Урок литературного чтения "С.А. Есенин «Бабушкины сказки»".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Насонова Ирина Анатольевна

Тип урока: урок изучения нового материала.

                  Цель  урока:

Формирование читательской компептенции обучающихся посредством

чтения и анализа  произведения С.А. Есенина «Бабушкины сказки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

                  Тип урока: урок изучения нового материала.

                  Цель  урока:

Формирование читательской компептенции обучающихся посредством

чтения и анализа  произведения С.А. Есенина «Бабушкины сказки».

Предметные результаты: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные результаты: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению.

Ход урока

1. Организационный момент.

 -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. Послушайте стихотворение и вы узнаете, какого поэта. (Слайд)

2. Актуализация знаний.

В этом имени — слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты...

Только скажут —

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты...

«Какой чистый и какой русский поэт» - так писали о нем. Посмотрите на портрет Есенина. Всмотритесь в это лицо. Что вы можете о нем сказать?

Есенин – поэт Руси. Он взял у природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озер и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт.

- Итак, с произведением какого поэта будем работать?

- Что вы знаете об этом русском поэте?

3.  Изучение нового материала.

 (Слайд) Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино.

Красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы

(Слайд) Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).

Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.

- Как вы думаете, кому Есенин мог посвятить одно из своих стихотворений? (бабушке)

-А что любил слушать маленький Есенин? (сказки)

- Итак, сформулируйте полностью тему. («Бабушкины сказки»)

- Знаю тему, поставьте цель. (познакомиться со стихотворением С.А. Есенина «Бабушкины сказки»)

Прослушивание аудиозаписи стихотворения:
- Во время прослушивания, вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении артиста С. Безрукова.

-Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

-Какие картины вы представили?

- Откройте учебники на странице 72 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

-Что вы видите?

-Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

-Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

Первичное чтение:

- Прочитаем стихотворение вместе. Я читаю, а вы подчеркиваете непонятные вам слова.

-Уточним значения некоторых слов:

по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором

разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной

бредём – синоним – шагаем

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

опостылели – надоели

салазки – маленькие деревянные ручные санки

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

- Все эти слова разговорного стиля речи. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта.

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

- Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка.

Вторичное чтение (самостоятельное, с учебной задачей)

- От чьего лица ведется повествование? (от лица автора-ребенка)

- В каком темпе нужно читать это стихотворение? (неторопливо, спокойно)

- Помните, что нужно обращать внимание на знаки препинания.

- Прочитайте первые 4 строчки про себя и подумайте, что дети чувствовали, когда возвращались домой?

- Какое чувство передадим при чтении? (чувство усталости)

- Прочитаем.

- Прочитайте про себя следующие 4 строчки.

- Какие чувства детей автор передает? (ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой)

- Прочитаем, передав эти чувства.

- Как будем читать следующее четверостишие?

- Прочитаем тихо, затаив дыхание.

- Перечитайте последние 8 строк.

- Какие чувства детей описал здесь автор? (детям не хочется, чтобы бабушка останавливалсь)

- В этой части два вопросительных предложения.

- Найдите первое. Прочитаем его.

- Прочитаем второе предложение.

- Ещё раз вспомним, как мы должны читать это стихотворение.

- Ребята, а что хотел передать поэт через стихотворение «Бабушкины сказки»? Удалось ему это?

- А теперь выразительно прочтите стихотворение своему соседу так, чтобы передать чувства поэта.

4. Закрепление изученного материала.

- О чем же это стихотворение?

О тёплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой.

Посмотрите на иллюстрацию. Какие строки относятся к иллюстрации? Прочитайте их. (Выразительное чтение стихотворения по желанию 1ученик).

- Как поэт говорит о своём детстве? (С любовью).

- Подтвердите словами из текста.

- Что ему запомнилось? (Бабушкины сказки).

- Сравните стихотворение «Детство» И.Сурикова и «Бабушкины сказки» С. Есенина

- Чем же похожи? (О детях, зимних развлечениях, сказках бабушек).

- Чем различаются? (Разные названия, разные авторы, разное детство, разные сказки: «Иван царевич», «Жар-птица»).

5. Рефлексия

- С каким произведением С. Есенина мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, почему дети так любили слушать бабушкины сказки?

- Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке.

Дом. задание: стих. наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Урок литературного чтения в 4 классе "С.А. Есенин. Бабушкины сказки"

Урок литературного чтения в 4 классе "С.А.Есенин. Бабушкины сказки". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Коснпект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Бабушкины сказки" 3 класс

Коснпект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин Бабушкины сказки 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса на тему "Передача чувств в стихотворении С. Есенина "Бабушкины сказки"

Тема урока "Передача чувств в стихотворении С. Есенина "Бабушкины сказки"Цели: познакомить со стихотворением С. Есенина "Бабушкины сказки", пополнятьбиографические знания о по...