Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Тетерева Наталья Петровна

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы..

.Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении различные интонации.

Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_1kl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.Сапгир. «Про медведя»

М.Бородицкая. «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

 Цель: Познакомить с произведениями Г.Сапгира, М. Бородицкой, И.Гамазковой.

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы..

.Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении различные интонации.

Воспитание бережного отношения к природе.

 Оборудование: учебник, пословица. Буквы, картинки: пчела, медведь,

                                Ход урока

1.Орг. момент.

«Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

 Вы за парты дружно сели.

На меня все посмотрели!»

2«.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над выразительным чтением,  учиться  при чтении передавать различные интонации, развивать технику чтения. А в этом помогут произведения, которые мы с вами прочитаем.

Отгадайте, и вы узнаете о ком мы будем читать?

             Загадка о медведе. (Аудиозапись)    Учитель.   Так о ком мы будем читать?                                    

Учащиеся.  Мы будем читать о медведе.

Учитель.    Как узнали, что это медведь?

Учащиеся.  Он большой и неуклюжий. Спит в берлоге.

 Учитель. Послушайте вторую загадку

              (загадывает ученик)

«Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой

Похлопочет над цветком,      

Он поделится медком. (Пчела)

 

(Вывешивается тема урока на доску)

Учитель: О ком загадка?

Учащиеся.  Эта  загадка о пчелке. Она хлопочет над цветком.

Учитель.  А перед тем, чтобы познакомится с текстами, мы проведем речевую разминку и проверим домашнее задание..

А) Речевая разминка.

Чтение чистоговорок.

Ти - ди- ти -мне домой идти          

 Ти-ти-ди - за руку его веди.                                            

Те-те-де - рыба водится в воде.

Те-де-те - хорошо читайте.

Учитель.

Вот и разогрели свой голосок.

 А теперь проверим домашнее задание.

3)Чтение домашнего задания.

-чтение с. 11 (несколько учащихся)

Учащиеся.   Рассказ о гласных или согласных звуках.

Гласные звуки способные певцы, с хорошо поставленным голосом. Их легко петь. А согласные звуки  пыхтят, кряхтят, шипят, жужжат. У них нет голоса.

Учитель.  Почему гласные поются, а согласные хотят, но не могут?

Учащиеся.  Гласные имеют голос, а у согласных голоса нет.

   З.Формирование умений и навыков.

 а). Изучение нового материала.

Учитель.   А могут ли животные произносить звуки?

Учащиеся.  Животные могут произносить звуки.

Учитель.   А теперь мы узнаем, что об этом написал писатель Г.Сапгир

Учитель. А что вы знаете о медведе? (Высказывания детей)

Рассказ учащихся.

Медведь не привередлив в еде, все ест: и корешки, и ягоды,

и улиток, и разных мелких зверей и птиц. Но такого сластены,

как медведь, в лесу больше нет. Любит мишка разорить

гнездо диких пчел и полакомиться медом.

Не зря его назвали медведь, т.е. медоед.

Учитель. Что вы узнали о медведе?

Учащиеся.  Медведь любит мед. Его называют сластеной.

б) Чтение учителем

Учитель.  Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте и скажите, так может ли медведь произносить звуки. (Чтение учителем рассказа Г. Сапгира «Про медведя»

Учащиеся.  Да, медведь может произносить звуки.

в) Чтение учащимися текста.

Учитель. Теперь прочитайте сами текст и скажите, какие звуки произносит медведь?

Можете подчеркнуть карандашом.

Учитель.  Какие звуки он произносил?

Учащиеся.  Медведь может произносить звуки   (о), (э), (у), (а), (ы.)

Учитель. Что выражал медведь  звуками?

Учащиеся.  Медведь выражал  звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство

Учитель. Значит, могут ли звери произносить звуки?

Учащиеся. Да, звери могут  произносить звуки.

Учитель. Может ли звук (и) передать рев медведя?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Почему?

Учащиеся. У медведя голос грубый, а здесь звук звучит нежно, обозначает мягкость согласных.

Учитель.  А какие звуки могут передать рев медведя?

_ Найдите  и произнесите их в тексте.

Учащиеся. Рев медведя могут передать звуки (у), (о), (э), (Ы), (а).

