Формирование читательской компетентности
презентация к уроку по чтению на тему

Сафронова Юлия Сергеевна

Ни для кого сейчас не секрет, что за последнее время, благодаря компьютерам и разного рода гаджетам статус чтения и отношение к чтению сильно изменились.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. 

В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти способы овладения знаниями – универсальные учебные действия. При этом УУД должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетентности младшего школьника

Слайд 2

Дети читать стали меньше. Почему?

Слайд 3

Школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни Универсальные учебные действия

Слайд 4

Читательская компетентность -

Слайд 5

Читательская компетентность определяется • владением техникой чтения • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения знанием книг и умением их самостоятельно выбирать сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Слайд 6

Формирование универсальных учебных действий .

Слайд 7

Технология формирования типа правильной читательской деятельности работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения

Слайд 8

Формирование читательской компетенции Формирование навыка чтения Начитанность Умения работать с книгой Навыки и умения собственно читательской деятельности

Слайд 9

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения ФОТО ФОТО

Слайд 10

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Приемы активного чтения: Приемы активизации ранее полученных знаний Приемы, требующие творчества учащихся Методы и приемы, используемые при групповой работе

Слайд 11

Виды работы над выразительностью чтения:

Слайд 12

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Приемы активного чтения: Приемы активизации ранее полученных знаний Приемы, требующие творчества учащихся Методы и приемы, используемые при групповой работе

Слайд 13

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе 1 класс Практическое отличие текста от набора предложений Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий . Озаглавливание текста (подбор заголовков) Составление схематического или картинного плана под руководством учителя

Слайд 14

Межпредметные связи на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). На уроках окружающего мира На уроках математики На уроках изобразительного искусства и технологии

Слайд 15

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности младшего школьника

Ни для кого сейчас не секрет, что за последнее время, благодаря компьютерам и разного рода гаджетам статус чтения и отношение к чтению сильно изменились. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Словарный запас детей оскудел, речевой аппарат не развит.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. 

В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти способы овладения знаниями – универсальные учебные действия. При этом УУД должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов.

Компетентность – способность личности действовать в различных жизненных контекстах.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения;
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Здесь должны быть фото!

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

1. Приемы активного чтения

2. Приемы активизации ранее полученных знаний

3. Приемы, требующие творчества учащихся

4. Методы и приемы, используемые при групповой работе

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе в 1 классе

1. Практическое отличие текста от набора предложений

2. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя

3. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

4. Озаглавливание текста (подбор заголовков)

5. Составление схематического или картинного плана под руководством учителя

2 класс. Обучение детей работать с текстом:

1. Смысловое чтение

2. Владение пересказом разного вида

3. Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста

4. Характеристика героев и их поступков

5. Подбор антонимов и синонимов к словам 

3 - 4 класс

обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному

Межпредметные связи

1. на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

2. На уроках математики

3. На уроках окружающего мира

4. На уроках изобразительного искусства и технологии

на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

На уроках математики

На уроках окружающего мира

На уроках изобразительного искусства и технологии

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»  
                                                                  Э. Тоффлер

Спасибо за внимание!

  1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
  2. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
  3. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.
  4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
  5. Чтение, деление на части. Составление плана.
  6. Чтение по готовому плану.
  7. Чтение, после чтения – пересказ.
  8. Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.
  9. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.
  10. Чтение цепочкой по предложению.
  11. Чтение цепочкой по абзацу.
  12. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.
  13. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.
  14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  15. Чтение, ответы на вопросы.
  16. Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
  17. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  18. Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  19. Чтение до указанного слова или до указанной информации.
  20. Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)
  21. Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  22. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
  23. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).
  24. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).
  25. Чтение, составление сценария к диафильму.
  26. Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.
  27. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  28. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
  29. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  30. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  31. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  32. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)
  33. Чтение по ролям.
  34. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  35. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
  36. “Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.
  37. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.
    http://festival.1september.ru/articles/658953/img1.gif
  38. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  39. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.
  40. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)
  41. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  42. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  43. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.
  44. Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.
  45. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  46. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
  47. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
  48. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме __________чн_________,_______жи______ и т.д.
  49. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
  50. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  51. Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.
  52. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол
  53. Чтение, пометка непонятных слов.
  54. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)
  55. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  56. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)
  57. Чтение слов, к которым даны сноски.
  58. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
  59. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.
  60. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
  61. Тетради по чтению для творческих заданий.
  62. Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.
  63. Творческие задания на карточках.

Для слабых учеников:

  • Чтение с проговариванием слогов.
  • Шепотом.
  • Выделять посильные для себя части текста.
  • Хоровое чтение.
  • Групповое чтение.
  • Выборочное чтение.
  • Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:

  • Отстукивание темпа.
  • Скандирующее чтение.

Виды работы над выразительностью чтения:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?
  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?
  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.
  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?
  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?
  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.
  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.
  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения
  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

Также на уроках литературного чтения мы часто используем приемы ТРКМ

приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Приемы активного чтения:

  • Прием “Чтение с пометами”
  • Прием “Чтение с остановками”

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием “Ассоциация”

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием “Синквэйн”и “Диаманта”
  • Прием “Цветопись”

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Прием “Учебный мозговой штурм”
  • Прием “Письмо по кругу”

Поэтапное внедрение при работе с текстом

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Условия при обучении работы с текстом

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

Межпредметные связи

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На наш взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности учащихся

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

Формирование  читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению...