Работа с притчей на уроках ОРКСЭ
опыты и эксперименты по чтению (4 класс) на тему

Чернобаева Татьяна

Работа с материалом притчи на уроках ОРКСЭ. Построение беседы по прочитанному тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pritchey_svetlyachok.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №6 (работа  с притчей)

Учебный предмет “Основы светской этики”, 4 класс.  Чернобаева Т. А.

Тема: « Дружба и порядочность»

Цель: Формирование у обучающихся представлений о понятиях “Дружба и порядочность” как важнейших нравственных ценностях.

Задачи:

  1. Определить понятие “дружба”, “друг”, “приятель”, “товарищ”, “порядочность”; правил дружбы и т.д.
  2. Содействовать воспитанию таких положительных качеств, как умение дружить; дорожить дружбой.
  3. Развивать коммуникативные способности и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; способствовать сплочению класса – дружбе.

Основные средства наглядности: Презентация.

Ожидаемые результаты: На данном уроке проходит работа в группах, которая даёт представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Показать  детям понятия "настоящей" и "ложной" дружбы. Сделать выводы, что настоящая дружба бескорыстна.

 Развиваются коммуникативные навыки через совместную работу и принятие решений.

Глоссарий: Дружба, Порядочность, Бескорыстие, Друг, Приятель, Товарищ.

Место в ходе  урока

Знакомство с новым материалом.

1. Чтение учителем притчи (тексты есть и у детей):

Светлячок.

        Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поет прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это все не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем “что надо”, а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо граненый бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком  с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во чтобы то, ни стало стать его другом  (ведь он ничем не хуже),  за ним  третий, четвертый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно. А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы ее дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зеленое море травы, слезы росы и любовь. Он во всем видел любовь. Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Бог Дружбы Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил все-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

        – Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
        – Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
        – Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца. Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком. Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год. Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: “Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла”. Один сказал… Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок , куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:

– Что случилось? Я так по тебе соскучился. 

– А разве ты не видишь? 

– Нет, – честно ответил мальчик.

– Ну, и ладно, – сказал светлячок. 

– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик. 

– Что? – удивился светлячок.

– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это. И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу. 

– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом. 

– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

2. Обсуждение прочитанного.

- О чем эта притча? (О светлячке, о дружбе, о друзьях)

- Каким был светлячок? зачитайте из текста (ответы детей с использованием текста)

- Хорошо ли пел светлячок? (нет, но думал, что хорошо; он был наивным и глупым, не разбирался в друзьях)

-Почему с ним хотели дружить все окружающие? (потому что он был как бриллиант, всем хотелось иметь такого "блестящего" друга, потому что такая дружба престижна)

- О чем пел светлячок? прочтите из текста. (обратить внимание на фразу "Он во всем видел любовь")

- Он был рад вниманию слушателей и друзей? (да, даже привык к такому вниманию, ему льстило внимание)

- Когда появился среди его слушателей мальчик, как он слушал светлячка? (не глядя на него, просто слушал; сказал, что красиво - это сказал о песне, а светлячок думал, что о нем)

- Что произошло, когда светлячок постарел? (он перестал блестеть; друзья его покинули; обидели, сказав, что он тускл, как кусок стекла и к тому же у него нет слуха)

- Как отнесся к нему мальчик? (он обрадовался его появлению, сказал, что соскучился)

- Почему светлячок решил спеть мальчику про дружбу? (он теперь знал, что это такое)

- Что понял светлячок? (ответы детей)

- Что такое настоящая дружба и ложная? (ответы детей)

- Какими были друзья светлячка в начале текста, каким оказался мальчик? (все были ложными, кроме мальчика)

- О чем говорит нам притча? (о дружбе, о дружбе ложной и настоящей)

-Как же отличить настоящего друга от ложного? найдите важные слова в тексте (настоящий друг будет просто нужен, нужен даже без блеска)

-Как найти для себя настоящих друзей? (ответы детей)

- Как самому стать настоящим другом? Какими качествами нужно обладать? (нужно быть честным, бескорыстным, доверять  другу, не подводить, быть надежным, поддерживать друга, уметь сказать правду, быть порядочным) - остановиться на понятиях "надежность" и "порядочность" - обсудить.

-Как различаются, на ваш взгляд, понятия "друг", "приятель", "товарищ"? Какое из них "глубже", важнее? (ответы детей)

- Понравилась ли вам притча? Над чем заставила задуматься? (ответы детей).

Далее перейти к следующему этапу урока (написать на лепестках ромашки качества, которыми должен обладать настоящий друг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....

Притчи для уроков ОРКСЭ

Материал можно использовать при подготовке к урокам ОРКСЭ....

Притчи на уроках ОРКСЭ

Работа написана с целью показать значение притчи в жизни современного человека....

Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ

Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...

Работа с притчей на уроках ОРКСЭ

Работа с притчей на уроке ОРКСЭ по теме "Дружба и порядочность"...

Христианские притчи на уроках ОРКСЭ.

В курсе ОРКСЭ притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения....

Работа с притчами на уроках ОРКСЭ

Работа с притчами на уроках ОРКСЭ...