Буква Э,э, звук [Э]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Габова Ирина Александровна

Конспект урока чтения и письма на тему "Буква Ээ, звук [э]", период обучения грамоте, программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Буква Ээ, звук [э]

Как человек научился летать?

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знать звук [э], букву, обозначающую его;
  • читать слова, предложения с буквами Э, э;
  • научиться соотносить звук [Э] и букву, его обозначающую. 
  • характеризовать  звук с опорой на ленту букв.

Личностные результаты:

  • готовность работать в паре
  • освоение правил поведения на уроке
  • принятие и освоение социальной роли обучающихся,             развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  1. Орг.момент, мотивация.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Все сумели вы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Вы уже пол года первоклассники, вы стали настоящими школьниками и вам все школьные задания по силам. Желаю нам с вами удачи!

  1. Актуализация.

- Что мы делаем на уроках чтения и русского языка? (читаем, пишем, знакомимся с новой буквой).

- Как думаете, чем будем сегодня заниматься? Какую цель поставите на сегодняшний урок? (познакомиться с новой буквой)

- Сегодня мы тоже познакомимся с новой буквой. Чтоб узнать, что это за буква, предлагаю вам послушать песенку. Задание послушать, узнать букву и запомнить слова эту букву.

- С какой буквой будем знакомиться? (Э)

Ээ

          - Какое мужское имя на эту букву услышали? (Эдик)

- А женское? (Элла)

Вот какие имена, можно сказать редкие, не часто встречаются.

На уроке мы с этими именами еще встретимся сегодня.

- Кроме этого в песенке прозвучали еще другие слова на эту букву. Какие? (электричка, эскалатор, этим, энергично)

- Какие еще слова на эту букву вы знаете? (экология, экскаватор, эскимо, экран, этикетка, этика, эрмитаж, …)

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Кто уже знал раньше, как выглядит и называется эта буква?

Многие в нашем классе пришли в школу и уже умели читать, следовательно и знали эту букву. Но в школе вы узнали, что знать букву – это мало, важно знать о том, что прячется за буквой.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что нам помогает знакомиться с новой буквой? (доска, учебник, лента букв, учитель).

- Откроем учебник на странице 57, прочитаем тему.

- Что такое буква? (это то, что мы видим и пишем)

- Где видим и пишем буквы? (книга, компьютер)

- Что такое звук? (это то, что мы слышим и произносим)

- Где используем звуки? (в речи, в общении)

- Произнесите все звук буквы Э (эээээээээээ)

  1. Реализация построенного плана.

На доске рассыпались элементы схем-звуков

- Давайте определим, что ему подходит?

  • Гласный, т.к.  поётся, не встречает преград, подходит красный звуковичок.
  • Э – гласный 1 ряда, даёт команду предшествующей букве «Читайся твёрдо» (проверим по учебнику - сова)
  • Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
  • Э может быть ударный или безударный.
  • - А  глухой или звонкий  звук обозначает? (никакой, гласные не могут быть гл.или зв.)

Лишнее убираем.

Итак, про звук Э мы уже рассказали все, что знаем о нём.

Теперь эти знания нам нужно использовать в уроке.

  1. Первичное закрепление с проговариванием.

Смотрим в учебник на страницу 57 – поля.

- Что видим на полях? (букву Ээ)

- Почему там 2 буквы Э? (заглавная и строчная, зачем заглавная, зачем строчная)

- Кто изображён на иллюстрации?

- Что делает? (кричит)

- Как думаете для чего? (заблудилась, завет кого-то)

- Что же она слышит в ответ, поможет схема и слова. (эхо)

- Кто слышал эхо?

- Где в схеме слова эхо спряталась буква э? (за 1 квадратиком)

- Сколько слогов? (2) Хлопнем

- Сколько гласных? (2)

- На какую букву падает ударение? (Э)

Произнесем: эхо, эхо, эхо, эхо, ээээхо

- Кто прочитает 2 слово? (экран)

- Сколько слогов (2) хлопнем

- На какую падает ударение? тянем

- Чем похожи слова эхо и экран? (2 слога, начинаются на букву Э)

Сейчас мы разговаривали о словах с буквой Э в начале. Но ведь буква Э еще встречается и в середине.

Найдите 2 слова.

- Где в них находится Э? (в середине слова) – покажите пальчиком.

Прочитайте самостоятельно

- Кто прочитает? (аэроплан, аэробус)

- Сколько слогов в 1 слове?

- Сколько во 2?

- Как проверить? (посчитать гласные, сколько гласных, столько и слогов)

- Что такое аэроплан и аэробус? (летательные аппараты)

Поговорим о летательных аппаратах.

