Урок-рефлексия. Проверочная работа «Средства создания художественного образа в рассказе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ткалич Кристина Дмитриевна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_mar.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

 Литературное чтение

                                                                                                                                     Выполнила студент(ка): 43 гр.  

                                                                                                                                     Ткалич К.Д.

                                                                                                                                     Проверил:

                                                                     Отметка:

                                                                             Дата: 08.03.17

                                                                                               Челябинск 2017

Класс: 3 «А»

Кабинет: 101

  Тема: «Урок-рефлексия. Проверочная работа «Средства создания художественного  образа в рассказе»

Цель:  Вспомнят  рассказы стихи из раздела « Рассказы о всякой живности»

 Планируемые результаты:

-личностные: воспитать  доброе и бережное отношения к природе, животному миру

-предметные: Выражать собственное мнение о прочитанном и пройденном

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку.

Я желаю вам удачи !

осуществлять самоконтроль;

-положительная мотивация к учебной деятельности;

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

Ребята, вот и подходит к концу наш раздел « Рассказы о всякой живности»

Сегодня на уроке мы будем вспоминать стихи, рассказы и авторов из этого раздела.

О чем мы разговаривали?

Правильно, о братьях наших меньших.

Скажите, что вы узнали нового?

Ребята, скажите, как и зачем описывают разные авторы разных животных?

-уметь слышать и понимать речь других;

Вспоминать прошлые уроки литературного чтения.

 

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич: ответ на вопрос, Чтение в парах, про себя.

Слово об авторе.

Вспомните, что мы изучали в этом разделе?

 Наш раздел начинался со стихотворения « жуки», а помните кто написал его?

В.Д. Берестов.

Что вы помните об этом писателе?

Посмотрите на экран, давайте повторим и прочитаем слово об авторе.

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.

В 1944 году Валентин Берестов с рекомендательными письмами от А. Ахматовой приезжает в Москву. Оканчивает десятилетку в Интернате для одаренных детей в Горках Ленинских (Московская область). А в выходные навещает семью в Калуге. Валентин Берестов окончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.

Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.

Член СП СССР. Подписал письмо в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского (1966).

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г.)

Валентину Берестову благодарны многие поэты и писатели поколения 1940-1960-х (детские и взрослые), с которыми он дружил и которых опекал.

Похоронен на Хованском кладбище.

Ребята, а как автор описывает жука в совеем стихотворении?

Что он хотел выразить в этом стихотворении?

Ребята, что мы еще изучали?

Стихотворение « Кузнечик», вспомните, кто его написал? Да, вы правы, его написал М.В. Ломоносов.

Посмотрите на экран, давай вспомним об этом писателе(слайд)

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов ([19] ноября 1711[8], деревня Мишанинская[4] (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований[9][10][11]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[12]; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера[13][14][15].
Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека»

Хорошо, скажите, а какие чувства испытывает автор к кузнечику?

Далее в нашем разделе ,мы познакомились с рассказом « Мой знакомы бегемот»

Что вы помните об этом рассказе, и кто его автор?( Ю.Я. Яковлев)

Ребята, обсудите в парах, что вы помните об этом авторе.

Внимание, сверяем со слайда!

Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин; 26 июня 1922, Петроград — 29 декабря 1995, Москва) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец израильского религиозного писателя Эзры Ховкина. Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин; 26 июня 1922, Петроград — 29 декабря 1995, Москва) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец израильского религиозного писателя Эзры Ховкина. Автор нескольких поэтических книг, многих рассказов и повестей о современных детях и молодежи. Повесть на историко-революционную тематику «Мой боевой друг». Юрий Яковлев — автор «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).

Ребята, скажите , а как автор относится к главному герою?

Помните ли вы, в чем была тайна бегемота?

Ребята, скажите, чем необычен этот рассказ?

Хорошо, молодцы!

Далее мы с вами так же проходили статью про бегемотов, и сравнивали как описывает автор бегемота в рассказе , и как он описывает бегемота в статье . есть ли разница?

Кто помнит, чем отличается рассказ от статьи?

Скажите, а кто написал стихотворение « Бульдог и таксик»?

