Главные вкладки

    Марк Твен "Приключение Тома Сойера" 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Ключник Елена Юрьевна

    урок  литературного  чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx18.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного   чтения.        15.05.2017 год.     Ключник Е.Ю.

    Тема:  Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

    Цели: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; учить пересказывать текст от имени героя; прививать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мышление.

    УУД:

    Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

    Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения.

    Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

    Ход урока.

    I.        Организационный момент

    II.        Речевая разминка

    1.        Чтение стихотворения.

    Я однажды ненароком

    Задремала за уроком.

    Мне уютно и приятно:

    Я на лодочке плыву.

    И одно мне непонятно, —

    Что во сне, что наяву.

    Вдруг неведомо откуда

    Раздается вдалеке:

    Шура Волкова, к доске!

    • Прочитайте (жужжащим чтением, шепотом, громко, с интонацией удивления, с сердитой интонацией, выразительно).

    2.        Словарная работа.

    —        Объясните значение слова «ненароком». Подберите синонимы к нему. (Нечаянно, невольно, случайно, неумышленно, непреднамеренно, невзначай.)

    III.        Ознакомление с жизнью и творчеством М. Твена

    1.        Вступительная беседа.

    • Сегодня мы ознакомимся с отрывком из повести «Приключения Тома Сойера». Знакомы ли вы с ней?
    • Кто герой этого произведения?
    • Слышали вы что-нибудь об авторе?

    2.        Рассказ учителя о писателе.

    Марк Твен (псевдоним Самуэля Лангхорна Клеменса) любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Самуэль Лангхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.

    Родился он в семье провинциального адвоката, детство провел в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедна, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошел учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. С началом Гражданской войны Клеменс из любви к приключениям записался добровольцем в армию южан, но прослужил недолго. Потом он искал серебро в Неваде, но старателем оказался неудачливым и в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже золота не искал, а только писал для газет и своими рассказами начал приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клеменсу исполнилось тридцать.

    Затем была репортерская работа, поездки, выступления с «лекциями» — публичными чтениями собственных юмористических рассказов, первая книга, женитьба на дочери состоятельного предпринимателя, большие литературные успехи, путешествия по всему миру, выход в свет одного романа за другим, большой дом в Хартфорде, мировая слава, два десятилетия благополучия и богатства. В те годы Твен основал приносившее хороший доход издательство, вкладывал немалые деньги в изобретения — парогенератор, наборную машину Пейджа — отчасти из любви к технике, отчасти стремления стать настоящим капиталистом, разбогатеть, надежно обеспечить семью.

    А после было банкротство издательства, потеря вложенных в изобретения денег, долги, кругосветное путешествие уж немолодого писателя с публичными чтениями, новые книги, смерть дочери, острые политические памфлеты, смерть жены, новые памфлеты, смерть другой дочери...

    Марк Твен написал очень много книг самых разных жанров и самого разного литературного достоинства. Он оставил более 25 томов произведений.

    С одним из них мы сегодня ознакомимся.

    IV.         Работа над содержанием отрывка

    1. Чтение отрывка хорошо читающими учащимися.
    2. Первичное восприятие текста.

    —        Каковы ваши впечатления от прочитанного?

    3.        Словарная работа.

    • Подберите синонимы к словам: бойко (живо, проворно), восседать (сидеть, посиживать (разг.)), любопытство (пытливость, интерес), поразительный (удивительный, дивный, потрясающий, ошеломляющий, разительный, головокружительный, умопомрачительный).
    • Подберите антонимы к словам: украдкой (открыто, явно), растерянный (находчивый).

    —        Объясните выражение «почтительная робость перед новым божеством...». (Он робел перед новенькой девочкой, которую успел полюбить.)

    4. Анализ  следующего отрывка.

    • О чем произведение Марка Твена?
    • Как можно озаглавить этот отрывок?
    • От чьего лица ведется рассказ?
    • Какие детали убеждают вас в том, что действие происходило много лет назад и в другой стране?
    • Что вас удивило, заинтересовало?
    • Что вы узнали о Томе?
    • Как можете охарактеризовать его? (Проказник, хитрец, выдумщик, любит приключения, сообразительный, любознательный, настойчивый и т.п.)
    • Что вы думаете о Бекки? Почему?
    • Какие уловки придумывал Том Сойер, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?

    2. Работа с иллюстрациями в учебнике.

    • Какими изобразил детей художник?
    • Совпало ли ваше представление с представлением иллюстратора?

    V. Итог урока

    —        Как вы думаете, бывает ли любовь в таком возрасте? Знакомо ли вам это чувство?

    Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени Тома Сойера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

    Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

    Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

    Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

    Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

    Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...