Урок чтения в 4 классе. Поэзия. Стихи Анны Ахматовой.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Котельникова Наталия Ивановна

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka_chteniya_4_klass_ahmatova.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения.

                                                                                   4 В класс. Поэзия. Стихи Анны Ахматовой

Учитель:

Котельникова Наталия Ивановна

Класс

4 В

Предмет:

Литературное чтение

Авторы учебника:

Н.А.Чуракова  (Перспективная начальная школа)

Тема урока.

Поэзия. Стихи Анны Ахматовой

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цель:

Создание условий для получения знаний о поэзии Анны Ахматовой, овладения умением быть наблюдательным, видеть красоту в обыденной жизни и вести исследовательскую работу.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о поэзии.
  2. Развивать творческие задатки учащихся.

      3.  Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь     учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

4. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Результаты:

    Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

2.Развивать навык выразительного чтения.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

   

 Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания.
  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения  позиции «понимающего»
  • Умение работать в группах

   Предметные:

  • 1.Знание литературных жанров.
  • 2. Умение определять тематику стихов.
  • 3.Знание формы стиха.

Оборудование

  •  Учебник «Литературное чтение» 4 класс (2 часть), автор: Н.А.Чуракова, тетрадь «Литературное чтение»,  презентация
  • Карточки для работы в группах.
  • Презентация по теме урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,П-познавательные,К-коммуникативные,

ПР-предметные )

Орг. момент.

Вхождение в урок

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть каждого из  вас!

И пусть прохладой  зима к нам в окна  дышит,

Нам  будет здесь уютно, ведь наш  класс

Друг  друга любит, чувствует и  слышит.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

ПР-Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Чтение стихотворения Виолетты Бережной «Много у меня друзей»

-К какому жанру относится это произведение?

- Догадались, о чём будем говорить на уроке?

- Что знаете о поэзии?

Чтение значение слова поэзия в толковом словаре

Ответы уч-ся.

- стихи

- о поэзии

- словесное художественное творчество, стихи

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Постановка проблемы

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

Работа в группах.

- Каких поэтов знаете?

- Выберите из списка авторов только поэтов

- Какое незнакомое имя встретилось?

- Попробуйте определить тему урока?

Тему урока на доску

- Прежде, чем познакомится с творчеством А. Ахматовой, хочется обратить внимание на личность самого автора (показ презентации о жизни и творчестве поэтессы)

Совещаются, выбирают, зачитывают поэтов

- Анна Андреевна Ахматова

- Знакомство с поэзией

Анны Андреевны Ахматовой

Дети дополняют сообщение учителя подготовленным материалом

 Мотивационный:  учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

Открытие нового знания

Познакомиться со стихами «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие…»

«Тайны ремесла»

-Словарная работа.

Ремесло – лексическое значение?

- Первичное самостоятельное чтение с заданием

-Работа в группах (выберите, обсудите незнакомые слова и их  значение)

 (не ведая – не зная, лебеда – травянистое или кустарниковое растение, засоряющее посевы, оклик – возглас, которым окликают, сор – мелкий мусор, дёготь – жидкий продукт сухой перегонки древесины, угля, торфа…)

- Повторное чтение учителем

-Анализ содержания.

- Что хотела сказать этим стихотворением Анна Ахматова?

- Что думают об этом наши друзья из учебника?

- Какие именно строчки привели нас к этому выводу?

- Вспомним слова Марии Вайсман о творчестве поэтов и писателей

- Похоже это на оценку, данную Анной Ахматовой?

- Выразительное чтение

-Сделайте вывод – из чего же могут появиться стихи?

- Чем отличаются поэты от обыкновенных людей?

- профессия, работа…

- высказывания детей о значении слов, словосочетаний , одновременно ведут записи в тетрадях

-ответы, выборочное чтение

 

   От каждой группы по 1-2 представителю

- Вывод: в жизни всё так интересно!

Быть поэтом – особый дар, поэты способны в повседневных простых предметах разглядеть необычное и выразить чётко свои эмоции

                                                                                           

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

Музыкальная пауза

Слушание Ф. Шопен «Весенний вальс»

- О чём ещё могла писать Анна Ахматова?

- о природе

Снятие усталости и напряжения

«Перед весной бывают дни такие…»

- История написания стихотворения

( постоянный летний отдых в имении Слепнёво, где земля этого края дала поэтессе возможность почувствовать и познать потаённую красоту русского пейзажа)

Стихотворение написано в самой сжатой форме – восьмистишье

- Первичное чтение учителем

- Понравилось? Чем? Есть в нём что-то особенное?

- Как ей это удалось?  

Повторное чтение в полголоса

- Подтвердите строчками из текста, что весна ещё не наступила?

- А какие первые робкие признаки весны уже ощущаются?

Работа над главной мыслью

- А какие признаки наступления весны героиня чувствует внутри себя?

- Что изменилось в её восприятии мира?

Вывод: то состояние и настроение, которыми делится героиня, возможны только перед наступлением весны?

Выразительное чтение стихотворения учащимися

- В каком темпе? Каким голосом?

- дети делятся впечатлениями

- поэтесса сумела передать общее состояние души

- выборочное чтение

- словесное рисование картин весны

- Нет, подобное происходит с нами постоянно…

- представители групп читают стихотворение вслух

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Закрепление

(включение новых заний в систему знаний ребенка)

Проба пера. Творческая мастерская

-Сейчас вы будете работать в группах

По предложенным рифмам сочинить стихи о весне

…вена                          …тепло

…ото сна                     …кругом

…шумок                      …хотели

…говорок                    …улетели

…цветёт                       …знакомо

…хоровод                    …из дома

- Трудно быть поэтом? Почему?

- Учащиеся работают по группам

- чтение получившихся стихотворений

Познавательные: Умение работать с рифмой Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Выставка рисунков

«Как я увидел весну»

Каждый для себя должен увидеть интересное вокруг себя 1 марта

- А сейчас вы организуете выставку рисунков о весне, так как сегодня первый день весны

Весна глазами художников

- Учащиеся групп представляют рисунки весны, объясняют изображённое ими

Успешно выполненные задания.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

С каким произведением познакомились?

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

Какие чудные картины

Мир открывает нам порой!

В травинках – лучик золотой,

Серебряная паутина.

А сколько дивной красоты

В хрустальной капельке росы,

В дождинке, по стеклу скользящей,

И в лёгкой дымке над рекой…

Мир – удивительный такой!

К нему присматривайся чаще!

Домашнее задание: подобрать необычные стихи других авторов

Высказывания учащихся.

Музыка, поэзия, живопись помогают передавать нам свои ощущения, настроение, чувства.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме “Весёлые стихи. С.В.Михалков “Щенок”. УМК "Школа 2100"1 класс.

Урок чтения: знакомство с новым произведением. Использовалась технология диалогового взаимодействия при работе с текстом....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Шуточные стихи"

Данный урок проводится в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Н.Булгаков-Анна не грусти"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Н.Булгаков «Анна не грусти»Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова "Анна, не грусти!"; учить делитьтекст на части, составлять план; развивать...

урок чтения 3 класс С.В.Михалков. Стихи

Материал для проведения урока чтения в 3 классе по стихам С.В.Михалкова....

Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».

Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».Цель: Развивающие-Развивать умение наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Учиться делиться мыслями, эмоци...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. Н.Булгаков. "Анна, не грусти!"

Презентация к уроку Литературного чтения. Тема; Н.Булгаков. Анна, не грусти! 2 класс...