же заложил любовь ко всему русскому? (Слайд 8) Во-первых, бабушка - Мария Алексеевна  Ганнибал, в имении которой маленький Пушкин проводил летние месяцы. Здесь он услышал народные песни, играл в народные игры. Бабушка научила Сашу читать и писать по-русски.

 (Слайд  9)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            б) Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать богатый и милый сердцу русский язык научила А.С.Пушкина его няня - Арина Родионовна. С раннего детства маленькому Саше она напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки.

       Всё было мудро предназначено

       Судьбой – и сказки, и былины.

       Его сама Россия нянчила    

       Руками крепостной Арины.

       В светёлке – теплота перинная,

       Свеча устало догорала,

       И песня русская, старинная…,

       Его, младенца, пеленала.        (Слайд 9 - колыбельная)

 в) Многие произведения А.С.Пушкина навеяны именно рассказами мамушки, как нежно называл Арину Родионовну поэт. Она до конца жизни была для него ангелом-хранителем. (Слайд 10)  В Михайловском, среди зимы, завалившей снегом старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- писал Пушкин в письме к брату. Эти впечатления воплотились в ряде произведений поэта, путь к которым начинается со сказочной поэмы (слайд 11) «Руслан и Людмила», точнее, с пролога к ней. Пушкин написал     поэму в 20лет, по окончании лицея. Поэма имела необыкновенный успех. В.А.Жуковский, прочитав её, подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя».

Учитель:  А «Пролог» к поэме, который мы сегодня будем читать (слайд 12), каждый из вас, наверное, знает ещё  с детского сада. Строчки «У Лукоморья дуб зелёный…» сколько ни   произноси  вслух, сколько ни повторяй про себя – они всегда   новы, всегда волнуют. Написаны знаменитые строки в Михайловском и   воспроизводят записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане.

        Хотя о нас она не грезила,

        Когда с хитринкой, по-крестьянски,

        То вдруг задумчиво, то весело

        Ему рассказывала сказки.

V. Изучение нового материала.

1.Звучит стихотворение «У Лукоморья…»  в аудиозаписи в исполнении актрисы. Обмен впечатлениями.         (Слайд 13) 

Дети: Я давно знаю это стихотворение, как Вы сказали, с детского сада. Оно мне очень нравится.

- Здесь всякие сказочные герои описаны, а я сказки люблю читать.

- Она так интересно читала, я даже заслушался.

- Мне показалось, что это няня рассказывает и Пушкину, и нам.

Учитель:  Какие сказочные персонажи повстречались? Из какой они сказки?

Дети:  33богатыря из «Сказки о царе Салтане».

- Есть сказка, где Иван-царевичу помогает волк, а здесь он служит красной девице.

- Она называется «Иван-царевич и серый волк».

- Я видела фильм «Руслан и Людмила», там  волшебник взлетел, а Руслан схватился  за его бороду и тоже взлетел. Здесь тоже описан такой момент.

- А Баба Яга и Кащей в разных сказках бывают.            

 2.Постановка целей урока:

Учитель:  Пушкинский пролог к поэме «Руслан и Людмила» называют энциклопедией русского сказочного фольклора. Проведём на уроке исследование, кто они – герои наших любимых народных сказок и сказок  А.С.Пушкина, как они связаны с историей и представлениями нашего народа, а, главное, ещё раз окунёмся в завораживающий ритм пушкинского стиха. Поможет в этом наш волшебный экран, иллюстрации художников и стихи великого поэта.

3. Повторное чтение стихотворения учениками вслух. Словесное рисование.

(Слайд 14)

Учитель:  Теперь представьте: за окном старый дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. Горит свеча. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильнице гусиное перо и пишет.

Ученики по небольшим отрывкам читают стихи.

Учитель:  О чём эти стихи?

Дети: Они про сказку, про разных сказочных героев.

- Про чудеса разные, которые бывают в сказках.

Учитель:  Эти строки уже 1,5 века привлекают внимание художников своим необычным построением (мы чуть позже поговорим об этом).  Если бы вам пришлось изобразить описанный Пушкиным чудесный мир на картине, с чего бы вы начали, что разместили бы в центре?

Дети: Я бы нарисовал дуб, а вокруг  кот ходит по цепи.

-  Я бы ещё нарисовал вокруг море, потому что 33 богатыря выходят из воды..

Учитель:  А как вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо изобразить?

Дети: Они все расположены около дерева, а русалка  вообще на дереве сидит.

