Главные вкладки

    Мастер-класс на районном семинаре учителей начальных классов по теме «Развитие креативных способностей младшего школьника»
    план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

    Юлтаева Райля Рашитовна

    Литературное чтение 3 класс. Басни И. А. Крылова. Обобщение.

     

         Цель  урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Мастер -класс по литературе223.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс  Юлтаевой Райли Рашитовны на районном семинаре учителей начальных классов по теме «Развитие креативных способностей младшего школьника»  
    Литературное чтение 3 класс. Басни И. А. Крылова. Обобщение.

    1. Цель  урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях;

    Задачи:

    - обучающие  обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знание биографии И. А. Крылова;

    - развивающие  развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

    - воспитательные воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

          Тип урока  обобщение.

          Необходимое  оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс, раздаточный

          материал, презентация, проектор, экран.

    Структура и ход  урока

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.  (Слайд 2)

             Кто не слыхал его живого слова,
            Кто в жизни с ним не встретился своей?
            Бессмертные творения Крылова
            Мы с каждым годом любим всё сильней.
            Со школьной парты с ними мы сживались,
            В те дни букварь постигшие едва,
            И в памяти навеки оставались
            Крылатые крыловские слова.

                                                      М. Исаковский                                                                                                                                                                                                                                          - О ком эти замечательные строки?

             Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

    1. Вступительное слово учителя.

             Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича   Крылова.     А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет.  Он написал около 200 басен.

            Свою литературную деятельность  Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым  они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа налево (задом наперёд), сразу все поймёте.  (Слайд 3)krilov

    В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. (Слайд 4)

                         

        Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой.

    - А в чём эта сила? (Слайд 5)

    Задачи. Вспомнить определение басни, жанровую особенность (мораль).

    Ожидаемый результат. Подготовка к восприятию и работе с басней.

    «Доска объявлений»

    – Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

    Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

    - Сегодня на уроке мы продолжаем изучать басни. Поговорим об особенностях их языка, средствах выразительности. Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.)

    – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Подготовьте рассказ о нём.

    (Каждой команде выдается набор карточек, которые они должны прикрепить на свой планшет. Оценивается правильность и скорость выполнения задания)

    - Как называют слова басни, содержащие в себе поучительный вывод? (Мораль.)

    - Какие мысли выражает мораль? Для чего она нужна? (Мораль учит нас, что надо делать и чего не надо, как нужно себя вести, а как не стоит.)

    2. Литературная викторина  «Знатоки басен»  

    (Учебная ситуация. «Поклей-ка». Работа в группах.)

    - Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.

    Для этого делимся на группы.

    - У каждой группы конверт. Откройте его, достаньте листы, прочитайте, что на них написано.

    На листках у вас отрывок из басни, по которому вы должны вспомнить название басни, подобрать к ней мораль и пословицу.

    1 группа – «Лебедь, Рак и Щука»

    2 группа – «Мартышка и Очки»

    3 группа – «Зеркало и Обезьяна»

    4 группа – «Ворона и Лисица»

    (Каждая группа защищает свою работу)

    Отрывки из басен И.Крылова и пословицы

    А) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

    На ель Ворона взгромоздясь,

    Позавтракать было совсем уж собралась,

    Да призадумалась, а сыр во рту держала.

    На ту беду Лиса близехонько бежала;

    Вдруг сырный дух Лису остановил:

    Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

    Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

    И говорит так сладко, чуть дыша:

    "Голубушка, как хороша!

    Пословицы и поговорки.

    1. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

    2. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

    3. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

    4. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

    5. Не трудясь, не найдешь счастья; не посеяв, не соберешь жатвы.

    6. Обещал - сделай, дал слово - выполни.

    7. Нечем  хвалиться, коли все из рук валится.

    8. Поспешишь — людей насмешишь.

    9. С умом задумано, да без ума сделано.

    10. Рот на распашку, язык на плечо.

    Б) А ведь, признайся, есть

    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

    Я даже их могу по пальцам перечесть".

