Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Завадская Екатерина Сергеевна

Конспект урока чтения 2 класс.

Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».

Цель:

Развивающие

-Развивать умение наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Учиться делиться мыслями, эмоциями, передавать чувства.

- Продолжить знакомство с произведениями русских поэтов.

- Развитие умения выразительного чтения.

- Развитие умения самостоятельной работы с текстом.

- Развитие связной речи учащихся.

 

Воспитательные

- Воспитание любви к произведениям русской литературы

- Воспитание любви к родной природе

- Воспитание патриотических чувств путем понимания лирических произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya_2_klassbereza.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения 2 класс.

Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».

Цель:

Развивающие

-Развивать умение наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Учиться делиться мыслями, эмоциями, передавать чувства.

- Продолжить знакомство с произведениями русских поэтов.

- Развитие умения выразительного чтения.

- Развитие умения самостоятельной работы с текстом.

- Развитие связной речи учащихся.

Воспитательные

- Воспитание любви к произведениям русской литературы

- Воспитание любви к родной природе

- Воспитание патриотических чувств путем понимания лирических произведений.

Методические приемы:

 Рассказы учащихся, выразительное чтение стихотворений, устное рисование, анализ произведения.

Оборудование: Презентация, электронная доска, учебник.

 

                                                 ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Мотивация.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами пришли на урок чтения, но сегодня мы превратимся в художников и поэтов. Сегодня мы совершенно «другими глазами» посмотрим на окружающую нас природу. Мы с вами изучили уже не одно народное и авторское произведение, учили, читали и слушали стихи. Сегодня мы будем ощущать, описывать и рисовать стихи. Вам интересно?

Дети: Да.

Учитель: В самом начале урока я попрошу вас уважительно относиться друг к другу, не перебивать товарищей, слушать внимательно, открыто делить своими впечатлениями и мыслями. Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о стихах. Я вам напомню, что жанр лирического стихотворения- это малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Несмотря на то, что она малая, она самая трогательная, чувственная, эмоциональная и очень сильная. Всего в нескольких строчках или столбцах автору надо выразить себя, нарисовать картину, поделиться впечатлениями, побудить и донести то, что он хочет передать слушателю или читателю. Вы согласитесь со мной, что это сделать и в рассказе не всегда просто, а в стихотворении тем более?

Дети: Да, это сложно.

Учитель: Поэту для написания красивых стихов нужно вдохновение. Вы знаете, что такое вдохновение?

Дети: Да. Нет.

Учитель: Вдохновение- это состояние человека, когда он чувствует прилив, подъем сил и энергии, ему хочется творить, делиться мыслями и чувствами с миром, делать что-то хорошее. Вы чувствовали вдохновение?

Дети: Да

3.Формулирование темы урока.

Учитель: Давайте вспоминать, что вдохновляло вас?

Дети: похвала родителей, подарок, улыбка человека, хорошая погода.

Учитель: Действительно, все это может быть поводом для вдохновения. Я хочу остановить ваше внимание на ответе Оли. Она вдохновилась хорошей погодой. Посмотрите пожалуйста на доску (включаем 1 слайд- картина родной природы и ясной погоды).

Учитель: Ваше настроение поднялось, вы стали улыбаться, вам понравилась картина?

Дети: Да

Учитель: Что вы видите на картине, поделитесь. Кто хочет ответить?

Вика: Я вижу красивое, золотое поле и голубое небо. Сразу за полем вырос лес. Мне понравилась картина, я вспомнила теплое лето у бабушки в деревне.

Учитель: Очень хорошо, следующая картина (2 слайд-новая картина природы). Кто хочет поделиться впечатлениями? (3-4 ребенка высказываются. Картины природы сменяют друг друга, на картинах разные времена года. На всех картинах есть береза).

Учитель: Вы заметили, что нас вдохновила природа?

Дети: Да.

Учитель: Родная природа всегда была и будет источником вдохновения для поэтов, с большим трепетом и любовью относились они к природе, а природа была щедрой на вдохновляющие образы для поэтов. Сейчас я загадаю вам загадку, слушайте внимательно:

Ствол белеет,
шапочка зеленеет, 
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. 
Дети: Береза. (5 слайд- береза)

Учитель: Правильно, это береза. Береза всегда была символом России. Посмотрите в окно, за нашим окном можно увидеть хоть одну березу?

Дети: Да

Учитель: Мы с вами никогда не задумывались, но вспомните вид из своего окошка (6 слайд- вид из окна на березу), можно из него увидеть березку, встретить это дерево по дороге в школу, или просто на прогулке?

Дети: Да, можно. (7 слайд- вид на березовую рощу)

Учитель: Тогда мы смело можем сказать, что у каждого из нас есть своя березка, правильно?

Дети: Да, правильно.

Учитель: Так и у большинства российских поэтов есть своя березка, которая являлась мощным источником вдохновения для них. Ей они посвящали прекрасные стихи. Сегодня мы поговорим о березке, как о источнике вдохновения. Откройте учебник на странице 23(стихотворение С.Есенина «Белая береза»). На доске смена слайда (8слайд- картина, подходящая для описания стихотворения, звучит неспешная, тихая музыка).