- Рассмотрите рисунки на с.56. Прочитайте тему для беседы. (Как человек научился летать)

- На иллюстрациях есть разные летательные аппараты, попробуйте с соседом разобраться,  какие летательные аппараты там изображены, какие у них названия.

- Поднимите руку та пара, кто знает все названия летательных аппаратов.

- Раз не знаете, постараемся сейчас узнать.

- Есть ли там аэробус? (есть, оказывается аэробус)

- Кто знает что такое аэробус? (аэробус – это современный самолёт, так же самолётом является боинг. Они очень похожи и отличаются только техническими особенностями)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Кто из вас  когда-то летал на самолёте?

- Какие чувства вы испытали? (страшно, понравилось)

- Оказывается человек издревна стремился летать как птица. Какие приспособления на ваш взгляд самые старые? (человек с лопастями)

- Летать на них не получалось. Каких только приспособлений не создавал человек, чтоб подняться в воздух.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Но люди, глядя на птиц, всё же мечтали перемещаться по воздуху  на дальние расстояния, с возможностью перелетать  водные просторы, горы. Конструкторы разных лет бились на созданием летательных аппаратов. И мало по малу им удавалось создавать разные летательные средства. – воздушный шар, парашют, дирижабль, аэроплан, дельтаплан, аэрошют  и даже аэроцикл.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Потом средства все совершенствовались и совершенствовались. Человек мог всё выше и дальше отправляться в полёты.

В современном мире чаще всего используются аэробусы-самолеты-боинги для граждан, вертолёты и аэропланы для разных служб, военные самолёты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Но и этого людям было мало, чем современнее становился человек, тем больше ему хотелось исследовать пространство все дальше и дальше, все выше и выше. Тогда авиаконструкторы стали работать над исследованием космоса. Работа была сложная, потому что было неизвестно что же там, в космической дали. Сначала учёные разработали космические корабли, ракеты, пытались запустить их в космос пустыми. Потом отправляли в путешествие в космос животных. Но этого было недостаточно. И было решено готовить в космос человека. Это была сложная и тревожная обязанность. Нужно было подготовить все так, чтоб это не было опасным для жизни лётчика-космонавта. И первым отважным человеком, совершившим полёт в космос, стал наш соотечественник, космонавт нашей страны.

- Кто знает его ФИО? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Юрий Гагарин

          Весь мир был в изумлении, узнав, что нашей стане удалось покорить космос. Вся страна, все граждане  тогда и до сих пор испытывают чувство гордости за первого космонавта на земле, за то, что космонавт именно нашей страны первым покорил космос, еще говорят «Открыл путь в космос».  

Что же он увидел и люка своей ракеты? Прочитаем в стихотворении с.57

Сами читают.

- Какой знак стоит в конце? Почему? Как надо читать?

- Кто прочтет вслух для всех?

Кто желает дома можете выучить это стихотворение наизусть.

Конечно, быть космонавтом сложная и даже героическая работа. В космонавты годятся только полностью здоровые, выносливые и смелые люди.

Кто знает, может кто-то из вас тоже когда-то будет космонавтом или пилотом самолета.

ФИЗМИНУТКА

Самолёты загудели,

Самолёты полетели,

Полетели, полетели,

На полянку тихо сели.

ПИСЬМО

Тренироваться в чтении слов с буквой Э мы будем с вами так же на следующем уроке, у нас еще будет на это время.

А сейчас мы приступаем к письму новой буквы.

Откройте страницу 26 в прописи. То, что осталось с карантина незаписанное оставьте, мы будем писать с вами на след.уроке и завтра.

- Какую букву будем писать? (заглавную букву Э)

- Для чего нужны заглавные буквы?

- Посмотрите на образец, похожи ли между собой буквы?

- Есть ли сложные элементы?

- Из каких элементов состоит?

Пропишем элементы вверху страницы + узор

Несмотря на то, что эта буква несложная, у учеников возникают проблемы с её написанием. Давайте посмотрим, какие ошибки можно совершить?

ошибки

ошибки

ошибки

ошибки

Ошибки

Правила письма: сели ровно, поставили ноги, положили правильно пропись. Покажите, что готовы писать.

Показ образца.

Пишут всю строку.

Зажгите красный огонёк под самой красивой буквой.

- Что видите на следующей строчке? (имена)

- Как они написаны?

- Где встречались с этими именами? (в начале урока в песенке)

Письмо слов со мной вместе.

Письмо предложений со мной вместе.

итог

Изучение буквы Э и её характеристик мы только начали, в прописи нас ждут еще задания, выполнить без азбуки которые мы не сможем. Продолжим изучение на следующем уроке.

Но сейчас подведем итог по этому уроку.

- С какой буквой познакомились?

- Кто запомнил её характеристику?

- Кто считает, что у него отлично уже получается писать эту букву?

- Что нового узнали из истории  полёта человека в небо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...