Конспект к уроку литературного чтения Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать умения работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b.zhitkov_-_pro_obezyanku-rabota_s_tekstom.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс:  3 «Ж»

Тема урока: Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать умения работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова

- научатся понимать поступки героев;

- будут развивать умения  работать с текстом;

- отвечать на вопросы, выполнять задания по пройденному материалу.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.

Тип урока: закрепление и обобщение пройденного

Оборудование: учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

1 мин

3 мин

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.

Апельсины и бананы очень любят обезьяны.

Любят детки, любят мамы.

Могут съесть их килограммы

Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.

- Прочитайте с веселой интонацией.

- А сейчас прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте с вопросительной интонацией. Молодцы.

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: составление слов

2 мин

-Ребята, а сейчас посмотрите на слайд. Там вы видите неправильные слова, составьте их правильно.

Бьназоеяк (обезьянка)

Алчмьки (мальчик)

Оатврищ (товарищ) Какие слова получились?

- Можете рассмотреть иллюстрации. (мальчик с обезьянкой, хулиганство)

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? (про обезьянку).

- Какие задачи поставим на урок? (познакомиться с произведением про обезьянку; узнать об авторе;)

- Хорошо.

Составлять слова;

Определять тему урока;

Определять задачи  урока;

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

3.

Решение частных задач.

Пр.: письм. и уст. упражнения

Физминутка

Сл.: монолог учителя, слово об авторе

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

10 мин

1 мин

3  мин

10 мин

- У вас на столах есть листочки с заданиями. Положите их перед собой.

…Очень хорош и красив чистый сосновый бор…(см. приложение)

- определите тему текста. (сосновый  бор)

- Определите тип текста. Как определите? (описание – что-то описывают, повествование- о чем – то рассказывают, а рассуждение- делятся со своими мыслями)

- Какой заголовок можно к этому тесту подобрать? Запишите.

- с чем сравнивает автор стволы старых деревьев?

- Посмотрите на 5 задание. Найдите предложение, где говорится о листьях брусники. С каких слов записано предложение? Как просят записать вас? Как будет звучать предложение? (1 ученик читает, что получится)

- Озаглавьте каждую часть текста вопросительным предложением. О чем говорится в первой части? (Хорош и красив сосновый бор?)

О чем говорится во второй части? (Что делают в сосновом бору?)

О чем говорится в третьей части? (Хорош молодой лес?)

- вставьте пропущенные буквы, определите границы предложений. Выделите корень в однокоренных словах. (сосновый, сосен, сосновом)

- Что такое грамматическая основа? (ГЧП- подлежащее и сказуемое)

- Выпишите словосочетание, укажите падеж. (Т.п.)

- запишите антонимы к словам. Что такое антонимы? (слова, противоположные по смыслу)

- Ребята, но прежде чем познакомиться с писателем и приступить к чтению рассказа давайте немного отдохнём.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем Борисом Степановичем Житковым.

Слово об авторе:

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, Мать — пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

А вот стать писателем Борис Житков не собирался.

Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.

О правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много. (выставка книг)

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Про обезьянку». Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Продолжите.

- Понравился ли вам рассказ?

- Кто главный герой рассказа? (обезьянка и мальчик)

- Чем интересен этот рассказ?

- От чьего имени ведется рассказ?

- Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа.

- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите отрывок из произведения и прочитаем по ролям.

- Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?»

- Как встретили  обезьянку в семье мальчика?

- Как решили оставить Яшку на ночь?

- Где переночевал Яшка?

- Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?

- А почему он это сделал, как вы думаете?

- Хорошо.

Выполнять задания с листочка

Определять тему текста

Определять тип текста

Записывать заголовок к тексту

 Записывать продолжение предложения

Озаглавливать текст вопросительным предложением

Определять границы предложений, вставить пропущенные буквы

Выписать словосочетание, определить падеж ИС

Выполнять движения

Слушать слово учителя о  писателе

Слушать учителя

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Информация о домашнем задании

1 мин

Прочитать рассказ с.83-96.

Записывать д/з

Регулятивные, коммуникативные

4.

Рефлексия. Подведение итогов

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Хотелось бы вам иметь дома такую обезьянку?

- Как вы думаете, справились бы вы с ней?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

- Домашнее задание: читать рассказ.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;