Урок чтения в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII по теме: Н. Сладков "Эхо"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ситникова Нина Игоревна

Урок разработан и проведен в классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Дети отрабатывали технику чтения, навыки чтения по ролям и в хором в подгруппе, интонационные различия персонажей произведения. Познакомились с краткими сведениями из биографии Н. Сладкова. Актуализировали знания о признаках поздней осени, расширили свои представления об окружающем мире - познакомились с таким акстическим эффектом, как "эхо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

I триместр  Чтение  Урок №32

Дата

Тема: Эхо. Н. Сладков.

Цель: закрепление техники чтения.

Задачи: Образовательные: знакомство с новым произведением, учить определять жанр произведения, формировать навык слитного чтения слов, закрепление умения следить по тексту, учить анализировать прослушанный текст,  отвечать на вопросы по тексту, соотносить иллюстрацию и содержание текста, актуализировать и закреплять знания о признаках поздней осени.

Воспитательные: воспитывать усидчивость и упорство, уважительное отношение к одноклассникам.

Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать внимание, наблюдательность,  память, расширять активный и пассивный словарный запас.

Оборудование и материалы: классный журнал, учебные пособия, аксессуары для работы на школьной доске, набор карточек «жанры детской литературы», карточки для артикуляционной гимнастики (волна, сосна, игла, стрела), слоги для артикуляционной гимнастики «на», «ла», мультфильм «Сказка о старом эхо» (фрагмент), карточки со словами со сложной слоговой структурой, иллюстрации осенних пейзажей, изображение грибов, в том числе и боровика, портрет Н.И. Сладкова. Запись шума дождя в лесу. Список трудных для чтения слов.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Установление рабочей обстановки в классе. Осмотритесь по сторонам, сегодня в нашем классе есть гости – это учителя, завуч, директор школы. Сегодня мы покажем им, как работаем на уроках чтения.

А сейчас начнем…

Мы без дела не сидим - пальцем водим и следим.

Кто прочтет до точки, не пропустив не строчки?

  1. Артикуляционная гимнастика.

Начинаем урок с разминки, настраиваем голос, четкость произношения.

Чтение по сигнальным карточкам:

                                отрывисто, напевно, увеличивая громкость, увеличивая темп.

На-на-на – волна.

На-на-на – сосна.

Ла-ла-ла – игла.

Ла-ла-ла – стрела.

  1. Проверка домашнего задания:

- На доске расположены изображения различных грибов. Учитель спрашивает мнение учащихся о том, зачем на доске эти изображения? Затем учитель просит слабого учащегося назвать  и выбрать среди всех грибов «боровик».

- Выразительное  чтение стихотворения «Боровик» Александра Андреевича Прокофьева,  стр. 50 – на оценку.

  1. Определение темы урока учащимися.

Для того, чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, давайте послушаем рассуждения папы лиса из одного детского мультфильма. Фрагмент мультфильма «Сказка о старом эхо» время звучания с 2.15 до 2.40.

Постарайтесь сами объяснить, что такое «эхо»? (Эхо- отражение звуков от разных предметов, когда то слово, которое мы произнесли, снова услышим, но не полностью, а только его окончание).

Повторяет каждый звук:

Слово, шорох, звон и стук,

Ты кричишь – оно кричит,

Ни за что не промолчит. (Владимир Гайдук)

Учитель открывает на магнитной доске тему урока: «охэ» Николай Иванович Сладков.

Предлагает учащимся поменять местами буквы, чтобы получилось слово.

  1. Основная часть.

I этап

Знакомство с автором.

Николай Сладков был настоящим исследователем природы. Он понял, что «загадки в лесу - на каждом шагу». Идя в лес, он всегда брал с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений. 

Как вы думаете, о чем писал в своих произведениях Николай Сладков? (о природе, о растениях, о животных)

Итак, отправляемся на прогулку по осеннему лесу. Закройте глаза, помните, что в лесу мы с вами гости, нем нельзя шуметь, нам нельзя мешать жизни лесных обитателей, тем более, что в лес мы попали не в самую лучшую погоду. Это осенний дождь.

Звучит шум дождя, дети сидят с закрытыми глазами, учитель вешает на доске осенние пейзажи: сентябрь, октябрь, ноябрь. На наборном полотне – карточки с указанием жанров детской литературы.

Учитель приглушает шум дождя, но не выключает запись полностью. Учащиеся открывают глаза.

Первичное знакомство с текстом (чтение учителем 1-2 раза).

Учебник стр. 50-51.

II этап

Анализ текста и ответы на вопросы по прочитанному:

- Определите жанр произведения по опорным карточкам (стихотворение, загадка, рассказ, сказка).

- Как определили (по каким признакам?).

- Обсудим содержание текста. Так что же случилось в лесу?

- По каким признакам вы догадались, что это осень?

- Рассмотрите  иллюстрации осенних пейзажей на доске. Какой из них больше всего подходит к данному произведению? Почему?

Физминутка № 20 (из картотеки класса)

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на пояс)

Капля два. (прыжок)

Очень медленно сперва. (4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли,

(руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.

(руки полукругом над головой)

III этап

Подготовка к чтению текста учащимися. Разбор трудных слов.

Перед чтением прочитаем сложные слова (открыть «занавесь» над магнитной доской):

От-клик-нет-ся - откликнется

Гал-де-ли – галдели (определить смысл слова)

По-де-ва-лись – подевались

За-ко-па-лись – закопались

Подготовка к чтению по ролям.

Скажите, сколько «голосов» звучит в произведении? (Автор и Эхо)

Какие слова лучше читать одному человеку, а какие – хором? (автор – один, эхо – хором)

Какие слова следует читать громче, а какие тише? (автор – громче, эхо – тише, с понижением голоса)

Чтение текста учащимися:

- Хором в подгруппах по 2-3 человека, под руководством учителя учащиеся выполняют роль эхо, учитель роль автора.

- По ролям: 1 учащийся – автор, подгруппа – эхо.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Оценивание работы учащихся на уроке и выставление отметок.

  1. Итог. Обобщающие вопросы по теме:

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что такое эхо?

Где можно его услышать?

Что произошло в лесу поздней осенью?

Кто автор этого произведения?

Какова тематика произведений  Н. Сладкова?

  1. Разбор и запись домашнего задания.

Стр. 50-51

  1. Гимнастика для глаз.

Посмотри: потолок – окно – пол – дверь.

Поморгай – помигай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"

Урок письма и развития речи  во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...

Календаорно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Учебно- тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням. 1 уровень(для учащихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме програм...

Методическая разработка по чтению в 1 классе специальной коррекционной школе VIII вида. Тема: "Звук и буква М"

Методическая разработка по чтению в 1 классе специальной коррекционной школе VIII вида. Тема: "Звук и буква М"...

Методическая разработка по математике во 2 классе специальной коррекционной школе VIII вида Тема: "Сложение двузначного числа с однозначным числом"

Методическая разработка по математике во 2 классе специальной коррекционной школе VIII вида Тема: "Сложение двузначного числа с однозначным числом"...

Конспект урока математики в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Деление по содержанию. Решение задач.

Тема урока: Деление по содержанию. Решение задач.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: познакомить с новым видом деления: по содержанию, закрепить умения выполнять арифме...

Методическая разработка по математике во 2 классе специальной коррекционной школе VIII вида Тема: "Сложение двузначного числа с однозначным числом"

Методическая разработка по математике во 2 классе специальной коррекционной школе VIII вида Тема: "Сложение двузначного числа с однозначным числом"...