О детях и их родителях
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Разработка урока по чтению 1 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ (стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно» и

Э. Мошковской «Трудный путь»).

Тип урока: Открытия новых знаний

Цели:

– формируем сознательное, правильное чтение;

– формируем умение разъяснять заглавие текста;

-  формирование умения оценивать поступки людей;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения.

Цели педагогической деятельности: создать условия для развития читательских навыков, умения формулировать своё отношение к прочитанному; способствовать воспитанию любви и уважения к родным, заботы к младшим.

Предметные результаты: обучающиеся научатся: выразительно, осмысленно читать стихотворения; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; обучающиеся получат возможность научиться: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; создавать иллюстрации по содержанию произведений; анализировать стихотворения.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД: общеучебные – находить ответы на вопросы в тексте произведений; логические – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя с художественными произведениями; приводят доказательства.

Коммуникативные УУД: умеют формулировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Литературное чтение.1 класс. «Капельки солнца», презентация

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

- Урок чтения

Словно приключение!

С книгою в космосе ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь.

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда.

-А вы урок чтения любите?

-Да!

1. Введение в урок.    Слайд 3.

2. Психологический настрой.   Слайд 4

3. Подготовка  к чтению.

- Прочтите и объясните пословицу: Чтение  без  умения – не польза, а  вред.

- Упражнение для  дикции:

У одуванчиков белых- взлеталка (сдуть пух с ладони).

У ветра- задувалка (глубокий вдох-выдох).

У носа- сопелка (тихо шмыгать носом).

У каблучков- стучалка(цокать языком).

У ёжиков- пыхтелка(пыхтеть шёпотом).

У Маши –пищалка(пищать тонко и быстро).

У кошки- мурчалка (мур-мяу протяжно).

У змеи- шипелка (шипеть на звук Ш).

У мотоцикла- рычалка (рычать на звук Р).

А у рыбки- молчалка(пальчик приложить к губам).

 -Речевая разминка .Слайд 6.

4. Повторение пройденного материала.

          К сегодняшнему уроку я  попробовала для вас написать стихотворное пожелание. Слайд 7

Хочу, дорогие читатели, чтобы вы

Время потратили недаром за чтением.

-  Скажите, получилось ли у меня? Почему?  Попробуйте исправить мои ошибки и « собрать» стихотворные строки.

Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,

Недаром за чтением время потратили.

                           

- А как вы понимаете эти слова? ( Чтение всегда должно приносить пользу) Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили об этом.

- Скажите, а легко ли сочинять стихи?

- Написание  стихов – трудная работа. Почему же люди создали такой странный способ выражения мыслей, ведь стихами никто не разговаривает? ( Стихи по-особому выражают чувства людей, их настроение)

   - А сейчас, я хочу предложить вам рифму. Попробуйте  воссоздать по ней стихотворение.  Слайд 8

                                   …    избушка,

                                    ...    Петрушка.

                                   

Стихи по- особому выражают чувства, настроение человека. Некоторые стихи нужно читать очень вдумчиво, чтобы понять, что хотел нам сказать автор. И новая страна, по которой мы путешествуем, откроет нам свои тайны.

ТЕСТ  Работа в группах. Слайд 9-13

1)По какой стране мы начали путешествие?

А)вообразилия

Б) поэзия

В) мудрых уроков

2)Как называют человека, который пишет стихи?

А) поэт

Д) писатель

М) драматург

3)Созвучие концов стихотворных строк это:

К) ритм

Н) повтор

Р) рифма

4)Особая форма записи стихотворных строк.

С) столбик

Т) строфа

Ф) ряд

5)Литературная игра, в ходе которой сочиняют стихи, по заданным рифмам.

М) найди пару

Н) эрудит

О) буриме

Итак, какое слово  у вас получилось?  Слайд 14.

- Кто такая Агния Львовна Барто?

Расскажите, что  вы о ней знаете.  Слайд 15 – 18

 - Давайте сыграем в игру «Занудия» Слайд 19-22.

- Вспомните, какой раздел мы изучаем на уроке литературного чтения?  (Наш дом)                                                                                                                                                                                   - О чем вы читали в этом разделе? (О дворе, о семье)

– Сегодня мы продолжим  работу с произведениями этой главы.                                                - Хотите узнать,  чьи тексты мы будем читать сегодня на уроке?   Слайд 24                                                                                                                                                             

–  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать? (О маме, о работе мамы по дому…)                                        

5. Работа с серией картинок (с. 86).

– А теперь давайте прочитаем, как помогал своей маме Вова Колесников.

Рис. 1.

– Как вы думаете, обрадовалась ли мама тому, что сделал Вова?

– Почему для мамы это было приятно?

– Можно ли назвать это помощью? Почему?

Рис. 2.

– Катюша тоже решила рассказать мальчикам, как она помогала маме. Прочитаем.

– Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме?  Слайд 26

 (Нет, не уверены)                       Слайд 27                                                                                          

   – Кто поможет нам разобраться в этом? (книга)                                                                                         – Какую цель мы ставим сегодня на уроке? (Разобраться в том, что мы действительно помогаем маме..)                                                                                    

– Значит тема нашего урока…    (О детях и их родителях) Слайд 28

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

 Ι.  А. Барто «Разлука».  

– Откройте учебники на с. 87.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сегодня мы будем читать стихотворение Агнии Барто с грустным названием «Разлука».

– Как вы понимаете это слово? Слайд 30-31

– Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому стихотворению (с. 87). Кто станет героем стихотворения?

– Что можно рассказать об этом мальчике? ( Он грустный)

-Прочтём слова  Слайд 32

2. Работа с текстом во время чтения.  Слушание  А.Л. Барто  Слайд 33

Чтение стихотворения детьми про себя. Как вы понимаете название стихотворения?

