урок литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дуброва Инна Анатольевна

Легко ли смеяться над собой?(В. Драгунский " Надо иметь чувство юмора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_v_dragunskiy.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: ДЕНЬ СМЕХА

Тема: Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

Создание эмоционального настроя на урок « В каждом маленьком ребенке»

-Какое настроение вызывает у вас эта музыка?(радостное веселое)

-А над чем смеются люди?(над смешными случаями)

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

К  Выразительно читать и пересказывать текст.

П. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

.К.Выразительно читать и пересказывать текст.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Л. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Л Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Р.Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

Подготовка к восприятию

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

Работа с текстом до чтения.

-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.

- я назову произведения, героев и вы сразу догадаетесь – кто это. Дениска, «Мишкина каша»,, «Заколдованная буква», «А он живой и светится»…кто это? Конечно, Виктор Драгунский.Вы много читали его произведений.

-Мы спросили взрослых в зале:

“Вы Драгунского читали?”

А в ответ-вот это да!!!

Все сказали дружно “ДА!”

- Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы? Каким же был Виктор Драгунский?

 СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ (выступление подготовленных детей)

1УЧЕНИК

В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».

2 УЧЕНИК

 А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике.

3 ученик

 Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение.

4 УЧЕНИК

 Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.

 

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

В.Драгунский прожил интересную и разнообразную жизнь. Детство его прошло В Гомеле, в небольшом городе Белоруссии. Он рано лишился отца, но не чувствовал себя сиротой, потому что рядом был отчим,боевой командир. ОН любил сына,часто сажал его на коня, давал подержать саблю. Мать работала, а он  целыми днями играл с ребятами. В 17 лет он поступил в актерскую школу,в 40 лет он стал писать книги. Ему очень много приходило писем от читателей, на все письма он отвечал. Свое письмо всегда заканчивал словами.

 «ДРУЖБА! Верность! Честь!»

-Ребята,каким был писатель?

ВЫСТАВКА КНИГ

На доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский

 -Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.)

 - А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа)

 -Как относятся к человеку с юмором?

-А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский?

...что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.

Работа в учебнике

. -Давайте откроем учебники с.169 и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.

-Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?

 -Вы узнали героев?

-Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)

Прочитайте формулировку темы урока Тема: Легко ли смеяться над собой?

 -Как бы вы ответили на этот вопрос?

-А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение части 1

по ролям

Автор

Дениска

Мишка

Папа

2. Выявление первичного восприятия.

-Ребята, я видела, как во время чтения вы все улыбались.

Что вам показалось интересным в первой части?.... Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались?..

.А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись)

-Что же так развеселило героев?

 -Встретились ли в тексте незнакомые слова?

 -Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек?

Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?..

_Так почему же Денис и Миша допустили много ошибок в своих работах» (они все время отвлекались)

-А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?

 -Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора.

 3. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение).

При чтении части 2 в конце нужно провести диалог с автором:

После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!”

 - Кого папа имел в виду?  Найдите в тесте на этот вопрос. (Тут папа остановился…)

После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали»

-Они смеялись почему- то или над кем-то?  «….мы этого ещё не проходили»

- А Дениске было смешно? Почему?  «…такого скоро выгонят из школы»

- Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал?

 - Как вы думаете о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?

ЧТЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ

При чтении части 3 нужен небольшой комментарий:

После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?!

После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!

-А целина это…..?»(Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.)

СЛОВАРЬ,ИНТЕРНЕТ

- Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину. После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!”

Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!

После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?

После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?

4. Обобщающая беседа.

а) Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? (Слушаем версии детей.) А почему всё-таки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил, что несправедливо папа про него говорит; обиделся, что папа с Мишкой смеялись.)

б) Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над собой.)

в) Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем.) 

А у его отца? (Конечно. Задачку придумал смешную и полезную.)

г) Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (Задача заставила сына задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны.)

5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

1. Озаглавить части рассказа

2.Какие советы вы могли бы дать героям

3.Тема-

Основная мысль-

4.Смысл пословицы « В каждой шутке есть доля правды»

Проверка по окончании работы.

3. Работа с текстом после чтения.

1. Итоговая беседа.

 -Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”

Значит, обладать чувством юмора не простая задача.

Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко?

- Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные) -Чему учит нас рассказ В. Драгунского? Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим, а что главное – это умение смеяться над собой!

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Итог.

- Какой вопрос мы поставили вначале урока? Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока? Что вы поняли для себя?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

РЕФЛЕКСИЯ

Мне понравилось

Меня огорчило

Я узнал и понял

Что было интересно на уроке

IV. Домашнее задание.

1. Пересказать рассказ, используя план.

2. Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора?

3.Составить юмористическую задачу про себя.

4.Какую жизненную ситуацию из жизни вспомнили, напишите её.

Дополнительное задание. Работа с произведением после чтения Работа в четвёрках: Написать синквейн о главном герое (схема синквейна дана) Отчёт групп.

Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”

 +кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыкать не умеют)

+ что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)

+ почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)

+ одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)

 + на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)

 + что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

+ когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)

 + мышеловка из 5 букв (кошка)

 + чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (ям

Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы.
Пусть книг его задор , веселье
Зарядят оптимизмом вас,
Поднимут ваше настроение.
До новых встреч и в добрый час!.

Раздать карточки советы о том как развивать чувство юмора.

1. Создавайте веселую атмосферу.

2. Общайтесь с веселыми людьми, обладающими хорошим чувством юмора.

3. Не бойтесь смеяться над собой. Это нормально использовать себя в качестве субъекта для юмора и шуток. Чаще смейтесь над собой. Это поможет создавать ту самую веселую атмосферу вокруг себя.

4. Коллекционируйте шутки. Читайте новые анекдоты в юмористических изданиях. Смотрите хорошие юмористические шоу. Используйте те шутки, которые показались вам особенно смешными, в качестве основы для своих собственных шуток. Попробуйте выбрать определенные шутки для конкретных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...