Конспект урока по литературному чтению во втором классе: "Зачем поют колыбельные песни"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Куцаева Анна Викторовна

Тема урока: "Зачем поют колыбельные песни".

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).

Деятельностная цель: Учиться формированию умения различать колыбельные песни среди других жанров литературных произведений по их признакам.

Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель урока: Создать условия учащимся для раскрытия особенности жанра колыбельные песни

Задачи урока:

образовательные: Познакомить учащихся с колыбельными песнями, их значением для человека с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству и более прочному усвоению программного материала;

Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

Показать влияние колыбельных на чувства людей.

развивающие: Развивать речь обучающихся;

Развивать знания, умения, навыки.

воспитательные: Воспитывать любовь к чтению и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ;

Формировать умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ; предлагать помощь и сотрудничество.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; способность увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; умение воспринимать на слух художественное произведение;

умение находить книгу в библиотеке по заданной теме, объяснять назначение художественной литературы; умение готовить сообщение по заданной тематике, сочинять свои тексты на основе художественного текста;

личностные: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;

формирование ценностного отношения к товарищам, учителю, всем участникам образовательного процесса;

метапредметные: умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Основные понятия темы: Колыбельная, люлька, зыбка

Межпредметные связи: всеобщая история.

Технологии: ИКТ технологии

проблемное обучение

развивающее обучение.

Ресурсы: УМК,

интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx84.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № 4;  2016-2017 уч.год.

Учитель: Куцаева А. В.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Автор УМК: Школа 2100

Тема урока: "Зачем поют колыбельные песни".

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).

Деятельностная цель: Учиться формированию умения различать колыбельные песни среди других жанров литературных произведений по их признакам.

Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель урока: Создать условия учащимся для раскрытия особенности жанра колыбельные песни

Задачи урока:

образовательные: Познакомить учащихся с колыбельными песнями, их значением для человека с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству и более прочному усвоению программного материала;

Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

Показать влияние колыбельных на чувства людей.

развивающие: Развивать речь обучающихся;

Развивать знания, умения, навыки.

воспитательные: Воспитывать любовь к чтению и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ;

Формировать умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ; предлагать помощь и сотрудничество.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; способность увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; умение воспринимать на слух художественное произведение;

умение находить книгу в библиотеке по заданной теме, объяснять назначение художественной литературы; умение готовить сообщение по заданной тематике, сочинять свои тексты на основе художественного текста;

личностные: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;

формирование ценностного отношения к товарищам, учителю, всем участникам образовательного процесса;

метапредметные: умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Основные понятия темы: Колыбельная, люлька, зыбка

Межпредметные связи: всеобщая история.

Технологии: ИКТ технологии

проблемное обучение

развивающее обучение.

Ресурсы: УМК,

интерактивная доска.

Организационная структура урока

Деятельность

Формируемые универсальные учебные действия

учителя

учащихся

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Садимся правильно, спину держим ровно, проверяем, между партой и телом должен проходить кулачок.

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности.

- самоопределение;

- осмысление;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- установление причинно-следственных связей;

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

- волевая саморегуляция;

Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Сегодня у нас необычный урок. Его тема близка и понятна каждому. Я попрошу вас помочь мне в сообщении темы урока. Для этого нужно внимательно послушать одну музыкальную загадку. Работайте дружно, будьте активны, помогайте товарищам.

Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Постарайтесь представить себе то, о чём услышите. Сделайте глубокий вздох, а затем выдох. Ещё раз вдох, а затем выдох. Постарайтесь почувствовать настроение данного видео и догадаться что это.

(1 слайд)

Слушание колыбельной «Колыбельная медведицы» 

Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Осуществляют взаимопроверку домашнего задания и озвучивают результаты (оценку) этой работы.

- осмысление;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- эмпатия;

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- построение логической цепи рассуждений;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- принятие и сохранение учебной задачи;

Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Какой характер у мелодии? (Спокойный, нежный плавный)

Что же вам удалось увидеть? (Снег, белые медведи, звездное небо, льдинки которые плывут по морю)

Что вы представили? (как я плыву на льдине, смотрю на звездное небо)

Какое настроение создаёт эта мелодия? (спокойный, успокаивающий)

Кто догадался что прозвучало? (Колыбельная)

Слышали ли вы их раньше? Где? Кто их исполняет чаще всего?» (мама, няня, бабушка)

Ребята прослушайте еще раз колыбельную и сделайте рисунок по ней. Нарисуйте то, что вы представляете.

Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще (причина затруднения).

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осмысление;

- построение логической цепи рассуждений;

- подведение под понятие;

- формулирование проблемы;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- целеполагание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Сегодня мы с вами подробно поговорим о колыбельных. Постараемся узнать, зачем их поют.

Что вы знаете о колыбельных? (их поют детям)

Зачем? (чтобы уснули)

Когда поют колыбельные? (когда дети ложатся спать)

Вам в детстве пели колыбельные? (да, нет) Возможно вы этого просто не помните.

