М. М. Пришвин «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе "Школа России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.m._prishvin_vyskochka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка»

Цели урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

- разовьют умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Личностные:

- формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – литературное чтение 4 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация, раздаточный материал.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: ответы

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

 Проверка домашнего задания

(Творческий пересказ текста от имени Барбоса.)

Речевая разминка (работа с текстом из учебника)

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка и решение  учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Словесный: беседа

Сегодня мы познакомимся с новым произведением.

Посмотрите внимательно на портрет писателя.

-Может кто-то узнал этого человека? Как его зовут?

- Это Михаил Михайлович Пришвин. И его биографию нам расскажут ……

Рита: М. Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

Карина: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы.

“Я научился понимать, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются”, – говорил Пришвин.

Катя: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.

У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что–то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.

– Какие рассказы Пришвина Вы читали?

Учитель: В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Такие произведения, учат понимать и беречь родную природу.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - человек, который стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле, и что он лучше других. (слайд)

-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ)

-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-Перед чтением проведём словарно-лексическую работу.

- Соедините слова и выражения с их значением(в парах)(на карточках)

Проверка.

Открываем учебники с.92. Сейчас мы прослушаем запись, где рассказ будет читать актер, вы следите по тексту.

Я буду иногда останавливать, и задавать вопросы.

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

- Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Анализировать, рассуждать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: чтение текста

Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда)

- Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою словесную пирамиду.   (5 человек в группе) (на карточках)

Проверка.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в паре

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать

Анализировать

Выполнять задание

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока. Рефлексия. 

- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал»

Рефлексия

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства …

Рассказ помог понять …

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Записывать домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка".  УМК "Школа России"....

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Урок литературного чтения: М, М. Пришвин "Выскочка"

Урок литературы проводился в 4 специальном (коррекционном) классе...