Да вы правы, это Д. Хармс.

Что вы можете рассказать про автора?

Дании́л Ива́нович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв; 17 [30] декабря 1905, Санкт-Петербург — 2 февраля 1942, Ленинград) — русский советский писатель и поэт. Участник объединения ОБЭРИУ.

Примерно в 1921—1922 году Даниил Ювачёв выбирает себе псевдоним «Хармс». Исследователи выдвинули несколько версий его происхождения, находя истоки в английском, немецком, французском языках, иврите, санскрите[7]. Нужно отметить, что в рукописях писателя встречается около сорока псевдонимов (Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и другие)[8]. При подаче заявления для вступления во Всероссийский Союз Поэтов 9 октября 1925 года Хармс так отвечает на вопросы анкеты:

1. Фамилия, имя, отчество

Даниил Иванович Ювачёв-Хармс

2. Литературный псевдоним

Нет, пишу Хармс[9]

А что вы можете сказать о главных героях этого стихотворения?

Какой был бульдог? Как его описывает автор?

Каким был таксик? Как его описывает автор?

Кто тебе больше симпатизирует из героев? Почему?

Далее с каким рассказом мы с вами познакомились?

Правильно, « Дом с жабой»

А написал его…?

В.А.Бахревкий.

Что вы помните про автора?

Родился в семье лесничего. Семья много переезжала по стране — Горьковская область, Рязанщина. С 1948 по 1975 год жил в Орехово-Зуеве. Учился на литературном факультете Педагогического института (ОЗПИ). В. Бахревский руководил созданным им литературным кружком, а впоследствии возглавлял Орехово-Зуевское литературное объединение.После окончания института в конце 1950-х годов несколько месяцев работал в с. Сакмара Оренбургской области в районной газете "Путь к коммунизму" (сейчас "Сакмарские вести").

С 1975 по 1986 год В. Бахревский жил в г. Евпатория Крымской области. Много путешествовал по стране: бывал в Сибири, на Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, в Туркмении, Киргизии и многих других местах, собирая материал для своих книг. Работал корреспондентом районной газеты, работал в «Литературной газете», печатался в детских периодических изданиях «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и многих других.

В 1960 году вышла первая повесть писателя — «Мальчик с Весёлого». В 1967 году Бахревский был принят в Союз писателей СССР. За годы литературного труда им создано более ста книг как для взрослых, так и для детей: повести о военном и послевоенном детстве, исторические романы, рассказы, сказки, миниатюры, стихотворения, переводы, биографические книги из серии ЖЗЛ ("Виктор Васнецов», 1989; «Савва Мамонтов»). Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.

Писатель принимает активное участие в творческой и общественной жизни, является членом жюри различных литературных конкурсов, часто выступает перед читательской аудиторией.

Ребята,  этот рассказ из 2 частей.

Что было в 1 части?

Как закончилась 2? А как вы думаете, почему автор не закончил этот рассказ? Что вам больше всего понравилось в этом рассказе?

Хорошо, скажите а автор Ю.И. Коваль, что написал?

Правильно рассказ « Лось»

Что вы помните об этом рассказе?

А можно ли его назвать рассказом? Как автор описывает лося?

Что вы помните про автора? Читаем самостоятельно (слово об авторе)

Ю́рий Ио́сифович Кова́ль (9 февраля 1938, Москва — 2 августа 1995, там же) — советский и российский детский писатель и поэт, а также сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.

Юрий Коваль — один из самых известных и любимых детских писателей СССР и России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1971), почётного диплома им. А. П. Гайдара (1983), «Андерсеновского диплома» — почётного диплома Международного совета по детской и юношеской литературе (1986), премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу (1987), премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов (1996, посмертно). Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.

В 2008 редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги будут подводиться в день рождения писателя).

Хорошо, и так же в это разделе были 3 рассказа… « петух», « Рома», « последняя синичка», которые мы проходили на прошлых уроках.

Анализировать раздел.

Вспомнить слово об авторе Берестова, вспомнить стих « Жуки» Вспомнить особенности стихотворения.

уметь высказывать своё мнение;

 

;

Анализивароть и вспоминать стих» кузнечик»

Читать слово об авторе.