Для вас это слово  веселое или грустное? Сочувствуете ли вы мальчику?

Почему? Прочитайте стихотворение выразительно.

У вас получится, если  вы представите себя на месте мальчика.

– Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке)

– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)

– Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует)

– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

– Действительно ли всё это он делает для мамы? ((Нет, все это нужно ему самому)

– Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение: каким тоном, в каком темпе, громко или тихо?

Обратите внимание на знаки препинания в данном стихотворении.

Выразительное чтение детей (2 чел.).

– Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке?

3. Работа с текстом после чтения.

– А что каждый из вас может сделать для своей мамы?

Ответы детей.

Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».

- Физминутка  Слайд 34

 ΙΙ. Г. Граубин «Окно».  Слайд 35

1. Работа с текстом до чтения.

– Для подготовки чтения мы выполним задание. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.) Слайд 36

–  А из чего она состоит?

– Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.)

– Прочитайте про себя.

– Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание?

– Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение учителя (книги у детей закрыты).

Вопросы по содержанию:

– Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.)

– Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»?

– Когда встала мама, чтобы вымыть окно? ( «Поднялась чуть свет»)

– Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?

(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)

– Откуда взялась «пара детских рук»?

– Почему маминым рукам «не осталось места»?

– Сколько детей помогали маме мыть окно?

– Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?

 Подготовка к выразительному чтению.

– Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)

– Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)

– Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?

– Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)

Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза).

3. Работа с текстом после чтения.

– Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) Дети, как правило, замечают только это. Тогда учитель помогает:

– Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки. Какие они?

Ответы детей.

– Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.)

– Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)

– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».

 ΙΙΙ.  А. Барто «Одиночество».  

1. Работа с текстом до чтения.

– Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»?

Предположения детей.

– Что такое одиночество?

- А вот ка сама А.Л. Барто объясняет смысл слова одиночество. Слайд 37

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты).

 Беседа по содержанию:

– Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома?

– Что чувствовал мальчик?

– Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик?

– На кого больше обижен мальчик? (На папу.)

– Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож... на кого? (На папу.)

– Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.)

– Чем собирается заниматься мальчик в лесу?

– Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.)

– Что же он хочет сделать?

– Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой?

– Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.)

– Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла?

Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением.

1-я строфа:

– Как нужно прочитать эту строфу? Почему? (Решительно.)

2-я строфа:

– Читать очень решительно. Мальчик уверен, что сможет жить один.

3-я строфа:

– Мальчик как бы подражает отцу, гордится, что похож на папу, уверен, что справится. Интонация убеждённости: я справлюсь!

4-я строфа:

– 1–2-я строчки – уверенно.

– 3–4-я строчки – с сомнением.

5-я строфа:

– Задумчиво, грустно.

6-я строфа:

– Радостно: он принял решение!

7-я строфа:

– Весело, уверенно.

8-я строфа:

– Радостно.

На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств.

– В каком темпе мы будем читать?

Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро.

– Любит ли мальчик одиночество? (Нет.)

– В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве?

(В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.)

– А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок?

– Значит, плохо всем?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

 ΙV. Э. Мошковская «Трудный путь».  

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название следующего стихотворения.

– Можно ли по названию предположить, о чём будет текст?

– А о чём нам рассказывают иллюстрации? Что же это за трудный путь? Давайте прочитаем.

2. Работа с текстом во время чтения.

Читает стихотворение учитель, дети следят по учебнику.

Беседа по ходу чтения.

– В какой трудный путь отправился мальчик?

– Куда ведёт этот путь?

– Ждёт ли мама нашего героя?

– Как вы думаете, что чувствует мама?

– Сколько шагов нужно сделать, чтобы дойти до мамы? (Всего десять.)

– Почему же тогда эти 10 шагов – такие трудные для мальчика? (Тяжело пересилить себя и попросить прощение.)

– Что хочет сказать мальчик маме?

3. Работа с текстом после чтения.

– Что чувствует мальчик, как вы думаете?

– Почему Эмма Мошковская пишет, что подойти к маме нужно тихо и попросить прощение тоже тихо?

– Давайте ещё раз посмотрим на рисунки к стихотворению (с. 93). Как они передают состояние мальчика?

– Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

 Упражнение в чтении стихотворения вслух (2 раза).

– Кому из ребят удалось передать настроение мальчика? Почему?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?  

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

1. Познавательная   рефлексия    

- Вернемся к иллюстрациям на стр.86. Кто из ребят сделал маме приятное, помог ей? (Катя) Почему?  Слайд  38

– Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями?

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты?

2. Оценивание учебных успехов.  

-Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

 -Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.

-Отметить учеников, которые помогли сформулировать цель урока и обозначить тему.

3. Самооценка.  Слайд 39

– Оцените свою работу с помощью листьев. Еще раз вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. (Ответы детей) (Разобраться в том, что мы действительно помогаем маме)

-Если вы усвоили то, о чем мы говорили сегодня на уроке, принимали активное участие в обсуждении,  то приклейте зеленый лист. Если вы усвоили, но вам было  трудно самим понять, то приклейте желтый лист. Если вам было непонятно то, о чем мы  говорили, приклейте красный цвет.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Рекомендации детям и их родителям.

Памятка для родительского собрания....

Как развивать внимание у детей? Памятка для родителей

Памятка раздаётся родителям после родительского собрания на данную тему....

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Урок литературного чтения в 1 классе.

Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" в 1 классе. Изучаемые на уроке призведения- стихотворения А. Барто «Разлука»,«Одиночество», Г. Граубина «Окн...

Совместные логопедические занятия детей с их родителями.

Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить родителей слышать своих детей, замеч...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....