Главные вкладки

    Конспект урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Тип урока: открытее нового знания

    Цели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

    И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способности, речь, память, мышление;

    Планируемые результаты:

    Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                          -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                          -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

    -определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

     

    Личностные:

                                    -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                          -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                          - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

    Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

    И. Гамазкова «Кто как кричит»

    Тип урока: открытее нового знания

    Цели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

    И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способности, речь, память, мышление;

    Планируемые результаты:

    • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                          -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                          -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

    -определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

    • Личностные:

                                    -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                          -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                          - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

    Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация

    Этапы, методы и приёмы.

    Время

    Содержание урока и деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный момент

    Метод – словесный

    Приём – подводящий диалог.

    1 мин

    Здравствуйте, ребята!

    В школе прозвенел звонок

    Начинаем наш урок!

    Сядьте вы за парты тихо,

    Руки- палочкой красиво,

    На меня вы посмотрите,

    И немного улыбнитесь!

    Посмотрите все ли готово у вас к уроку? Садитесь, пожалуйста.

    Приветствуют учителя.

    Проверяют готовность к уроку.

    Регулятивные: 

    осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

    Проверка домашнего задания

    Метод – словесный.

    Приём- чтение стихотворения

    Мотивационный этап

    Метод – словесный;

    Приём – беседа.

    Метод- практический,

    Приём- чтение стихотворения.

    3 мин

    Давайте проверим с вами домашнее задание, выходим к доске, и выразительно читаете одно из стихотворений, которые мы изучали с вами на прошлом уроке.

    -Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.

    Путаница!

    Вот мы ви-дим ма-му,

    А у ма-мы мы-ло.

    Мама моет раму,

    Что-бы чис-то бы-ло.

    Мама моет аккуратно,

    И все просто и понятно.

    А если вдруг все части

    Местами поменять,

    То ничего мы с вами

    Не станем понимать.

    Вот мы ди-вим му-ма,

    А у мы-мо ло-мы,

    Ма-ма ет-мо му-ра,

    Бы-что то-чис ло-бы.

    Прочитайте стихотворение с ускорением,.

    Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    Читать стихотворения.

    Читать стихотворение.

    Отвечать на вопросы.

    Р:

    использовать речь для регуляции своего действия;

    Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    П:

    построение речевых высказываний.

    Постановка учебной задачи и её решение.

    Метод- словесно-наглядный.

    Приём-

    12мин

    Вы только что прочитали стихотворение «Путаница». Почему оно так называется?

    -Когда наша речь может быть непонятной?(неправильное произношение, невнятное)

    Сегодня мы с вами будем читать стихотворение на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.

    - Узнайте, о ком идет речь.

    Кто это?

    Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загна­ла. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»Не отвечает Большое - лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»А ты догадался, кто? (В. Волина)

    - Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (О медведе.)

    Верно, это медведь. Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г. Сапгира (см. Школьный словарик, с. 68).)

    САПГИ́Р Генрих Вениаминович (1928, Бийск, Алтайский край – 1999, Москва), русский писатель. В раннем детстве переехал в Москву. Перед Великой Отечественной войной учился в литературной студии поэта А.А. Альвига. В 1944 г. познакомился с поэтом и художником Е. Л. Кропивницким, который стал для Сапгира духовным учителем и литературным наставником. Первая неофициальная публикация Сапгира в СССР состоялась в самиздатовском машинописном журнале «Синтаксис» (1959), за границей печатался с 1968 г. В России до 1989 г. издавались только его стихотворения для детей.

