Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бусарова Полина Петровна

Русская народная сказка " Петух и собака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Русская народная сказка «Петух и собака»

Класс: 1

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.

Ход урока

1.  Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Речевая разминка

  •  Прочитайте текст.

Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

  •  Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
  •  Прочитайте скороговорку медленно.
  • Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.
  •  Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.
  •  Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
  •  Прочитайте быстро, еще быстрее.
  •  Кто может прочитать один?

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока

  •  Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)
  •  Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.

4. Работа по теме урока

  •  Отгадайте загадки.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака.)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный. (Петух.)

  •  Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
  •  Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
  •  Прочитайте название произведения.
  •  Кто его автор? (Автора нет.)
  •  Почему нет автора? (Это народная сказка.)

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)

  •  Какое впечатление произвела на вас сказка?

5. Физкультминутка

Мартышки

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

 И друг другу даже

 Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состройм.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

6. Продолжение работы по теме урока

  •  С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...)

Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

  •  Подумайте, какие зачины вы еще знаете? некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
  •  Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
  •  Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
  •  Где они решили заночевать?
  •  Что случилось утром?
  •  Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
  •  Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.

(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться...».)

  •  Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
  •  Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.
  •  Не имей сто рублей, а имей сто друзей. петуху.У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
  •  Не рой другому яму — сам в нее упадешь. лисе.Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
  •  Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
  •  Назовите ее героев.
  •  Восстановите последовательность событий.

(Несколько учеников рассказывают сказку.)

7. Рефлексия

 Все ли вам на уроке было понятно?

Что нового вы узнали? Что хорошо получается?

В чем возникли  трудности на уроке?

Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...