Литературное чтение. УМК "Школа России". 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шмальц Екатерина Андреевна

Цель: познакомить детей с творчеством В. Драгунский;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon on_zhivoy_i_svetitsya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Школа: №9

Класс: 3 б

Урок:

Кабинет:

Учитель: Евстратова Н.А.

Методист: Зубарева Н.С.

Студент: Шмальц Е. А.

Тема урока: В.Драгунский «Он живой и светится»

Цель:        

  • познакомить детей с творчеством В. Драгунский;
  • Прививать любовь к природе, животным.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • отрабатывать навык выразительного чтения;

Личностные:

  • проявят интерес к изучению темы;
  • анализируют свои достижения.
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:  учебник, презентация

.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно и приготовьтесь к работе.

Переключают внимание на учителя.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке

2.

Мотивационный момент

Скороговорка:

Мыши кошек замещали,

Мышки мышкам обещали,

Что пока мы, мышки - кошки,

Мышек ловим понарошку!

Настраиваются на работу

Отвечают на вопросы учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Капалуха.

- Понравился вам рассказ? Что для вас было особенно интересным?

- Кто из героев запомнился?

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Найдите и прочитайте, как выглядело гнездо.

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние глухарки.)

- Какие еще слова использует писатель, чтобы описать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

- Так какой мы увидели капалуху? (Испуганную, обеспокоенную, заботливую.)

- Как птица пытается защитить гнездо? (С распущенными крыльями бегает кругами, капалуха металась в строне, билось птичье сердце. Стремится к гнезду, готова снова дать отпор непрошенным гостям.)

- Какой матерью оказалась капалуха? (Верной, любящей, бесстрашной, самоотверженной.)

Отвечают по домашнему заданию

К: выслушивать разные точки зрения

П: строят речевые высказывания

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом  «Он живой и светится».

Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей).

Учитель. А вот верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем этот рассказ.

А сейчас я вам расскажу об авторе данного произведения.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

Отвечают на вопросы учителя.

Разбирают непонятные и сложные слова

Высказывают свои предположения

К: выслушивать разные точки зрения

П: строят речевые высказывания

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

Р: планирую свои действие в соответствии с задачей

П: строят рассуждения

П: осмысленно слушают

5.

Физкультминутка

-А сейчас давайте немного отдохнем! Смотрим на экран и повторяем!

Смотрят на экран

6.

Решение частных задач

Учитель и учащиеся читают рассказ

– Понравился вам рассказ?

– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

-Кто из них вам больше понравился? Почему?

-Почему рассказ так называется?

-Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

-А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

- Что вы узнали о Дениске?

-Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)

-Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

-Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).

-Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)

-Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

-Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)..

-Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

-Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

-Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).

-Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

-Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

- Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. (":и не заставлял ее сидеть на песке и скучать".)

- Где бы вы закончили 2 часть? (":тогда увидишь!")

-:3 часть? (":И я забыл про всех на белом свете").

-:4 часть? (до конца)

 Отвечают на вопросы

Знакомятся с произведением

Отвечают на вопросы учителя

Составление устного рассказа

П: строят рассуждения

К: выслушивают разные точки зрения

Р: выполняют учебное действие

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Домашнее задание

С какими рассказами мы познакомились сегодня?

Кто автор?

Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас так же поразили?

-Посмотрим, кто как работал на уроке:

1.кому все было понятно на уроке, интересно и легко поднимет красный карандаш

2. у кого были небольшие затруднения, поднимут желтый карандаш

3. а кому было совсем непонятно, поднимут синий карандаш

Отвечают на вопросы, подводят итог урока, анализируют

Анализируют урок

П: осуществляют синтез

К: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

Р: осуществляют итоговый контроль

П: осуществляют синтез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе  И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»

Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:•     учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...