    Сапгир – автор поэтических циклов «Голоса» (1958—62), «Люстихи», «Псалмы» (оба – 1965—66), «Элегии» (1967—70), «Сонеты на рубашках»» (1975—89), «Черновики Пушкина» (1980-е); повести «Дядя Володя», романов «Сингапур» и «Армагеддон», рассказов. Сапгир написал несколько книг для детей: «Первое знакомство» (1960), «Сказки» (1961), «Нарисованное солнце» (1962), «Ау» (1963), «Звёздная карусель» (1964), «Здравствуй» (1965), «Леса-чудеса» (1967); «Карманный фонарик» (1978); «Полосатые стихи» (1991), «Принцесса и людоед» (1996), сценарии к мультипликационным фильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашково», «Принцесса и людоед». Переводил еврейского поэта Овсея Дриза, немецких поэтов. Его стихи переведены на английский, французский, польский, словацкий и др. языки. Творчество Сапгира отличается исключительным стилевым разнообразием. Он использует приёмы авангардистской поэтики, изображая абсурдный быт, оживляя мёртвые предметы. Сапгир – мастер подражаний (преимущественно иронических) авторам разных эпох

    - Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. Чтение стихотворения хорошо читающими учащимися. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.

    Физминутка.

    Отвечать на вопросы учителя.

    Анализировать услышанную информацию.

    Отвечать на сопросы учителя.

    Слушать.

    Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

    Познавательные:

    выделять существенную информацию из текста.

    Регулятивные:

    определять цель урока.

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу.

    Решение частных задач.

    Метод- практический, словесно-наглядный.

    Приём- работа с биографией, чтение вслух.

    Метод- словесный

    Приём- беседа.

    - Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (М. Бородицкая.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Бородицкой.)

    Бородицкая Марина Яковлевна — детский поэт, прозаик, переводчица. Родилась 28 июня 1954 г. в Москве. В детстве Марина мечтала стать медсестрой, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом и актрисой. Училась она в английской спецшколе. В 1976 г. окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Работала гидом-переводчиком в бюро молодежного туризма, учителем в школе-интернате, потом в обычной школе. В 1981 г. ее приняли в профком литераторов, в 1990 г. — в Союз писателей.

    В 1978 г. впервые в журнале «Иностранная литература» были опубликованы стихи замечательной, прославившейся своим остроумием американской поэтессы Дороти Паркер в переводе М. Бородицкой.

    Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии XIV—XIX вв. Известны ее переводы Р. Киплинга, А. Милна, Дж. Ривза, Э. Фарджен, А. Гарнера, а также сказок американских народов, вошедших в многотомник «Сказки народов мира» (1993).

    - Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?

    - О чем можно разговаривать с пчелой?

    - Прочитайте стихотворение несколько раз.

    - Прислушайтесь к звучанию стихотворения. Вам удалось услышать, как возмущается пчела?

    - За что пчела ужалила мальчика?

    - Как вы думаете, можно ли рвать цветы?

    - В каких случаях это можно делать?

    - А сколько цветов можно сорвать?

    - Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину. (Выразительное чтение стихотворения.)

    - Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой.) 

    Гамазкова Инна Линовиа (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановление мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.

    Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 90-е гг. у неё стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

    - Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?

    - Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.

    - Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?

    - Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.

    - Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?

    - Почему стихотворение получилось веселым? (Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)

    Слушать.

    Предполагать о чем произведение.

    Отвечать на вопросы.

    Читать текст.

    Слушать чтение учителя.

    Выразительно читать.

    Слушать учителя.

    Читать стихотворение.

    Отвечать на вопросы.

    Познавательные:

    анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

    Регулятивные:

    определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу.

    Рефлексивный этап.

    Метод – словесный.

    Приём- слово учителя.

    Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

    7мин

    - Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.

    - А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?

    - Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

    Отвечать на вопросы.

    Познавательные:

    Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Метод- словесный.

    Приём- слово учителя, беседа.

    5мин

    - Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

    - Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

    - Какое стихотворение больше всего понравилось?

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 18).

    Отвечать на вопросы.

    Подводить итоги.

    Познавательные:

    Контроль и оценка результатов своей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

    .Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы...Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении ра...

    Презентация. Г.Сапгир "Про медведя". М.Бородицкая "Разговор с пчелой".

    Данная презентация создана на основе конспекта урока из методических рекомендаций....

    Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

    Цели: создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать;Планируемые результаты: Регулятивные – умение выполнять у...

    Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

    План-конспект урокапо литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России»...

    Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

    Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...

    г. Сапгир "Про медведя", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

    презентация к уроку литературного чтения. включает в себя, занимательные задания, речевую разминку, фотографии писателей и их книги, задания по стихам....