Отвечать на вопросы  по стихотворению кузнечик.

Вспоминать рассказ « бегемот»

Вспомнить особенности этого рассказа, вспомнить слово об авторе,

читать его

Анализировать рассказ бегемоты.

Вспоминать чем отличается статья от рассказа.

Анализировать и вспомнить все особенности и главных героев стихотворения « Бульдог и таксик»

Читать и вспоминать про автора Хармс.

Вспоминать и анализировать рассказ « дом с жабой»

Вспоминать и анализировать автора.

Вспоминать и анализировать рассказ « лось» вспоминать об авторе этого рассказа.

.

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Практич: тест по разделу « живность»

Вот мы с вами и прошлись по пройденному разделу.

Скажите, а про какие рассказы вам интересней читать рассказы?

Какие приемы использует автор, когда описывает животных, что нам так интересно читать было их?

А какой рассказ или стих вам понравился больше всего?

Хорошо, тогда я вам раздам листочки, будем писать текст по всему разделу, мы с вами сейчас все повторили, поэтому ничего сложно на вашем пути не встретится вам.

 

1) С какими авторами ты познакомился в разделе» рассказы о всякой живности?»

2)Кто из авторов написал рассказ Ю.И. Коваль?

3)Назови главных героев из рассказа « дом с жабой»?

4) Что такое рассказ?

5)Что такое художественный образ?

6)Кто написал стихотворение « бульдог и таксик»?

7)Как автор описывал бегемота из рассказала « мой любимый бегемот»?

8) Что такое статья?

9) Кто такая Шлёпа?(назвать расска)

10) Почему в рассказе « Рома» главный герой хотел всем отомстить?

11)Как автор описывал главного героя « Жуки» Какие сравнения он приводил?

12) Где происходили действия в рассказе « Петух»? « Последняя синичка»?

13) напиши мини рассказ, о любом рассказе который тебе понравился(не меньше 5-6 предложений)

уметь высказывать своё мнение;

Писать по всему разделу тест.

;

;

 

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

5.Закрепление

Практич.: творческая работа в группах

 Ребята, а сейчас я хочу чтобы вы все поделились на 3 группы(по рядам)

Сейчас я вам каждому раздам листочки.

Ваша задача придумать сценку по одному из рассказов о живности которые мы изучали и написать сценарий, после того , каждая группа выходит к доске и показывает нам свое творчество.

Начинаем!

Выходит первый ряд(далее по очереди)

слушать и понимать речь других; работать в группах

Показывать свою творческую работу.

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

Практич: Рефлексия-

Сегодня мы закончили изучать еще один раздел, на следующем уроке нам предстоит познакомится с новым разделом, с новыми авторами и с новыми рассказами.

Анализировать свои мысли по уроку

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Проверочная работа на понимание содержания рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»....

Проверочная работа по рассказу И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек"

Данный материал поможет определить степень понимания учениками текста после прочтения...

Проверочная работа по рассказам В. Ю. Драгунского "Главные реки" и "Что любит Мишка" (литературное чтение, 4 класс, "Школа России"

Проверочная работа для четвертоклассников, направленная на диагностику усвоения содержания и первичных литературоведческих представлений....

Работа с текстом. Проверочная работа по рассказу Л.Н. Толстого "Зайцы".

Проверочная работа содержит текст произведения и вопросы по содержанию текста, а также его по анализу и знанию терминологии. Проверяется умение понимать поставленную учебную задачу и давать краткие и ...

Проверочная работа по рассказу А.Чехова "Каштанка".

Данная проверочная работа может быть использована на уроке внеклассного чтения. Работа должна проверить, насколько внимательно учащиеся читали произведение....

Проверочная работа по рассказу К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей».

Проверочная работа по рассказу К.Г.Паустовского«Растрепанный воробей»....

Из опыта работы использование возможностей портала «ЯКласс» для индивидуализации обучения: создание проверочных работ по математике для ученицы, занимающейся по индивидуальному учебному плану.

Из опыта работы  экспериментальной площадки на городском  семинаре по теме: "Индивидуализация образовательной деятельности через использование электронных ресурсов портала "ЯКласс...