- Баба Яга такая страшная, а избушка её сама по себе гуляет.

- Царевна сидит в темнице, мне её жалко.

- Все герои, правда, вокруг дуба: кто внизу, кто вверху.

Учитель:  Найдётся ли место на вашей картине для автора?

Дети: Я нарисую автора, потому что он нам всё это рассказывает, значит, он там был.

- Он даже пишет про это в конце: «Я там был…». Я нарисую его под дубом.

- У меня есть дома книга «Руслан и Людмила», там большая картинка есть. В центре – дуб, вокруг него ходит кот, а все другие герои, кто под дубом, кто в небе, кто в море. А Пушкин сидит внизу, в руках держит перо для письма.                                                                                                      

Учитель:  Теперь сравните свои представления с иллюстрациями художников.

 4.Знакомство с иллюстрациями разных художников   к стихотворению. Особенности его построения.

(Слайд 15)

Учитель:  Что напоминают вам эти стихи?  

Дети: Много разных картинок.

- Картинок много, на каждой какой-нибудь герой.

- Это похоже на мозаику.

(Слайд16 - мозаика)

Учитель:  Первое, что бросается в глаза – мозаичность. Весь сказочный мир дробится на кусочки, яркие  и как будто ничем, кроме общей темы, не связанные. Каждый из них можно превратить в ту или иную сказку.  Кроме того Пушкин, как настоящий художник, «нарисовал» в нашем воображении образы героев. А какое главное средство художника? Какую игру красок использует поэт?

Дети:  Здесь много золотого цвета: «В чешуе, как жар горя…» богатыри.

- Золото у Кащея в сундуке.

- «Златая цепь на дубе том».  

- А еще здесь есть зеленый цвет: «дуб зеленый».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Учитель:  Да, контрастные цвета – зелёный и золотой. С первых же слов эти эпитеты: «дуб зелёный» и «златая цепь»- привлекают наше внимание, поэтому неслучайно все художники ставят этот образ в центр композиции.  

   5. Композиция пролога.

Учитель:  Несмотря ни на что, пролог – это не собрание сказочных «осколков», а единое целое, где картины следуют в определённой последовательности. В 33строчках Пушкин отразил своё понимание народной волшебной сказки. А как построено стихотворение? Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Что заметили?  (Сколько их?)

Дети:  Оказывается, здесь всего три предложения!

Учитель:  Пушкин этим выделяет в стихотворении три части.

 VI. Релаксация

 VII. Анализ художественного текста по частям.

1. Чтение и исследование 1части (1-6 строки).

Учитель:  Прочитаем первые 6 строк так, как это бы сделал сам Пушкин.   Придайте этим строкам завораживающую интонацию.

Вопросы после чтения:

Учитель:   Что находится здесь в центре внимания?

 - Что такое лукоморье?

-  Сегодня на уроке у нас будет волшебная помощница – золотая рыбка, которая  поможет раскрыть тайны некоторых слов.  (Слайд 17 – золотая рыбка и слово «лукоморье»)

- Т.е. это местность, прилегающая к изогнутому морскому берегу.

   (Слайд18 – иллюстрация)

Учитель:  Почему же именно у огромного дуба на берегу моря обитает вся сказочная сила? Почему и море возле этого дуба заселено сказочными героями, и лес полон чудес, и по воздуху летает колдун? (Дети затрудняются ответить.)

- Я, как главный исследователь, хочу вас немного направить: наши предки считали, что это не просто дуб, а Мировое дерево. Вспомните, во что верили древние славяне?

Дети:  В те далёкие времена славяне были язычниками, поклонялись многим богам.

- У них были идолы, которым они молились и приносили жертвы.

Учитель:  Куда уходит вершина дуба? Кто там живёт?

 Дети: Там, на небе живут боги.

 Учитель:   Это Верхний небесный мир. Где корни этого дуба? Это какой мир?

Дети:   Это подземный мир.

Учитель:  Кто там обитает?  

Дети:   Злые духи.

Учитель:   Получается, что в образе дуба отражены народные представления о мире  и Мировое дерево – это дорога, соединяющая собою эти миры.    

Учитель:   А где же дорога, которая ведёт в сказку?

  Дети:  Златая цепь, по которой ходит кот.

Учитель:  Верно, цепь, по которой ходит кот, это как замкнутая круговая дорога. Что же это напоминает?