Учитель: Закройте глаза, удобно расположитесь за партой, рисуйте в своем воображении картину. (Учитель читает стих).

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

4.Опрос. Работа на уроке.

Учитель: Открываем глаза. Вы представили свою картину? Нарисовали свою березку?

Дети: Да.

Учитель: Сейчас мы прочитаем это стихотворение парами, подумайте, как вы его прочтете медленно или быстро, нежно или торжественно? Обратите внимание на то, какие образы рисует нам поэт: «В сонной тишине», «А заря, лениво», «Принакрылась». Эти образы будут вам подсказкой».

Дети парами читают стихотворение (3 пары).

Учитель: Удивительно нежное стихотворение. Я вижу березку в образе дремлющей царевны, снежинки приодели ее в пуховую шубку, заря золотит и серебрит ее наряд, ее красивые ветки слегка прогнулись и украсились бахромой, и волшебная тишина царит в ее царстве. Какой вы видите березку, что вам особенно понравилось?

Дети: Отвечают. Опрос детей продолжается, высказываются 5-6 детей.

5. Работа с текстом.

Учитель: Обратите внимание, какое сочетание прилагательных с существительным использует автор. Давайте найдем эти сочетания в стихотворении. (опрос детей)

Дети: Белая берёза, пушистых ветках, снежною каймой, белой бахромой, сонной тишине, золотом огне, новым серебром.

Учитель: Молодцы, нашли все пары прилагательных с существительными. В стихотворении есть еще один очень интересный прием- это олицетворение, мы с вами уже проходили этот прием на уроках русского языка. Кто напомнит, что такое олицетворение?

Маша: Олицетворение- это когда неодушевленный предмет наделяют человеческими качествами.

Учитель: Правильно. А для чего автору нужен это прием?

Георгий: Такой прием придает неодушевленному предмету образности, красочности.

Учитель: Все верно, давайте вместе найдем этот прием в стихотворении.

Дети: (Пытаются найти прием олицетворение, находят) Береза принакрылась.

Учитель: Какими прими прилагательными вы бы описали все стихотворение? (опрос детей)

Дети: Нежное, лирическое, кружевное, сонное, хрустальное, снежное, зимнее, приятное и т.д.

Учитель: Замечательно, очень хорошее описание, особенно мне понравилось, что вы назвали его лирическим. Давайте представим, нарисуем нашим воображением в каких обстоятельствах Есенин мог написать такое сказочное стихотворение. Что могло окружать автора, где он находился, какие чувства его переполняли?

Дети: (Делятся с классом своим видением картин) 5-6 человек.

Учитель: Какие вы у меня молодцы, настоящие художники. Сейчас опять закройте глазки и удобно расположитесь за партой, слушайте меня внимательно. (Учитель читает под негромкую музыку стих)

За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет —
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.

(9 слайд- опушка березового леса в летнее время года)

Учитель: Посмотрите на доску, сейчас мы увидели совершенно другую березку, в другое время года. Какая она в этом стихотворении?

Дети: Веселая, нарядна, украсилась сережками, игривая, она не одна, она с подружками.

Учитель: Вы заметили, что музыка была совсем другая, что настроение наше совсем друге?

Дети: Да.

Учитель: А что осталось прежним, какие чувства испытывают авторы?

Дети: Можно почувствовать, что они любят березку, что они любуются ею и т.д.

Учитель: Ребята, я очень довольна нашим уроком, вы были настоящими художниками, рисовали прекрасные образы, активно работали. Но наша работа еще не закончена, нам предстоит урок рисования, на котором мы будем рисовать березку. Березка будет у каждого своя: кто-то нарисует одинокую березку в поле, кто-то березовую рощу, березки будем изображать в разное время года. Мы будем вдохновляться стихами и музыкой. (Для урока рисования подготовлена русская народная музыка и песня о березке, наглядный материал с изображением березы в разное время года). Мы можем смотреть в окно и рисовать наши березки. Итогом нашего урока рисования станет выставка картин «Моя березка».

6. Рефлексия. Подведение итога.

Учитель: Ребята, вам понравился урок, вы вдохновились?

Дети: Да.

Учитель: Что нового мы сегодня узнали?
Дети: Береза- символ России, береза у каждого своя, это очень красивое и нежное дерево, мы увидели березку другими глазами, мы будем бережнее к ней относиться.

Учитель: Большое спасибо вам за урок. Дома вы выучите стихотворение о березке по собственному выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"

Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави...

Конспект урока . 4 класс .Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Конспект урока. 4 класс. Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»...

План-конспект урока, 3 класс, тема урока: "Комнаты в моей квартире", УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”3 ч.2)

План-конспект урока по теме: " Комнаты в моей квартире", 3 класс, УМК "Английский в фокусе (Spotlight 3 ч.2)...