Конспект урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Тип урока: открытее нового знания

Цели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способности, речь, память, мышление;

Планируемые результаты:

Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                      -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                      -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

-определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

 

Личностные:

                                -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит»

Тип урока: открытее нового знания

Цели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способности, речь, память, мышление;

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                      -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                      -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

-определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

  • Личностные:

                                -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок!

Сядьте вы за парты тихо,

Руки- палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Посмотрите все ли готово у вас к уроку? Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Проверка домашнего задания

Метод – словесный.

Приём- чтение стихотворения

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Метод- практический,

Приём- чтение стихотворения.

3 мин

Давайте проверим с вами домашнее задание, выходим к доске, и выразительно читаете одно из стихотворений, которые мы изучали с вами на прошлом уроке.

-Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.

Путаница!

Вот мы ви-дим ма-му,

А у ма-мы мы-ло.

Мама моет раму,

Что-бы чис-то бы-ло.

Мама моет аккуратно,

И все просто и понятно.

А если вдруг все части

Местами поменять,

То ничего мы с вами

Не станем понимать.

Вот мы ди-вим му-ма,

А у мы-мо ло-мы,

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы.

Прочитайте стихотворение с ускорением,.

Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Читать стихотворения.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Р:

использовать речь для регуляции своего действия;

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

П:

построение речевых высказываний.

Постановка учебной задачи и её решение.

Метод- словесно-наглядный.

Приём-

12мин

Вы только что прочитали стихотворение «Путаница». Почему оно так называется?

-Когда наша речь может быть непонятной?(неправильное произношение, невнятное)

Сегодня мы с вами будем читать стихотворение на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.

- Узнайте, о ком идет речь.

Кто это?

Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загна­ла. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»Не отвечает Большое - лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»А ты догадался, кто? (В. Волина)

- Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (О медведе.)

Верно, это медведь. Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г. Сапгира (см. Школьный словарик, с. 68).)

САПГИ́Р Генрих Вениаминович (1928, Бийск, Алтайский край – 1999, Москва), русский писатель. В раннем детстве переехал в Москву. Перед Великой Отечественной войной учился в литературной студии поэта А.А. Альвига. В 1944 г. познакомился с поэтом и художником Е. Л. Кропивницким, который стал для Сапгира духовным учителем и литературным наставником. Первая неофициальная публикация Сапгира в СССР состоялась в самиздатовском машинописном журнале «Синтаксис» (1959), за границей печатался с 1968 г. В России до 1989 г. издавались только его стихотворения для детей.

Сапгир – автор поэтических циклов «Голоса» (1958—62), «Люстихи», «Псалмы» (оба – 1965—66), «Элегии» (1967—70), «Сонеты на рубашках»» (1975—89), «Черновики Пушкина» (1980-е); повести «Дядя Володя», романов «Сингапур» и «Армагеддон», рассказов. Сапгир написал несколько книг для детей: «Первое знакомство» (1960), «Сказки» (1961), «Нарисованное солнце» (1962), «Ау» (1963), «Звёздная карусель» (1964), «Здравствуй» (1965), «Леса-чудеса» (1967); «Карманный фонарик» (1978); «Полосатые стихи» (1991), «Принцесса и людоед» (1996), сценарии к мультипликационным фильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашково», «Принцесса и людоед». Переводил еврейского поэта Овсея Дриза, немецких поэтов. Его стихи переведены на английский, французский, польский, словацкий и др. языки. Творчество Сапгира отличается исключительным стилевым разнообразием. Он использует приёмы авангардистской поэтики, изображая абсурдный быт, оживляя мёртвые предметы. Сапгир – мастер подражаний (преимущественно иронических) авторам разных эпох

- Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. Чтение стихотворения хорошо читающими учащимися. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.

Физминутка.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать услышанную информацию.

Отвечать на сопросы учителя.

Слушать.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных задач.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа с биографией, чтение вслух.

Метод- словесный

Приём- беседа.

- Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (М. Бородицкая.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Бородицкой.)

Бородицкая Марина Яковлевна — детский поэт, прозаик, переводчица. Родилась 28 июня 1954 г. в Москве. В детстве Марина мечтала стать медсестрой, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом и актрисой. Училась она в английской спецшколе. В 1976 г. окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Работала гидом-переводчиком в бюро молодежного туризма, учителем в школе-интернате, потом в обычной школе. В 1981 г. ее приняли в профком литераторов, в 1990 г. — в Союз писателей.

В 1978 г. впервые в журнале «Иностранная литература» были опубликованы стихи замечательной, прославившейся своим остроумием американской поэтессы Дороти Паркер в переводе М. Бородицкой.

Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии XIV—XIX вв. Известны ее переводы Р. Киплинга, А. Милна, Дж. Ривза, Э. Фарджен, А. Гарнера, а также сказок американских народов, вошедших в многотомник «Сказки народов мира» (1993).

- Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?

- О чем можно разговаривать с пчелой?

- Прочитайте стихотворение несколько раз.

- Прислушайтесь к звучанию стихотворения. Вам удалось услышать, как возмущается пчела?

- За что пчела ужалила мальчика?

- Как вы думаете, можно ли рвать цветы?

- В каких случаях это можно делать?

- А сколько цветов можно сорвать?

- Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину. (Выразительное чтение стихотворения.)

- Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой.) 

Гамазкова Инна Линовиа (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановление мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.

Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 90-е гг. у неё стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

- Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.

- Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?

- Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.

- Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?

- Почему стихотворение получилось веселым? (Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)

Слушать.

Предполагать о чем произведение.

Отвечать на вопросы.

Читать текст.

Слушать чтение учителя.

Выразительно читать.

Слушать учителя.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексивный этап.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

7мин

- Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.

- А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?

- Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

- Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

- Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

- Какое стихотворение больше всего понравилось?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 18).

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.