Дети:   Планеты движутся вокруг Солнца, тоже как по дорожке ходят и ходят.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Учитель:  Златая цепь – это и символ Солнца, главного божества наших предков, и символ волшебной силы, не случайно она золотая, как все волшебные предметы в сказках.

Учитель:   Почему Пушкин отправляет кота то налево, то направо? Оказывается, что направо наш мир, правдивый, а  налево – мир волшебства, мир сказочных духов. Именно поэтому строчка «Там чудеса…» появляется тогда, когда он идёт налево. Ну  почему по цепи ходит именно кот?

Дети:   Кот – умное животное.

- А ещё коты любят ходить, где захотят.

- Я видела, когда заселяют новый дом, в него сначала пускают кота.

- В сказках кот ещё исполняет роль волшебного помощника, например, в сказке «Кот в сапогах» Ш.Перро.

Учитель:  Вы, безусловно, правы. Кот всегда считался не просто умным животным, но и был связан с миром предков. Кот живёт на границе своего и чужого мира, поэтому знает тайны обоих.

2. Чтение и анализ 2 части (7-29строки)

Учитель:   Волшебная сказка всегда изобилует чудесами. Прочитаем 2часть.          

Вопросы после чтения:

Учитель:  Сколько картин нарисовал здесь поэт? Перечитаем по отдельным эпизодам – картинкам.

 Дети перечитывают эту часть по отдельным фрагментам, насчитывают 11 картин.

Учитель:  11 различных картин. Что же связывает их воедино? Может быть, какое-то слово? 

Дети: Всё время повторяется слово «там».  

Учитель:    Слово «там» скрепляет эту мозаику.  Всё, что изображено, происходит «там» - в сказке. А без чего волшебная сказка не бывает?

Дети: В сказке животные разговаривают.

- Там есть волшебные персонажи: Кащей, Баба Яга или кот в сапогах.

- В сказках много чудес.  

Учитель: Сказка – не сказка без чудес. Именно чудесное является основой волшебной сказки. Словами «там чудеса» Пушкин сразу указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота её в чудесном.

 Учитель:  После этого, одна за другой идут сцены из сказок. Каких героев Пушкин рисует первыми? Что вы знаете о лешем, русалке?

Дети: Леший живет в лесу, он завлекает людей в чащу.

- Леший – это как хозяин леса.

- Русалка – наполовину женщина, наполовину – рыба.

Учитель: Получается, что образы лешего и русалки – это фантастические существа, в которых народ верил. И Пушкин предлагает нам проникнуться этой верой. А где поэт пишет о Кащее и  Бабе Яге?

Дети: Почти в конце.

Учитель: Получается, если мы верим в русалку и лешего, почему бы не поверить в Кащея с Бабой Ягой?

- Какая картина в прочитанном фрагменте, на ваш взгляд,  самая необычная, которую и представить-то трудно?

Дети: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей»

Учитель:  Как объясните «неведомые дорожки»?

Дети: Никто не знает, не ведает  про эти дорожки.

- И звери-то по ним ходят удивительные, невиданные.

Учитель:  Уточним значение слова   у золотой рыбки.  (Слайд 19 – неведомые дорожки)

 - Выходит, неведомые дорожки могут быть и звериными тропами. Но вот появляются невиданные звери, и даже не они сами, а лишь их следы. Всё как в сказке (пойди туда…)

 (Слайд 20 – иллюстрация)

Учитель:  Какая картина здесь самая большая и яркая?  Как поэт пишет об этом?

 Дети: Как видение: то ли есть, то ли нет.

Учитель:  Как поняли слово «дол»? А что сообщит рыбка?  (Слайд 21 – дол)

Учитель:   Чтобы ещё больше выделить эту картинку, Пушкин использует несколько

необычных слов, каких? Почему они необычны?

 Дети: Пушкин пишет: о заре, брег, чредой.  (Слайд 22 – архаизмы) 

Учитель: Это старые вышедшие из употребления формы слов. Как вы их объясните?

  (Слайд 22 а, б, в – толкование каждого слова)

 Учитель:  Что вы слышите в звучании  этих строк?  

Дети:  Я слышу плеск волн. (Слайд 23 - аллитерация) 

 -  Как называется такой художественный приём?

Дети: Аллитерация.

Учитель: Движение моря, шум прибоя по песку Пушкин создаёт с помощью аллитерации. (Слайд  23 а)

 (Слайд 24)

Учитель:   Заключительные строчки уводят нас в русскую сказку. Кто её герои?

Дети:  Здесь и образ богатыря, и прекрасной царевны.

