Нетрадиционный урок по литературному чтению для 4 класса на тему: «В стране героев Андерсена» (литературная викторина)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Луценко Елена Николаевна

Нетрадиционный урок по литературному чтению  для 4 класса на тему: "В стране герев Андерсена" (Литературная викторина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lutsenko_e.n.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок по литературному чтению для 4 класса на тему:

«В стране героев Андерсена» (литературная викторина) учителя начальных классов Луценко Е.Н.

Тема: «В стране героев Андерсена».

Цели:
- Расширить знания детей о писателе Х.К.Андерсене.

- Привить любовь к творчеству Андерсена.
Задачи:
- Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка.

- На произведениях Андерсена показать, что добро всегда побеждает зло.

- Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

- Развивать эстетический вкус. Сформировать устойчивый интерес к чтению.

Оформление: портрет Г. Х. Андерсена, книги сказочника, записи музыкальных произведений.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, звездочки, призы.

Ход урока.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок литературного чтения. Это урок – викторина по сказкам Х.К. Андерсена. Но прежде послушайте биографию писателя.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.

Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.

Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.

Всего за свою жизнь Х.К. Андерсен написал более 150 сказок.

 Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце урока мы их подсчитаем. У кого звездочек будет больше, те из вас получат призы.

Начнем мы с разминки. Отгадайте загадки.

Девочка спит и пока не знает,
Что в этой сказке ее ожидает,
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка?
(Дюймовочка, Х-К. Андерсен)
 

Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. 
(Принцесса на горошине)
 

Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… 
(Снежная королева)
 

Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал….
(Свинопас)

Молодцы. А теперь начинаем нашу литературную викторину.

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

Конкурс 1. «Откуда эти строки?»

  1.  Далеко-далеко. В той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. (Дикие лебеди)
  2. Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно. (Принцесса на горошине).
  3. Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку - отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. (Огниво)
  4. Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у своей матери. (Гадкий утенок)

Конкурс 2. «По страницам любимых сказок» 

Звучит музыка из сказки «Принцесса на горошине»

1.        Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)

2.        Кто пошел отворять ворота принцессе? (Король)

3.        Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)

4.        Что сказала принцесса, когда ее спросили, как она почивала? (Ах, очень дурно)

5.        Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)

6.         Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)

Звучит музыка из сказки «Дюймовочка»

1.        Почему женщина пошла к колдунье? (Потому что ей хотелось иметь ребёнка)

2.        Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)

3.        Что служило крошечной колыбелькою для новорожденной? (Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха)

4.        Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)

5.        Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)

6.        Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

Звучит музыка из сказки «Гадкий утенок»

1.        Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)

2.         Каким по счету родился Гадкий утенок? (Последним)

3.         Кем посчитали птенца, пока он не прыгнул в воду? (Индюшонком)

2.        В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

Звучит музыка из сказки «Стойкий оловянный солдатик»

1.        Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)

2.        В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)

3.        Из чего была сделана барышня в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Из бумаги)

4.        Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)

Звучит музыка из сказки «Снежная королева»

1.        Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)

2.        Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)

3.        Кого Герда встретила на своём пути, пока искала Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)

4.        Что обещала Каю Снежная королева. (Пару новых коньков и то, что он станет себе господином)

5.        Почему река не забрала башмачки Герды? Потому что она не могла вернуть девочке Кая взамен башмачков)

6.        Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)

Звучит музыка из сказки «Дикие лебеди»

1.Сколько было братьев у Элизы? (Одиннадцать)

2. На ком женился отец Элизы? (На злой королеве)

3.Как королева отнеслась к детям? (Она их возненавидела)

4. Почему девочке пришлось расстаться с братьями? (Потому что братья превратились в лебедей и покинули дворец)

Звучит музыка из сказки «Огниво»

1.        Откуда шёл солдат по дороге? (С войны)

2.        Кто встретился солдату по дороге? (Старая ведьма)

3.         Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)

4.        Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).

5.        Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)

6.        Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)

Звучит музыка из сказки «Свинопас»

1.        Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)

2.        Какое живое существо преподнес принц принцессе? (Соловья )

3.        За что император выгнал принца и принцессу? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)

4.        Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)

Звучит музыка из сказки «Новое платье короля»

1.        За кого выдали себя иностранные гости - обманщики? (За ткачей)

2.        Что обещали обманщики королю? (Платье из ткани, невидимой для глупцов)

3.        Куда отправился король в новом платье? (Шествовать по улице)

4.        Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)

Конкурс 3. «Волшебные предметы» 
1.        Горшочек и трещотка («Свинопас»), 
2.        Огниво («Огниво»), 
3.        Волшебный напиток («Русалочка»), 
4.        Ячменное зерно («Дюймовочка»), 
5.        Волшебное зеркало («Снежная королева»), 
Объясните, в чем состояло волшебство этих предметов и напитков.

Конкурс 4. «Сказочная математика»

1.        Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)

2.        Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)

3.        Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)

4.        Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)

5.        Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс 5. «Птицы и звери»

Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?

1.        Ворон («Снежная королева»)

2.        Жаба («Дюймовочка»)

3.        Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)

4.        Ласточка («Дюймовочка»)

5.        Кот («Гадкий утёнок»)

6.        Собака («Огниво»)

7.         Большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»), 

Конкурс 6. «Чьи это вещи?»

Определите, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине Герды.

Вещи в рюкзаке Кая:

1.      Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

2.     Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)

3.     Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)

4.     Горошина. («Принцесса на горошине»)

Вещи в корзине Герды:

1.     Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)

2.     Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)

3.     Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)

4.     Бусы из ракушек («Русалочка»)

Конкурс 7. «Кто есть, кто?»

1.    Кто из героев Андерсена знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)

2.     Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было особое платье”? (Король; «Новое платье короля».)

3.     Кто из героев Андерсена совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы (Стойкий оловянный солдатик)

4.     Кто поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)

5.     Кто из героев Андерсена владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя. (Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

На этом викторина окончена. Сейчас подведём итоги викторины. (Подсчёт количества звездочек у детей и награждение победителей) Те из вас, ребята, кто получил звездочек больше, получают призы. Молодцы!

Литература

1)        Бодрова О. А. Волшебный зонтик [Текст] / О. А. Бодрова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 58-60.

2)        Великий сказочник Датского Королевства. История жизни Х. К. Андерсена [Текст] // Мурзилка. – 2005. - № 2. – С. 6-8.

3)        Маленкова Ю. М. Сказочная наука Х. К. Андерсена [Текст] / Ю. М. Маленкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №. 9. – С. 91-94.

4)        Оденсе, остров Фюн [Текст] // Мурзилка. – 2005. - № 2. – С. 9-10.

5)        Скляренко Н. С. Самый любимый сказочник [Текст] / Н. С. Скляренко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 3. – С. 65-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...

Литературное чтение 4 класс «Авторское мастерство создания образов героев –животных» Рассказ Е.Чарушина «Кабаны».

Знакомство с рассказом Е.Чарушина «Кабаны». Анализ произведения, создание плана для того, чтобы проследить, как меняется настроение автора, подготовке к пересказу и создания аннотации. Наб...