Учитель.  Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы., У, А) произнести слово, выразить свою мысль?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Гласные звуки не составляют слово.

в) Работа над интонацией.

Учитель.  Давайте и мы выразим свои чувства звуками.  

О-О-О - с восторгом, удивленно, жалостливо;

 Э-Э-Э - растерянно;

У-У-У - с удивлением;

 А-А-А - нежно.

г) Чтение пословицы.

Учитель. Прочитайте пословицу и  скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.

«СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А  ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА»

Учитель. Почему так говорят?

Учащиеся. Человек умеет, произносит слова, а звери только звуки.

4.Физминутка. (музыка)

По лесу медведь идет,                             То направо повернется.

Этот мишка ищет мед.                             То налево поглядит.

Он голодный, невеселый.                         Где здесь рой пчелиный вьется?

Г де живут лесные пчелы?                        Кто среди кустов жужжит?

5.Продолжение изучение нового материала.

Учитель. Кто жужжал в лесу?

Учащиеся. В лесу жужжали пчелы.

 Учитель. Что вы знаете о пчелах?

Рассказ учащихся о пчелах.

«В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь»

 Учитель. Что узнали о пчелах?

Учащиеся. Есть пчелы - разведчицы. Прилетит пчела к улью и начинает танцевать. Пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица.

Учитель. Сейчас мы прочитаем о пчеле.

-Прочитайте фамилию автора.

 -Прочитайте название стихотворения.

 -По названию можно узнать, о ком пойдет речь?

Учащиеся. Мы будем читать о пчеле.

 б) Самостоятельное чтение учащимися.

Учитель. Обратите внимание на знаки препинания.

б) - Хоровое чтение, а после индивидуальное.

Учитель. Прочитаем хором так, чтобы почувствовать, как возмущается пчела.

в) Повторное чтение.

Индивидуальное чтение по строчке.

Учитель. Почему рассердилась пчела?

Учащиеся. Мальчик сорвал цветок.

Учитель. Почему вы подумали, что это мальчик?

Учащиеся.

Учитель. Можно ли услышать, как возмущается пчела?

Учащиеся. Да, можно. Уж-жасно, нуж-жен. Пчела жужжит.

Учитель.  А можно ли срывать цветы?

Рассказ учителя.

Нужно бережно относиться к природе, окружающему миру потому, что это наш дом. А дом надо беречь и защищать .

6) Подготовка к чтению стихотворения И. Гамазковой.

Учитель. А вы знаете, кто как кричит?

-Прочитайте в парах, подумайте, кто как кричит?

-Чтение вслух парами.

 Учитель. Трудно произносить правильный ответ?

-Почему при ответе вы могли ошибиться?

Учащиеся. Нет рифмы

Учитель. Обычно в стихах два последних слова рифмуются, а в этом стихотворении рифма подсказывает неправильный ответ.

РИФМА - слова близки по звучанию.

7) Игра «Подбери рифму»

Зайчик.. А теперь давайте поиграем в слова и подберем рифмы.

-Я буду называть слово, а вы подберите к нему другое слово, близкое по звучанию.

игра-(жара, кора, пора, зима, весна)

сказала – (пищала, молчала, сначала)

 на доске - (на песке, на заре, на траве)

7)Итог урока.

-Какое из произведений вам больше понравилось?

Высказывания детей.

-Что объединяет эти произведения?

Учащиеся.  Эти произведения о животных, звуках.

8)Рефлексия

1.С каким настроением уходите с урока?

2. Что понравилось на уроке?

9омашнее задание. -Выразительное чтение понравившегося стихотворения

. -Кто желает, нарисуйте рисунок к стихотворению. -Придумайте рифмы друг для друга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»

Тип урока: открытее нового знанияЦели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способно...

г. Сапгир "Про медведя", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

презентация к уроку литературного чтения. включает в себя, занимательные задания, речевую разминку, фотографии писателей и их книги, задания по стихам....

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

Урок открытия новых знаний с использованием современных технологий: системно- деятельностного подхода, дифференцированного обучения. ИКТ. С целью развития мыслительных способностей учащихся использова...

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

Г. Сапгир «Про медведя»,М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,И. Гамазкова «Кто как кричит?»Цели: познакомить с произведениями Г. Сапгира &laqu...