(2 слайд)

Существует множество сборников с народными и авторскими произведениями, некоторые из них вы можете увидеть на слайды, еще несколько я принесла из библиотеке, можете пустить книжки по ряду, чтобы все смогли посмотреть.

(демонстрация сборников)

В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий.

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осуществление поиска необходимой информации;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- познавательная инициатива;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Рассказ учителя о колыбельных

В народе колыбельные зовут байками. Это  название произошло от глагола “баять”. Баять и байкать – значит  говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит,   припевая укачивать, усыплять.

Издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу,  было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.

Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках – колыбельках.

(3 слайд)

Как  люлька, так и зыбка подвешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется «очеп». На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света.

(4 слайд)

Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши  хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, напевно.

Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные.   Детишки лучше понимают не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогает малышам  успокоиться.

(5 слайд)

В прапрадедовские времена прежде, чем положить малышу в колыбель, клали в нее кошечку или котика, чтобы они могли передать свою привычку – мирно спать – младенцу. Обряд забыли, а котик остался самым любимым персонажем колыбельных песенок.

(6 слайд)

Колыбельные бывают не только народные. Многие композиторы на основе народных колыбельных песен, написали свои.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; фиксируют (вербально и знаково) и применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности;

- установка на здоровый образ жизни;

- осуществление поиска необходимой информации;

- моделирование;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

- построение понятных для партнёра высказываний;

- умение задавать вопросы;

- контроль действий партнёра;

- использование речи для регуляции своего действия;

- волевая саморегуляция;

- познавательная инициатива;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия;

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Работа с авторским текстом

-Услышав, что мы говорим о колыбельных, к нам пришёл Афанасий.

Откройте учебник на странице 50.

Чтение авторского текста

Вопросы после текста

-Из каких слов песни видно, что это колыбельная? (Баю-бай)

-Что вы узнали о быте норвежской семьи? (В Норвегии холодно, это северная страна; в семье отец занимается изготовление сапог, мать трубит в медный рог, сестра холсты, брат занимается охотой)

-О чём мама просит малыша? (Не улыбайся и слушай, представь как ты засыпаешь в маленьком домике на краю леса в холодной северной стране)

-Подберите синоним к слову «подремать» (поспать, почивать, заснуть)

Послушайте народную колыбельную.

-Какие общие признаки вы увидели в колыбельных? (небольшие по объёму, использование слов с уменьшительно-ласкательным значением (котик, заюшка), часто звучат слова «баю-бай», песня адресована младенцу, нежными чувствами)

Физминутка

Решают несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

- осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами;

- осуществление гражданской идентификации личности;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- доказательство;

- использование общих приемов решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- использование речи для регуляции своего действия;

- контроль действий партнёра;

- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- волевая саморегуляция;

Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха

Работа с текстом до чтения

Работа с текстом во время чтения

Самостоятельное чтение колыбельной «Спи мой мальчик»

Чтение вслух:

1 строфа

-Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать)

«Почиваешь» - находится в покое, засыпать, отдыхать.

-Почему автор выбрал такое слово, говоря о седом соме? (Уважительно о мудром соме, он всеми уважаем)

2 строфа:

-Кто не спит ночью? Почему мальчику не нужно их бояться?

3 строфа:

Как вы понимаете слова «звери лёгкие на роздых»? (Легко и быстро засыпают)

Работа с текстом после чтения

-Какие чувства нужно передать при чтении? (Любви, нежности, покоя, готовности защитить)

Применяют новый способ для самостоятельного выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типовых заданий; отрабатывают операции, в которых допущены ошибки.

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- осуществление гражданской идентификации личности;

- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

- доказательство;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- использование общих приемов решения задач;

- моделирование;

- установление причинно-следственных связей;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- построение понятных для партнёра высказываний;

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

Этап урока: Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса

А давайте теперь посмотрим, современный мультфильм «Смешарики».

Что узнал ежик?

Какую роль здесь играет колыбельная?

Кто пел колыбельную ежику?

Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня; выявляют и фиксируют границы применимости нового знания.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека;

- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

- структурирование знания;

- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания

Что мы узнали сегодня на уроке? (что такое колыбельная песня, какие виды колыбельных песен существуют)

Как вы думаете, как ты сегодня работал на уроке?

Домашнее задание – резерв. Прочитать колыбельную на стр. 52 учебника и сравнить её с колыбельной. В Брюсова по желанию выполнить иллюстрацию к колыбельной

Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- самооценка на основе критериев успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия;

- формулирование проблемы;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции);

- контроль действий партнёра;

- осознание качества усвоения;

- определение уровня усвоения;

- адекватное восприятие оценки учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Колыбельные песни»

Данный урок представляет собой презентацию коллективного проекта "Колыбельные песни"....

конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме "Песня бездомных собак Б.Заходер"

Конспект урока по теме  "Песня   бездомных собак Б.Заходер" по литературному чтению по УМК"Региональный"....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни...

Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе Тема: Н. Носов «Затейники».

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классеТема: Н. Носов «Затейники»....