Учитель:  Какая картина непосредственно связана с поэмой «Руслан и Людмила»?

Дети: «Колдун несет богатыря».

Учитель:   Чудесное в сказках восходит к 2 началам: добру и злу. Положительный герой выражает светлое начало, полюс добра. В изображении злых, тёмных сил больше сказочного.

- Обратите внимание, как создаёт поэт наводящий ужас образ Бабы Яги?

Дети: «Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой».

Учитель: Яги как бы и нет, а есть связанные с ней образы: ступа, бездушный предмет. (Яга – мертвец, она охраняет проход в тридесятое царство – царство мёртвых, поэтому она и не переносит запаха живого человека.)

- И, наконец, образ Кащея, который чахнет над богатством. Подберите синоним к слову чахнет   (сохнет).

- Кащей застыл, окостенел над своими сокровищами.

3. Анализ 3 части.

Учитель:  Как завершается пролог? Прочтём. На что похожа концовка?

Дети: Пушкин пишет как в сказке.

Учитель:  Пушкин завершает пролог по-сказочному, как бы подчёркивая этим, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и расставаться с ним не желает.

4. Обобщение.

- В чём видел и чувствовал А.С.Пушкин «русский дух» народных сказок?

Дети: В них есть чудеса.

- В русских сказках есть герои добрые и злые.

Учитель:  Сказки, считает поэт, - это целый мир, населённый своими персонажами, живущий по своим волшебным законам. Как показало проведённое исследование, наши предки не отличали сказочного мира от  действительного. Они верили в видения и чудеса, об этом и сочиняли легенды, сказки. В народных сказках ненависть, зло обречены на гибель. Только добро и любовь находятся в центре сказочной красоты, а зло безобразно. Именно это имеет в виду Пушкин, когда пишет о русском духе.

- Стихотворение «У Лукоморья» с секретом. Поэт незаметно ведёт нас, подсказывает дорогу в лукоморье. А там – броди где хочешь: в любом уголке своя история. Ну а в центре кот учёный сидит – уж он-то все чудеса наизусть знает. Тронет осторожно лапой гусли – и отзовётся ему царевна в темнице, леший выглянет из чащи.

(Слайд 24) Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

VIII. Итоги урока

Учитель:  Сегодня мы только начали исследование загадок и тайн пушкинских сказок, впереди у вас – много открытий, а  сделать их поможет сам Александр Сергеевич. Под его лёгким пером народные сказки превратятся в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

     Группа детей читает стихи:

     Читая Пушкина, я вижу

     Картины милой старины,

      И перед взором возникают

      Виденья, сказочные сны.

      Будто я не в 21 веке,

      А в 19 живу,

      И всё как было там когда-то,

      Я вижу как бы наяву.

      Вы подарили нам царевну,

      Что спит спокойно вечным сном,

      И море синее, и пену…

      И рыбку золотую в нём.

      И три девицы пряжу пряли…

      По морю плавал князь Гвидон,

      А поп с Балдою выясняли,

      Кому и как  менять закон…

      Мы с детства знаем сказки эти,

      Они нам дороги всегда.

      Вы нам оставили в наследство

      Любовь друзей и злость врагов,

      И изумительное средство

      Познанья вечного стихов.

  IX. Домашнее задание:

- Выучить наизусть стихотворение.

- Принести на урок сказку А.С.Пушкина и прочитать отрывок из любимой сказки.

  X. Рефлексия

- Сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свой вклад в достижении цели урока. Выскажетесь одним предложением, выбрав любое начало фразы из памятки «Наш урок подошёл к концу».

        НАШ УРОК ПОДОШЁЛ К КОНЦУ

                                  Я ХОЧУ СКАЗАТЬ:                                                                СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

             Для меня  было открытием то, что…                                Я почувствовал (а), что…  

             Моими достижениями на уроке стали…                          Я понял (а), что…

             Что думал (а)?                                                                      Я размышлял (а) над тем, что…

             Что чувствовал (а)?                                                              Мне показалось важным…

             Что меня удивило?                                                               Мне показалось необычным…

             Что, на мой взгляд, удалось?                                                               УРОК:                               

             Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?                           Показался интересным…

                                         ИТАК:                                                                              Показался полезным…

              Что на меня произвело наибольшее впечатление?            Заставил задуматься…

             Что я считаю нужным запомнить?                                      Взволновал…  

                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Разработка урока литературного чтения 1 класс

Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...

разработка урока - литературное чтение 4 класс

кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового  материала.  Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...