Работа с притчами на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ на тему

Брага Наталья Вениаминовна

Работа с притчами на уроках ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_pritchami_na_urokah_orkse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Работа с притчами на уроках ОРКСЭ

 (возраст детей, на которых рассчитана данная работа- 10-15 лет)

Брага Наталья Вениаминовна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 10»

г. Подольск

2018 год

     

     Читать – значит мыслить, мыслить – значит действовать. К сожалению, немногие способны пережить творение писателя, художника, как акт собственной жизни, готовы к общению с письменным словом. Как и любой другой язык, язык искусства надо знать и уметь изъясняться на нем. Именно поэтому уроки «Основ религиозных культур и светской этики» -   это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из них является метод художественно-педагогической драматургии. Эффективное введение в идейно-эмоциональную сферу художественных произведений, необходимое для организации заинтересованного, осмысленного целостного восприятия, может быть обеспечено, в частности, за счет перехода к методам художественно-педагогического воздействия. Метод  художественно – педагогической драматургии (театральный) тесно связан  с  информационно - коммуникативными, проектными технологиями  и  технологиями проблемного обучения.  Метод   работает и на   формирование  всех  ключевых компетенций Он, делает уроки более яркими, запоминающимися, организует развитие ребенка через постановку проблемы  по «вечным вопросам жизни».              Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься».

Этот метод позволяет выстраивать целенаправленные действия учителя на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии, организовывать   на уроке общение учащихся с произведениями искусства различных религиозных жанров, в том числе и с притчами, использовать силу эмоционального воздействия слова  и, на его основе развивать восприятие художественного мира и получать знания, необходимые для понимания такого литературного жанра, как притча.           

               

         

               Говоря об уроке «Основ религиозных культур и светской этики» в рамках работы с притчами, мы чаще всего используем такие понятия, как урок–образ, урок-погружение и урок-спектакль. Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. Собственный опыт показал, что при использовании метода художественно-педагогической драматургии для нас наиболее важными являются следующие моменты:

  • Тщательная проработка замысла урока.
  • Логическая последовательность смысловых частей учебного материала - притчи;
  •  Событийный анализ  притчи, как цепь «экстремальных ситуаций»;
  •  Факты-раздражители для основных событий урока;
  • «Оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;
  •  Предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
  •  Образное осмысление смысловых частей в событийной цепи притчи (ассоциации, сравнения, метафоры);
  • Предвидение реакции учащихся на запланированные события.

         В принципе сам замысел у каждого из нас рождается по-своему. И не всегда все указанные выше параметры осознаются и продумываются. Основными шагами разработки режиссерского замысла при работе с  притчей для нас являются ответы на следующие вопросы:

                                                                 

            Каков ожидаемый результат? Что я хочу получить в конце этой работы? Какое новообразование сформируется у учащихся в итоге воплощенного замысла?   Какие «провокационные» вопросы, суждения будут «двигать» урок от этапа к этапу? Чем будут заняты учащиеся на каждом этапе? Как будут реагировать?

            На наш взгляд, самым трудным является этап разработки композиции урока, т.е. логической последовательности смысловых и событийных элементов урока, объединяемой в единое режиссерско-педагогическое действие.

            Рассмотрим основные композиционные элементы притчи.

            Экспозиция или исходное событие. Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу.

      Завязка или основное событие. Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи.

       Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы.

        Кульминация (центральное событие) – это критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы притчи .

           Развязка (финал, главное событие) – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока.

                                                             

И этап «Последействие» - это самостоятельный творческий поиск. самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства.

            Учитель курса «Основ религиозных культур и светской этики», должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению — артистизм.

                При инсценировке притчи  важно помнить о следующих моментах: организация сюжета, выстраивание конфликта. Богато используется символика, образность. Взаимоотношения строятся без большого психологического оправдания. Не добавляя ни единого слова, точно по тексту,  мы можем превратить весь  текст  в слова героя, то есть сделать его действенным.  При той сжатости,  которая существует в притче,  где каждое слово несет смысловую нагрузку,  - сокращение сделать трудно.

Два принципа инсценировки притчи:

1) Найти такой вариант сценического решения, чтобы не было лица от автора, то есть ведущего, а все слова включались бы в диалог.

2) Позволяет ввод в инсценировку лица, комментирующего косвенной речью.

А теперь приведем фрагмент урока в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Милосердие».

         Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

                    Любовь бывает разной. Она бывает радостной. Например, когда человек любит кого-то, он радуется встрече с ним. Его лицо словно светится счастьем.

           Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает  при встрече с чужой бедой. Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а  не потому, что он твой друг.

МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН

         Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

                 Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий.

                 Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».

              Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие».

          Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

  1. Прочитай притчу и ответь на вопросы:

                                                       

  • Какой вопрос был задан Христу?
  •  Как ответил Христос?
  • Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло?
  • Кто шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них?
  • Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
  •  Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи?
  •  В чем проявляется милосердие христианина?

Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви.

2. Обсуждаем – размышляем. «Доброта человека и его добрые дела».

Ответь на вопросы.

  • Можно ли требовать за совершённое доброе дело оплату или оно должно быть бескорыстным?
  • Назови те добрые дела, которые ты сможешь выполнить.
  • Подумай, готов ли ты быть добрым, если знаешь, что вся твоя работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит?
  • Готов ли ты делать добрые дела, если никто тебя за них не похвалит и их не заметит?
  • Можно ли приобрести (купить) доброту за деньги?
  • Можно ли просить плату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане?
  • Ответь на эти вопросы письменно в небольшом сочинении-эссе на поставленную тему.

                                                       

Таким образом, встреча с книгой через чтение, инсценировки текстов, беседы  с авторами – это одно из основных орудий школы, которым она должна действовать и влиять  как на умственное, так и на  нравственное развитие своих питомцев. Осуществляется приобщение школьников к мировым духовным и культурным ценностям. 

Известный американский писатель Уильям Ченнинг сказал: «Книги делают нас наследниками духовной жизни минувших веков», поэтому духовно – нравственное воспитание школьников с использованием школьного музея и курса «Основ религиозных культур и светской этики» невозможно без книг.

О приложении к положению о конкурсе – 06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....

Притчи для уроков ОРКСЭ

Материал можно использовать при подготовке к урокам ОРКСЭ....

Притчи на уроках ОРКСЭ

Работа написана с целью показать значение притчи в жизни современного человека....

Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ

Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...

Работа с притчей на уроках ОРКСЭ

Работа с притчей на уроке ОРКСЭ по теме "Дружба и порядочность"...

Христианские притчи на уроках ОРКСЭ.

В курсе ОРКСЭ притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения....

Работа с притчей на уроках ОРКСЭ

Работа с материалом притчи на уроках ОРКСЭ. Построение беседы по прочитанному тексту....