    "Чем кумушек считать трудиться,

    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

    Ей Мишка отвечал.

    Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

    Таких примеров много в мире:

    Не любит узнавать никто себя в сатире.

    Я даже видел то вчера:

    Что Климыч на руку нечист, все это знают;

    Про взятки Климычу читают,

    А он украдкою кивает на Петра.

    Пословицы;

    Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

    Один ум - хорошо, а два - лучше.

    Других не суди, на себя погляди.

    На языке медок, под языком ледок

    Ворона и за море летала, а умна не стала.

    Однажды Лебедь, Рак да Щука

    Везти с поклажей воз взялись,

    И вместе трое все в него впряглись;

    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

    Поклажа бы для них казалась и легка:

    Да Лебедь рвется в облака,

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

    Да только воз и ныне там.

    Кто в лес кто по дрова.
    Ученье - свет, а не учёные- тьма.
    Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
    Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй-
    Не рой яму другому – сам в нее попадешь.-
    «Никто за язык не тянет»

    Г)Мартышка к старости слаба глазами стала;

    А у людей она слыхала,

    Что это зло еще не так большой руки:

    Лишь стоит завести Очки,

    Очков с полдюжины себе она достала;

    Вертит Очками так и сяк:

    То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

    То их понюхает, то их полижет;

    Очки не действуют никак.

    "Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

    Кто слушает людских всех врак:

    Всё про Очки лишь мне налгали;

    А проку на волос нет в них".

    Мартышка тут с досады и с печали

    О камень так хватила их,

    Что только брызги засверкали.

    Кто в лес кто по дрова.
    Ученье - свет, а не учёные- тьма.
    Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
    Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй-
    Не рой яму другому – сам в нее попадешь.-
    «Никто за язык не тянет»

    3. «Крылатые выражения»  

    - Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи.

    Вы должны отгадать, из какой басни то или иное выражение:  

    1. «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»  («Слон и Моська»))

    2. «А вы, друзья, как ни садитесь,
         Всё в музыканты не годитесь»  
    («Квартет») 

    3. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак и Щука»)  

    4. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица»)  

    5. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и Петух»)  

      4.   «Продолжи отрывок из басни»  

    * На ту беду Лиса близёхонько бежала;

       Вдруг … (сырный дух Лису остановил).

    * Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

        Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).

    *  Мартышка тут с досады и печали

        О камень … (так хватила их,

        Что только брызги засверкали).

    *  Всё прошло: с зимой холодной

        Нужда, голод настает;

        Стрекоза … (уж не поёт).

    *  Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

        Увидевши слона … (ну на него метаться).

    *  Однажды Лебедь, Рак и Щука …

        (Везти с поклажей воз взялись…)

    5. (Технология развития критического мышления.      Художественная форма письменной рефлексии. «Синквейн».                                                                            

     Работа в парах. )

         «Сочини синквейн».

    Работа в парах.

      - Сочините синквейн на любого героя из басен И. А Крылова.

    V.  Итог урока.  

        - Интересно было читать басни И.А. Крылова?

         - Нужна басня сегодня?

         - Чему вас научили басни И. А. Крылова?  

    VI.  Домашнее задание.   

    - выразительное чтение басни наизусть (по выбору);

    - нарисовать иллюстрацию к басне +.

    – Это домашнее задание, которое может быть реализовано в нескольких вариантах:

    Вариант1. Каждая команда готовит сценку по одной из басен.

    Вариант 2. Каждая команда готовит сценку по одной из басен, допуская несколько ошибок. Задача другой команды найти эти ошибки.

    Вариант 3. Показать шараду, в которой зашифровано название одной из басен.

    Сочинить басню, центон или написать письмо от лица одного из героев басни.

                    

    Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    Срочно сниму тёплую квартирку до весны.

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    Похвалю любого, кто похвалит меня.

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель.

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни

    г. Крылово ул.Басни


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

    АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

    Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

    Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

    Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...

    ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

    Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

    Мастер-класс по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка".

    В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка....